Сообщение
«Приёмы и методы мотивации,
как качество повышения образования»
Мотивация должна вызвать у детей удивление, изумление, восторг и побудить его к действию. Удачный выбор мотивации уже гарантия того, что дети будут с большим удовольствием выполнять все предложенные задания и с нетерпением ждать новых встреч.
Дети, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, особо нуждаются в мотивации, их бывает очень сложно привлечь к деятельности, заинтересовать.
В своей работе я использую разные методы и приемы мотивации.
В педагогической литературе выделяют несколько типов мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке». Ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.
Рассмотрим следующую ситуацию. Если ребенок не хочет выполнять задание, не может настроится на работу, я выбираю любимого его героя – например, Гарри Поттера (у него есть целая коллекция фигурок сделанных своими руками из лего), и рассказываю, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети. Я спрашиваю, согласен ли он помочь игрушке выполнить какое-либо задание, например, прописать слоги, решить примеры. Мальчик проявляет интерес, ему хочется помочь своему герою и с удовольствием выполняет задание. Эта же игрушка оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит его. Может принести какой-то приз в виде наклейки, жетона, или конфеты. По окончании работы мальчик играет со своим героем.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
В своей работе я тоже применяю «игровую мотивацию».
Например: ребенок не берет в руки карандаш, не хочет рисовать, писать не потому, что он не может, а потому что он не хочет, у него не развита учебная деятельность, как его заинтересовать, как привлечь его внимание?
Можно использовать упражнение
Упражнение «Сказки о себе» в этом упражнений ребёнку предложено поставить себя на место какого ни будь предмета (геометрическая фигура, учебник, ручка) и рассказать сказку.
Но так как ребенок у меня не говорит, сказку рассказываю я.
Я брала ручку или карандаш, украшала его, яркими наклейками, выбирала яркие цвета, интересный не простой дизайн, необычные по форме, и рассказывала сказку: Я карандаш. Я такой красивый, острый. У меня деревянная рубашка. Я умею писать, рисовать, штриховать. Бываю разного цвета, я не люблю, когда ребята со мной плохо обращаются, ломают меня, грызут, я дружу с кисточкой и бумагой. Ребенок после этого проявляет интерес, он хочет взять карандаш в руки, рассматривает его пытается нарисовать что то, и так постепенно на каждом уроке использовала различные истории, для повышения мотивации и привлечения внимания. Сейчас ребенок выполняет различные манипуляции не испытывая затруднении.
Второй тип игровой мотивации «Помоги мне» то есть помощь взрослому.
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получит одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. На уроке биологии мы проходили тему «Папоротник» я предложила ребенку пойти на экскурсию в бор, и помочь мне найти папоротник, у ребенка сразу же повышается мотивация, во-первых, это смена вида деятельности, во-вторых, ребенок хочет помочь (здесь есть воспитательный момент, развитие нравственных качеств, доброта, отзывчивость), я распечатала картинку с изображением папоротника, чтобы визуально помочь ребенку найти растения. Помимо поиска растения мы, отметили изменения в природе с наступление осени, отметили ее признаки (листопад, похолодание, дни короче, ночи длиннее ид). Прогуливаясь с ребенком, вы можете вспомнить внешние признаки растения, какой он папоротник? Красивое растение, с широкими пористыми листьями зеленого цвета, цветков у папоротника нет, при обнаружении папоротника, так же можно добивать интересную информацию, например: если посмотреть на обратную сторону листьев папоротника, то можно обнаружить желтые бугорки, это споры, из спор вырастают новые растения, так растения размножаются, так же из древних папоротников, живших миллионы лет назад, образовался каменный уголь.
И так такой вид мотивации как игра «помоги мне» очень стимулирует ребенка к обучению, такой метод можно использовать на уроках, окружающего мира, географии, биологии.
Третий тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя»
Основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного использования. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляется по определённой схеме:
1) Я показываю ученику какую-либо поделку, раскрываю преимущество и спрашиваю, хочет ли он иметь такую же для себя или для своих родных?
2) Далее объясняю инструкцию, как изготовить этот предмет, при необходимости показываю.
3) Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Он испытывает гордость, а гордость – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Рассмотрим такую ситуацию: ученик увлекается рисованием, любит работать с бумагой, картоном. Поделка - самая настоящая мотивация для него.
Посмотри какой у меня замечательный динозавр (из картона)! Его можно включить в твои любимые игры, добавить в животный мир или подарить братику. Хочешь такой же? Так давай же скорее его сделаем! И я объясняю инструкцию, показываю, как его можно изготовить. С радостью приступаем к выполнению. Такую мотивацию можно использовать на уроках ИЗД, рисования, труда.
Завершая выше сказанное, хотелось бы отметить, что следует соблюдать
следующие принципы мотивации:
-нельзя навязывать ребёнку своё мнение в решении проблемы (у ребёнка может быть свой путь решения данной проблемы);
-обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;
-действуя совместно с ребёнком, мы знакомим его со своими планами, способами их
достижения.