Тема: «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ»
Выполнила: Коваленко Л. А.
«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
немецкий философ и социолог Георг Зиммель
Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
Что же такое ИКТ?
Глоссарий:
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским ) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.
Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.
Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.
Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативно-правовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов. Вот некоторые из них:
Нормативные документы:
* Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
*«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155
*"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26
*«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03
*Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16
*Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Статья 16.« Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств,
а также информационно-телекоммуникационных сетей…»
Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в
целях обеспечения реализации образовательных программ формируются
библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»
Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования:
ФГОС ДО
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной
В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) определены требования к педагогам:
- Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
- Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Области применения ИКТ педагогами ДОУ
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога.
3. Работа с родителями.
4. Воспитательно – образовательный процесс.
Современные технические средства используются:
Воспитательно-образовательный процесс
Необходимость применения информационных технологий в системе дошкольного образования?
- Значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей.
- Использование новых приёмов объяснения и закрепления, в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
- Обеспечивают построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Возможности ИКТ позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.
- Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
- Использование ИКТ средств обучения также помогает развивать у дошкольников собранность, сосредоточенность, усидчивость, внимание.
Оснащение ДОУ средствами образовательных информационных технологий
Интерактивная доска, интерактивный стол, мультимедиа проектор. Программное обеспечение (ПО) – электронные образовательные ресурсы, интегрированные с интерактивным программным обеспечением.
Программное обеспечение по 5 образовательным областям
Многогранная тактильно-развивающая поверхность (интерактивный световой куб)
Комплект методических материалов для проведения развивающих занятий и экспериментальной деятельности
- Пластиковые прозрачные лотки
- Пластины оптических иллюзий
- Мелкие фигурки
- Флаконы
- Пипетки
- Шпателя
Многогранная тактильно-развивающая поверхность
Световой куб - это универсальное многофункциональное устройство, предназначенное для организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, проведения развивающих и игровых занятий, организации досуговых и развлекательных мероприятий, в том числе спортивных.
Преимущества:
- Портативность.
- Возможность управления световыми эффектами с пульта ДУ
- Прочность
- Наличие аккумуляторов и возможность работы от сети
- Возможность использования в помещении и на улице.
Состав комплекта:
- Световой куб с разноцветной подсветкой размером 40х40х40 см.
- Пульт ДУ.
- Комплект методических материалов для проведения развивающих занятий и экспериментальной деятельности.
Световой куб предназначен для проведения интерактивных образовательных и игровых занятий для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Специальное оборудование позволяет успешно использовать куб в непрерывно образовательной деятельности, а так же проводить коррекционные занятия, обучать и развивать сенсорное восприятие.
Результаты
Сенсорное развитие детей – представления о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве.
В своей работе мы решаем следующие задачи:
· развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
· развивать тактильное восприятие, кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику;
«Мир загадок и оптических иллюзий» первый этап в работе по совершенствованию пространственного мышления у детей
Иллюзия размера
Иллюзия глубины
Иллюзия цвета
Иллюзия движения
Удивительный мир красок
Красочные эксперименты: смешивание основных красок
Развиваем творческое мышление, фантазию
Песочная терапия
Игры с песком может использовать не только психолог, но и педагог.
Такие занятия помогают педагогам намного эффективнее обучать детей.
Рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий.
Световой куб дарит волшебство и позитивный настрой
«Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».
Интерактивная дидактическая игра- современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения»
Чарльз Дарвин