СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Приёмы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

Приемы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Приемы и техники формирования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Кузнецова Марина Ивановна, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования РАН, д.п.н.

Кузнецова Марина Ивановна,

ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования

Института стратегии развития образования РАН, д.п.н.

Тексты разной знаковой культуры Вербальный текст. Вербальные технологии – основа организации читательской деятельности. Математический текст. Педагогические способы активизации логико-математического мышления в приобщении к чтению. Визуальный текст. Педагогический потенциал визуальной культуры в приобщении к чтению. Акустический текст. Аудиоресурсы как способ формирования читательского интереса подростков. Текст ощущений. Педагогические способы приобщения к чтению посредством активизации телесно-кинестетического восприятия. Текст исследования. Исследовательская культура как фактор приобщения к чтению. Текст общения. Коммуникативная культура как фактор приобщения к чтению. Текст самопознания. Личностный интерес и мотивы приобщения к чтению. Текст экзистенции. Педагогический потенциал экзистенциального подхода в приобщении к чтению.

Тексты разной знаковой культуры

  • Вербальный текст. Вербальные технологии – основа организации читательской деятельности.
  • Математический текст. Педагогические способы активизации логико-математического мышления в приобщении к чтению.
  • Визуальный текст. Педагогический потенциал визуальной культуры в приобщении к чтению.
  • Акустический текст. Аудиоресурсы как способ формирования читательского интереса подростков.
  • Текст ощущений. Педагогические способы приобщения к чтению посредством активизации телесно-кинестетического восприятия.
  • Текст исследования. Исследовательская культура как фактор приобщения к чтению.
  • Текст общения. Коммуникативная культура как фактор приобщения к чтению.
  • Текст самопознания. Личностный интерес и мотивы приобщения к чтению.
  • Текст экзистенции. Педагогический потенциал экзистенциального подхода в приобщении к чтению.
Новые приемы и техники  работы с информацией: обучение работе с инфографикой интеллект-карты использование разноформатных заданий работа с псевдотекстами конвергенция в работе над текстом работа над словом в контексте смыслового чтения множество других техник…

Новые приемы и техники работы с информацией:

  • обучение работе с инфографикой
  • интеллект-карты
  • использование разноформатных заданий
  • работа с псевдотекстами
  • конвергенция в работе над текстом
  • работа над словом в контексте смыслового чтения
  • множество других техник…
Инфографика Инфогра́фика – это форма (графический способ, визуальный прием) подачи информации, данных и знаний с целью простого, быстрого, четкого и компактного отображения сложной информации. Это, другими словами, информация в картинках.

Инфографика

Инфогра́фика – это форма (графический способ, визуальный прием) подачи информации, данных и знаний с целью простого, быстрого, четкого и компактного отображения сложной информации. Это, другими словами, информация в картинках.

Тони Бьюзен – автор-создатель интеллект-карт (ментальных карт)

Тони Бьюзен – автор-создатель интеллект-карт (ментальных карт)

Конвергенция в работе над текстом (сближение текстов разных стилей и создание собственного в итоге)

Конвергенция в работе над текстом

(сближение текстов разных стилей и создание собственного в итоге)

Работа с псевдотекстами Один из новых видов работы с текстом – прием, предложенный Евгенией Станиславовной Антоновой, доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета , автором Рабочих тетрадей для развития речи и мышления школьников 5-6, 7-8, 9 классов и методических рекомендаций к этим тетрадям. Прием это получил название псевдотекста. Псевдотекст – (от греч. pséudos — ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда – поддельный), от др. греч. ψεύδω «обманывать, вводить в заблуждение») – текст, составленный из различных печатных источников, – это могут быть отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных, публицистических произведений, научно-популярных статей. Части псевдотекста объединены чаще всего общей темой.  Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка ... К.Д. Ушинский

Работа с псевдотекстами

Один из новых видов работы с текстом – прием, предложенный Евгенией Станиславовной Антоновой, доктором педагогических наук, профессором Московского государственного областного университета , автором Рабочих тетрадей для развития речи и мышления школьников 5-6, 7-8, 9 классов и методических рекомендаций к этим тетрадям. Прием это получил название псевдотекста.

Псевдотекст – (от греч. pséudos — ложь), часть сложных слов, означающая: ложный, мнимый, кажущийся, иногда – поддельный), от др. греч. ψεύδω «обманывать, вводить в заблуждение») – текст, составленный из различных печатных источников, – это могут быть отрывки как из известных, так и неизвестных школьнику художественных, публицистических произведений, научно-популярных статей. Части псевдотекста объединены чаще всего общей темой.

Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка ...

К.Д. Ушинский