Применение метода мандала в работе педагога - психолога ДОО
Донская М.В.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 г. Черемхово», город Черемхово
Современная система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых образовательных программ и педагогических технологий, широким развитием инновационных подходов к осуществлению педагогической деятельности в образовательном процессе.
Известно, что с дошкольного возраста, ребенок получает первый опыт взаимодействия и сотрудничества, у него появляется повышенный познавательный интерес, возникают первичные этические инстанции. По утверждению Даниила Борисовича Эльконина, основанным новообразованием дошкольного возраста является возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений [12].
Исходя из этого, считаю, что одной из наиболее приемлемых, форм работы с детьми является метод мандалы, который мы используем в своей работе. Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг [13]. Он считал мандалу чрезвычайно мощным архетипом, являющимся зримой проекцией психического и выражающим Самость. Юнг писал о том, что «символ мандалы несет в себе именно это значение: священное пространство (temenos), защищающее центр. Этот символ является одним из наиболее важных мотивов при объективации бессознательных образов. Это одно из средств защиты центра личности от посягательств извне или попыток выставить его наружу»[7]. По мнению Юнга мандала, в значительной степени облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [13].
Мандалатерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и развитие саморегуляции[2].
Мандала очень интересна, как взрослым, так детям. Ведь символический язык рисунка точнее, нежели слова, передает содержание внутреннего мира личности, естественен и привлекателен, понятен в любом возрасте. По нашему мнению работа с мандалой способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению гармоничной личности.
Использую две формы вхождения в мандалатерапию - пассивную и активную.
При пассивной форме воспитанник только «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает мандалы сделанные другими, например, альбом готовых мандал немецкого арт-терапевта Александра Цайри, просматривает видеоролики Sand Art Мандала [10].
При активной форме - мандалы создаются самостоятельно.
При этом используем такие техники работы с мандалой как:
• рисуночная мандала (совместное раскрашивание готовой мандалы.);
• насыпная мандала (песок, крупы);
• составная мандала (из различных материалов - камни Марблс, палочки Кьюизинера, логические блоки Дьенеша);
• групповая мандала (построение совместной мандалы, «живая мандала группы», групповая мандала для одного);
• мандала-танец.
Метод мандала используем как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Ввести ребенка в индивидуальную или групповую работу, погрузить в творческий процесс помогает раскрашивание мандалы. Основные цели работы при раскрашивании мандалы:
развитие творческих способностей;
развитие произвольности поведения;
развитие воображения;
снятие внутреннего напряжения, релаксация;
развитие мелкой моторики рук.
У ребенка в процессе восприятия образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После мандалатерапии ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность мандалатерапии дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Создавая мандалу, ребенок создает и свои персональные символы, отражающие то, чем он является в настоящее время.
Даже простое рассматривание мандалы, приносит определенную пользу. Выбираемые цвета в мандале – это отражение внутреннего состояния ребенка.
Суть и технология создания мандалы предельно проста. Наиболее интересной, считаю создание рисуночных мандал. Раздаю детям белые листы формата А4 с контуром круга, примерно соответствующим размеру головы человека, что по мнению Джоанны Келлог, способствует проявлению зеркального эффекта, и пастельные мелки, цветные карандаши с большой цветовой палитрой [9].
При использовании мандалы на занятиях с детьми придерживаюсь следующих правил:
показываем ребенку весь набор мандал;
выбор мандалы ребенок осуществляет самостоятельно;
на одном занятии ребенок работает только с одной мандалой;
материал для работы (карандаши, фломастеры, краски, пастель, природный материал) ребенок выбирает самостоятельно;
после раскрашивания или создания собственной мандалы, ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях.
используем музыкальное сопровождение;
рисование мандал всегда сопровождает спокойная релаксирующая музыка с интернет - портала «Мир психологии», «Мандала» Китаро.
Создание собственных мандал из разнообразного материала (насыпная и составная мандала) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком использую набор из нескольких цветов, или же песочницу.
Для создания настоящей мандалы очень важен правильный психологический настрой, душевное равновесие, поэтому предварительно необходимо «погрузиться» внутрь себя [3]. Для этого мы используем различные методы релаксации: статическая медитация, психодинамическая медитация, релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног, релаксационные настрои Л.П. Дьяченко.
На первых порах, когда ребенок еще не знаком с техникой релаксации и психологического настроя вводим его в тему с помощью красивого образного рассказа: «Мы отправляемся с тобой в волшебное путешествие. Располагайся удобно на полу, закрывай глазки и представь себе, что ты оказался в необычном, волшебном месте. Потихоньку открой глаза, и мы попробуем нарисовать все, что увидели в круге, который заранее приготовили».
Время на настрой и формирование образа индивидуально, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Никогда не торопим ребенка, когда он почувствует, что готов начать работу, он встанет сам. На творческой работе обязательно делаем подпись автора, с указанием возраста и даты. Совместно с ребенком придумываем название мандалы и подписываем его.
Следующим этапом работы является художественное описание мандалы. После окончания работы предлагаю детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Прошу описать мандалу так, как будто мандалой являются они сами, с использованием слов «Я», «Мы». Прошу выбрать специфические предметы на мандале, чтобы ребенок и родитель их идентифицировал с чем-нибудь. Чтобы облегчить выполнение задачи / по необходимости/ задаю вопросы: «Что вы делаете?», «Кто вам или тебе ближе всех?». Тем самым, предлагаю вести диалог между частями мандалы, прошу обратить внимание и на цвета.
В ходе выполнения мандалы, отображается внутренний мир ребенка в настоящий момент, себя настоящего, своя духовная сущность. Он отвечает на \вопросы: «Кто я? Где я? Откуда я? Куда я?». Пока ребенок рассказывает, записываю его рассказ на отдельном листе бумаги, предварительно спросив разрешение, и затем прикрепляю к мандале. После завершения рисования «прочитав» значение символов и знаков диагностикой Александра Ивановича Копытина, спрашиваем у ребенка, как называется его мандала, что он чувствует, когда смотрит на неё, нравится она ему или не нравится, есть ли желание что-либо изменить[1]. Тем самым появляется возможность спланировать дальнейшую психокоррекционную работу. Мы считаем, что, что при словесном описании, ребенок учится точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные. Творческая работа с мандалой из-за её концентрической структуры привносит нужную энергию во внутренний мир человека для восстановления равновесия и спокойствия, чтобы воспитанник чувствовал себя таким же «круглым» и цельным, как мандала.
Таким образом считаем, что работа с мандалой развивает целостное восприятие мира, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развивает внимание к собственным чувствам, усиливает ощущение собственной личностной ценности, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей. Эти изменения помогают становлению творческой личности. И совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками, пластилином, глиной. Ведь цель не в создании шедевра, а в той внутренней работе, которая позволит душе выйти из ограничений – критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Список литературы.
1.Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Под ред. А.И. Копытина.- СПб.: Речь, 2002.-144с.
2. Дошкольный психолог № 2 (13)
3.Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».
4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов.
5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб.: Речь, 2008. -256 с.
6.Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.
7.Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.
8. Справочник педагога психолога. Детский сад № 6. Июнь 2017.
9. Справочник педагогапсихолога. Детский сад № 7. Июль 2017.
10. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
11. Шевченко М. Мандалы своими руками. – СПб: Питер, 2011. – 128с.
12. Элъконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1995.
13. Юнг К.Г. О символизме мандалы (Относительно символизма мандалы). М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2002. – С. 95-182