СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение и использование здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Применение и использование здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время»

ТЕМА: «Применение и использование здоровьесберегающих технологий в урочное и внеурочное время»

Самый бесценный дар, который человек получает от природы — это здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения — один из самых важных показателей благополучия общества и государства, и отражает не только настоящую ситуацию, но и даёт точный прогноз на будущее. Идея сохранения здоровья учащихся занимает особое место в национальном проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах. Так содержание и организация воспитательно-образовательного процесса должны быть направлены на формирование у школьников потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, и мотивации на ведение здорового образа жизни определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни: физическая культура и спорт; активный труд и отдых; рациональное питание; личная и общественная гигиена; отказ от вредных привычек (употребления алкоголя, курения). Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются могучим средством укрепления здоровья и повышения стойкости и сопротивляемости организма человека по отношению ко многим инфекционным и в особенности не инфекционным заболеваниям.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу. При котором выполняются как минимум 4 требования:

1. учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

2. учет имеющихся у ребенка заболеваний;

3. не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала;

4. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания учащихся,  поэтому немаловажно  правильно организовать «здоровьесберегающий» урок, так как он  обеспечивает всем участникам процесса,  сохранение и повышение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни. Для реализации качественной физкультурно-оздоровительной работы, создания здоровьесберегающих условий развития ребенка необходимо строить образовательный процесс на диагностической основе. Поэтому свою деятельность в начале учебного года начинаю с диагностических обследований уровней физического развития детей. Параллельно с данной диагностикой медицинскими работниками проводим мониторинг здоровья детей на начало учебного года, сравнительный анализ по данным направлениям за 2 года. Провожу дополнительное исследование для организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Данная работа необходима для учета индивидуальных особенностей развития детей при планировании и реализации педагогического процесса. На основе этого составляется план, который включает в себя, режим двигательной активности с учетом особенностей состояния здоровья детей, требований СанПиНа и конкретной диагностики каждого ребенка. Такой глубокий анализ и учет здоровья детей в проводимых мероприятиях позволяют решить задачу - сохранения жизненной энергии ребенка и проследить за развитием и изменением состояния каждого ребенка. Свои уроки строю на следующих здоровьесберегающих технологиях: 1. Здоровьесберегающая технология:  создание условий для сохранения здоровья учащихся; соблюдение необходимых мер профилактики травматизма; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; выполнение требований к месту занятий, инвентарю и оборудованию, внешнему виду учащихся; подбор упражнений и дозирование физической нагрузки, которая способствует сохранению здоровья учащихся. 2. Здоровьеформирующая технология: создание условий для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и развития основных двигательных способностей обучающихся; подбор упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, развития дыхательной и сердечнососудистой систем. Сообщение теоретических сведений о ценности здоровья, о преимуществах ведения ЗОЖ, о пагубном воздействии вредных привычек; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. 3. Личностно-ориентированный подход: учет особенностей, возможностей, способностей и уровня физического развития каждого ребенка;
соответствие предлагаемых упражнений и физической нагрузки возрасту, полу и уровню развития двигательных способностей;
оценивание индивидуальных достижений каждого учащегося; индивидуальная работа с одаренными учащимися.

4. Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей: развитие силы, выносливости, ловкости, гибкости, быстроты как путь всестороннего, гармонического развития школьника. На развитие двигательных способностей направлено 40% программного материала. 5. Игровая  и соревновательная технология: применение игровой и соревновательной технологии, позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Во время  планирования и проведения  урока  основываюсь  на главные  современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий это:

  •  рациональная плотность урока;

  •  использование на  уроке  вопросов, связанных со здоровьем учащихся, содействующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

  •  оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности;

  • предпочтение методов и приёмов обучения, содействующих развитию инициативы и творчества учащихся;

  •  формирование мотивации учащихся;

  •  реализацию  индивидуального подхода к учащимся с учетом их личностных возможностей;

  • организация на уроке благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки;

  •  введение в урок приемов и методов, способствующих познанию возможностей своего организма, развитию самооценки уровня своего физического развития.

 Такой урок, строится на следующих принципах:

  1.  двигательной активности учащихся;

  2.  оздоровительного режима;

  3.  формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания;

  4.  реализации эффективного закаливания;

  5.  психологической комфортности;

  6.  учета  индивидуальных особенностей и способностей  ребёнка.

    Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряжённость, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, таким образом, реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса. Именно уроки  физкультуры  помогают ребятам укрепить здоровье, улучшить осанку, противостоять стрессам. Большое внимание на уроках уделяется закаливанию учащихся, средствами естественных сил природы.  Большая часть занятий (если позволяют погодные условия) проводятся на свежем воздухе, или в хорошо проветренном спортивном зале.

На своих уроках  стараемся создать эмоционально-положительную атмосферу, что  обеспечивает успешную деятельность, повышает работоспособность и снижает утомление. Смена форм проведения урока, снижает напряженность у ребенка, дает возможность найти себя. Он начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются положительные эмоции. Такой прием необходим не только для познавательного развития учеников, но и для их нормального психофизического состояния.  Включение в интенсивную  работу  игровой деятельности, необходимого переключения, успокоения, временного отдыха для урегулирования дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма – все это создает ситуацию успеха, придавая   ребятам уверенность в своих силах.

 Целостное отношение к здоровью формируется  не только на уроках, но и во внеурочных мероприятиях.  Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются  различные формы организации  детей с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности это  гимнастика до уроков, подвижные перемены, занятия в спортивных секциях по различным направлениям, спортивно-массовая работа. В школе проводятся соревнования между классами по баскетболу, бочче, индивидуальные по дартсу, теннису, шашкам и другим видам спорта. Победители общешкольных соревнований защищают честь нашей школы на районных и областных соревнованиях. Все это способствуют физическому развитию, укреплению здоровья  учащихся, повышению качества учебной деятельности и воспитанию дисциплинированности. И так, можно смело сказать применение здоровьесберегающих технологий в урочное и неурочное время позволило на протяжение трех лет не закрывать школу на карантин, а самое главное, то что мы делаем для наших детей способствует качественному улучшению состояния здоровья учащихся, что непосредственно отражается на их успеваемости и общем эмоциональном состоянии и отношении к учебе.