Приложение №1
Анализ возможностей учебно-методического комплекса «Школа России» при реализации программы семейного воспитания и социализации младших школьников.
Для авторского коллектива УМК «Школа России», в составе ученых, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования: В.Г. Горецкого, М.И. Моро, А.А. Плешакова, Л.Ф. Климановой, В.П. Канакиной, Л.М.Зелениной, Л.А. Виноградской и др. всегда было и есть приоритетным вектором развития УМК – его соответствие запросам текущего времени в сочетании с сохранением лучших традиций российского образования, что соответствует важнейшей идеологической составляющей ФГОС.
Одним из ведущих положений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Эта задача решается средствами всех учебных предметов УМК «Школа России», среди которых особое место занимает курс «Окружающий мир» А. А. Плешакова. Цель курса - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей многонациональной страны и всего человечества. Эта цель абсолютно созвучна современному национальному воспитательному идеалу, зафиксированному в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, являющейся методологической основой ФГОС.
Приоритетными задачами курса является формирование гражданской и этнической идентичности младшего школьника, культурных и семейных ценностей. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как некий проект, который реализуется через совместную деятельность взрослого и ребёнка в семье.
Итак, рассмотрим возможности УМК с точки зрения предоставленных возможностей по организации семейного воспитания в начальной школе.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Ведущая целевая установка УМК «Школа России» - воспитание гуманного, творческого, социально активного и компетентного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей многонациональной страны и всего человечества.
В содержание системы учебников «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
В учебниках и учебных пособиях тема семьи затрагивается в 1 классе в период обучения грамоте.
Слайд 4
С первого класса в учебниках включены задания, темы, которые подразумевают беседы о семье, её традициях, значении в жизни человека
Слайд 5
На уроках литературного чтения вопросы семейного воспитания, семейных ценностей, отношений можно обсуждать на основе литературных произведений, однако с нашей точки зрения их недостаточно и поэтому стоит обратить внимание на выбор произведений для внеклассного и внеурочного чтения. Вот некоторые примеры литературных произведений о семье. Из учебников литературного чтения с 1 по 4 класс. Причём в основном это стихи для детей.
Слайд 6
Хочется обратить внимание, что в круг детского чтения следует включить произведения таких писателей, как Агния Барто («Дома», «Его семья»; «В пустой квартире»; «Младший брат»); Татьяна Агибалова («В семейном кругу», «Что может быть семьи дороже?»); Олег Бундур(«Про любовь», «Воскресенье», Семья», «Папу с мамой берегу»); Я. Л. Аким («Мужчина в доме», «Мой брат Миша»); В. Д. Берестов (« Король Люлю»);Е. А. Благинина («Мать», « Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка»); Сергей Михалков («Недотепа»); В.Ю. Драгунский («Чики-брык», «Денискины рассказы»); Н.М. Артюхова(«Большая береза»); М. Дружинина ( «Девочка наоборот»);Лидия Чарская ( «Записки маленькой гимназистки»); Валентина Осеева( «Динка»); Дж.м. Барри ( «Питер Пэн и Венди»);Михаил Зощенко(«Леля и Минька»); Евгений Шварц( «Приключения Шуры и Маруси»);Аркадий Гайдар( «Чук и Гек»);Ян Ларри(«Необыкновенные приключения Карика и Вали»); Эдуард Успенский( «Дядя Федор, пес и кот»);Лев Кассиль ( «Кондуит и Швамбрания»).
Слайд 7
Некоторые упражнения по русскому языку также дают материал для работы по семейному воспитанию, но их минимальное количество.
Слайд 8
Слайд9
Основная работа по семейному воспитанию предполагается при изучении тем по Окружающему миру. В первом классе.
Слайд 10
Слайд 11
В четвёртом классе
Таким образом мы можем сделать вывод: В УМК «Школа России», на наш взгляд, уделяется внимание семейному воспитанию, но недостаточно, поэтому педагогу необходимо дополнительно подбирать материал по данной тематике и организовывать работу по формированию семейных ценностей во внеклассной и внеурочной работе с детьми младшего школьного возраста.
1