Приемы формирования рефлексивных действий обучающихся.
Стащук Лариса Александровна,
учитель МАОУ «СОШ №15»
высшей квалификационной категории
…Из всех приключений, уготованных
нам жизнью, самое важное и интересное –
отправиться в путешествие внутрь самого
себя, исследовать неведомую часть самого
себя.
Ф. Феллини
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач школы является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и осознанности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Ценность сформированных рефлексивных действий обучающихся в образовательном пространстве состоит в том, что они помогают ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, необходимых в современных условиях:
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Алгоритм групповой рефлексии
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
делало её более эффективной
тормозило выполнение задания
не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
Какой стиль общения преобладал в работе?
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
нежелание наладить контакт большинства участников группы
непонимание задачи, поставленной для совместной работы
сама задача оказалась неинтересной, трудной
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния (какое отношение?)
Рефлексия деятельности (как учили?)
Рефлексия содержания учебного материала (что узнали?)
Приёмы формирования рефлексии:
1.Метод «Рефлексивная мишень» Цель применения: активизация всех типов рефлексии в зависимости от выбора критериев, предлагаемых для оценки; получение преподавателем информации о ходе, результатах занятия (взаимодействия). Технология реализации: учитель предлагает учащимся при помощи точки зафиксировать свою оценку предложенных критериев. Мишень предполагает наличие четырех секторов, что предопределяет подбор четырех критериев для оценки. Например, учащимся предлагается оценить: подготовку к занятию, выполнение домашнего задания, доступность изучаемого материала, интерес к изучаемой теме, свою работу на занятии, деятельность учителя на занятии, формы и методы взаимодействия и т.д. Полученные результаты позволяют учителю получить информацию о состоянии группы или каждого участника, ходе и результатах взаимодействия с целью корректировки . |  |
2.«Зарядка»
Цель применения: смена вида деятельности, активизация рефлексивной деятельности участников взаимодействия.
Содержание : учащимся предлагается выполнять определенные движения, соответствующие заявленной оценке. Для оценивания учитель предлагает 7-8 критериев с целью получить информацию о ходе и предварительных результатах занятия. Оценки - «движения» могут варьироваться в зависимости от степени необходимой двигательной активности, которую следует организовать с учащимися: «присесть на корточки» - очень низкая оценка, «полу присед, руки вперед» - ниже среднего, «стоя, руки по швам» - средняя оценка, «стоя, руки вверх» - хорошая оценка, «хлопки над головой» - отличная оценка. Например, учитель предлагает оценить формы работы, домашнее задание, содержание изучаемой темы, необходимость самостоятельной работы и т.д. «Зарядка» может быть построена на оценке таких критериев: 1. Какое у тебя настроение? 2. На сколько тебе нравится сегодняшняя погода? 3. Насколько понятна новая тема? 4. Насколько интересна новая тема? 5. Насколько хорошо ты запомнил новый материал? 6. Как бы ты оценил свою работу на занятии? 7. Насколько нужна полученная тобой информация? 8. Как ты себя сейчас чувствуешь?
3.Метод «График»
Цель применения: организация самооценочной деятельности учащегося в различных направлениях, получение учителем информации по обозначенному критерию с целью ее использования для корректировки хода занятия.
Оборудование: рисунок системы координат (ось у - баллы от 0 до 10 (от 0 до 7, от 1 до 5), ось х — предлагаемые критерии для оценки (3-5 делений).
Содержание : учитель предлагает учащимся в системе координат показать оценку предложенных критериев при помощи точки, соединить их, провести сравнительный анализ полученных оценок. Например, использование «Графика» в течение занятия предполагает оценку следующих критериев: 1. Насколько готов сегодня к занятию? 2. Насколько сложным было домашнее задание? 3. Насколько понятна новая тема? 4. Как бы ты оценил сложность самостоятельной работы? 5. Насколько хорошо ты запомнил изученные термины
4.Ладошка
Цель применения: организация самооценочной деятельности учащегося.
Содержание: на листе бумаги обвести свою ладошку. Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
большой – «для меня это важно и интересно …»
указательный – «я бы смог, но не спросили...»
средний – « У меня всё время вертелось в голове...»
безымянный – « Если бы я был учителем...»
5.Оценка в стихах
Цель: активизация рефлексивной деятельности учащихся
Содержание: на доске записаны фразы, ученики подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
6.”Слон”
Цель: организация оценочной деятельности учащихся.
Содержание:Ученикам дается задание на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши - значит, человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность
7.Рефлексия 3+2+1
Цель: подведение итогов урока
Содержание: обучающимся предлагается назвать/ написать:
- 3 положительных момента
-2 отрицательных момента
-Задай 1 вопрос
8.Письменное интервью
Цель: подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Содержание: учащиеся дописывают фразу,выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
9.Таблица «Для меня сегодняшний урок…»
Цель: организация оценочной деятельности учащихся.
Содержание: учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
| | |
10.Анкета «Анализ субъективного опыта»
Цель: самоанализ, качественная и количественная оценка урока.
Содержание: обучающимся предлагается отметить или дописать фразы. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
Вариант 1.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был
Домашнее задание
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Вариант 2.
"Каким было общение на уроке?.
- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
-радостным
-дружелюбным
Вариант 3. «Незаконченное предложение»
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось на уроке…
Я могу себя похвалить…
Я могу похвалить одноклассников…
Я приобрёл…
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что…
Мне удалось…
Мне не удалось …, потому что…
Мне надо учесть на будущее…
Мои достижения на уроке…
Сегодня на уроке я:
- научился…
- заинтересовался…
- испытывал затруднения …
- научился на занятии…
-нашел интересными и важными задания ….
- понял, что…
Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?
Своей работой на уроке я:
- доволен
- не совсем доволен,
Я недоволен, потому что…
Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями
-они легче остальных заданий.
11.«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться)
Содержание: Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
12.«Комплимент»
Цель: оценить свою активность и качество работы.
Содержание: учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
13. «Поезд»
Цель: оценка содержания урока
Содержание: На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «смайлик » в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
14.Прием «Телеграмма»
Цель: подведение итогов урока.
Содержание: После завершения занятия каждому ученику предлагается заполнить бланк телеграммы: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Предлагается написать короткое послание – телеграмму из 11 слов
15.ПОПС-формула
Интерактивный приём формирования рефлексивных действий создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР.
Цель: кратко и всесторонне выразить собственную позицию учащемуся по изученной теме, определить насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его.
Содержание: учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
В таблице представлены ключевые фразы для рефлексии по ПОПС –формуле:
ПОПС -формула | План выступления | Пояснение |
Позиция | Я считаю,что… | В чем заключается ваша точка зрения |
Обоснование | Потому,что… | На чем основано |
Пример | Я могу это доказать это на примере ... | подтвердите довод фактами |
Следствие | Исходя из этого, я делаю вывод о том, что… | Сделать вывод на основании своей точки зрения |
Таким образом, мы получаем возможность в считанные минуты получить лаконичную информацию о степени « погружения» ученика в материал, о степени понимания происходящих процессов, о его нравственной оценке события, явления, факта. А самое главное, ученикам предлагается выразить собственное мнение, собственную позицию. Пример ученической работы:
«Я считаю, что опричнина это явление, повлекшее для Руси крайне опасные последствия.
Потому что опричнина стала началом социального и экономического кризиса на Руси.
Я это могу доказать на примере того, что во время опричнины произошла массовая гибель людей, была разрушена экономика страны, усилилось крепостничество из-за введения «заповедных лет».
Исходя из этого, я делаю вывод о том, чтоо причнина отрицательно повлияла на развитие России».
16.Синквейн
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Все выше перечисленные приемы рефлексии можно использовать на разных этапах урока ( см. таблица 1)
Для отслеживания уровня сформированности рефлексивных действий у обучающихся, можно обратиться к следующим критериям сформированности рефлексивных действий (А.Б. Воронцов), уровень которых визуально отмечает педагог у обучающихся:
- умение обнаруживать знание о своем незнании, отличать известное от неизвестного;
-умение указать в недоопределённой ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия;
-умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свою точку зрения единственно возможной;
- умение критично, но не категорично анализировать мысли и действия других учащихся, обращаясь к основаниям их действий.
Использование разнообразных форм рефлексии на уроке позволяет учителю сформировать у учащихся потребности в осмыслении своих учебных действий, желания анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.
В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она способствует повышению мотивации ребёнка. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится ребёнку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни.
Таблица 1. Приемы рефлексии на разных этапах урока.
Классификация | Этап урока | Задачи | Приемы | Вопросы |
Рефлексия настроения и эмоционального состояния | в начале урока | установления эмоционального контакта | Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент), «Комплимент», рефлексия «3+2+1», ”Слон”, «Зарядка» | Я почувствовал, что… Было интересно… Меня удивило… Своей работой на уроке я… Материал урока мне был… Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Моё настроение… Заставил задуматься… Навел на размышления… Могу похвалить своих одноклассников… |
в конце деятельности. | Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой на уроке |
Рефлексия деятельности | на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ | осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов действий | «Лестница успеха», метод «График», «Рыбья кость», «Плюс-минус-интересно», «Телеграмма», «Поезд», «Мишень», «Письменное интервью» | У меня получилось… Я научился Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… |
в конце урока | оценить активность каждого на разных этапах урока, эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) |
Рефлексия содержания учебного материала | Этап изучения учебного материала | выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. | Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна, ПОПС-формула, «Ладошка» | |
РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЛИСТ
________________________________
Фамилия ученика
Эмоциональное состояние на протяжении урока | Уровень знаний | Отношение к своей работе на уроке |
Начало урока | Конец урока |
Очень плохое Плохое Хорошее Приподнятое Комфортное | Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий | Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий | Удовлетворен Немного неудовлетворен Не очень удовлетворен Совсем не удовлетворен Равнодушен |
Нужное подчеркнуть