Применение на уроках истории коррекционно-развивающих заданий с учетом особенностей усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта.
История в школе для детей с нарушением интеллекта является предметом,
в процессе изучения которого учащиеся овладевают историческим материалом, приобретают необходимые знания и умения. Кроме того, важнейшей задачей
предмета является коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка к жизни, социальная и правовая адаптация выпускника в обществе.
Поэтому, конечной целью изучения истории для детей с ограниченными возможностями должно быть создание общего представления о событиях, происходивших в России, начиная с древнейших времен и заканчивая современностью. Необходимо сделать акцент на крупных исторических событиях Отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи, создать образ наиболее ярких фактов и выдающихся деятелей, олицетворяющих данный период истории. Такой подход к изучению предмета способствует лучшему запоминанию фактов и их последовательности.
Изучение исторических событий должно вестись в порядке хронологии, это
обеспечивает более глубокое понимание материала, облегчает и ускоряет
формирование знаний учащихся, имеющих нарушения в интеллектуальной сфере.
Учитель истории при подготовке к уроку всегда стоит перед проблемой: как донести сложный, насыщенный разнообразными событиями, причинно – следственными связями, фактами, понятиями, именами
исторический материал до сознания ребёнка, имеющего интеллектуальную недостаточность, в то время как мы понимаем, что прочное и осознанное усвоение исторических знаний основывается на логике и абстрактном мышлении. Как раз именно этого-то и не достает нашим ученикам!
Поэтому поиск приемов и форм работы на уроке является ежедневной задачей учителя.
К.Д.Ушинский в свое время говорил, что ребенок мыслит формами, звуками, красками, ощущениями. Вот почему я стараюсь, чтобы все это в системе присутствовало на уроке истории. Начну с того, что исторический материал только тогда будет усвоен, когда урок будет базироваться на трех китах:
-конкретности;
-динамичности;
-эмоциональности.
Как же добиться всего этого, как сделать так, чтобы память не была перегружена, а мысль при этом не бездействовала? Ведь речь идет о детях с умственной отсталостью, где память обычно кратковременная, и скорость мыслительных операций низкая. Вялая.
Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории является использование в практической деятельности структурно-логических схем. В процессе работы учащихся со структурно-логическими схемами формируется умение анализировать материал, интегрировать и синтезировать информацию, ставить и решать проблемы.
«Отечественная война 1812 года» 8 класс
Франция Наполеон Цель: Захватить чужую территорию Характер: | 1812 год ------------------------ ----------------------- | Россия Царь АлександрI Цель: Защита Отечества Характер: |
Первая армия Барклай-де-Толли |
Смоленск
Кутузов
Бородино
Москва
«Восстание декабристов»
1825 год
Арест------ Суд--Казнь (можно перечислить декабристов)------- Ссылка
Сибирь (жены улучшили условия)
Прием составления схемы можно применять при изучении отдельных элементов какого-либо исторического явления.
Нужно помнить, что применение схем на уроках истории не должно стать основным методом или приёмом изучения истории. Использование схем лишь дополняет остальные методы и приемы, а не заменяет их.
При изучении темы Куликовская битва записываем предложение с обилием букв «Д». При желании ученик может «выжать» из этого предложения очень многое.
«ДИВУ ДАЕШЬСЯ НА ПОБЕДУ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ»
Во первых: это была первая победа русских над монголо-татарами.
Во-вторых: татарская конница смела свою собственную пехоту, так стремительно она пыталась исчезнуть с поле боя. А победил в этой битве князь Дмитрий, который за победу на Дону был прозван Донским. Случилось же это на Куликовом поле.
При изучении верований восточных славян лепят водяного-хозяина рек, озер и болот(дедушка водяной- хозяин под водой) лешего( в лесу родился-пням молился), домового.
Что-то зарисовывается, что-то моделируется (изба восточных славян). То есть умственный труд закрепляется действием, что в свою очередь закрепляет в сознании ученика правильные исторические представления.
На уроке постоянно звучат стихотворные строки, как при изучении дат, так и при формулировке целых тем: «Быль о Разине Степане о казачьем атамане», «Мастер Федоров Иван и его печатный стан». Необычное звучание темы тоже льет воду на нужную мельницу. У детей с первых секунд урока пробуждается интерес, они с удовольствием повторяют стихотворные строчки и естественно, непроизвольно запоминают. А это особенно ценно.
А как приятно бывает на уроке детям вспомнить свой почти младенческий возраст. При прохождении Отечественной войны 1812 года обращаюсь к ребятам со словами «Давайте вспомним детство, как вы учились рисовать человека, когда были совсем крошечными (точка, точка, запятая). А теперь этот же самый человечек нам поможет запомнить план французского командования.
( Наполеон сказал: если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург-я возьму Россию за голову, если я займу Москву-я поражу Россию в самое ее сердце). Теперь высказывание Наполеона твердо останутся в памяти детей.
Очень часто на уроках истории использую дидактические игры. Они развивают логическое мышление, формируют содержательные общеучебные и специальные умения и навыки. Дидактические игры позволяют сделать более динамичным, интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат. Многие игры не нуждаются в особом реквизите и довольно просты в исполнении. По времени они могут занимать 5-10 минут. Игра дает детям проснутся. Встрепенутся, оживленно обсуждать поставленные проблемы. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают исторический материал.
«О ком? О чем?»
1. Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы, отличался большой любознательностью, не стыдился всю жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством. (Пётр I)
2. Полная опасностей жизнь приучила его внимательно наблюдать явления природы. В числе трёх лучших студентов был послан за границу. После возвращения в Россию стал профессором и первым русским учёным, получившим звание академика. (Ломоносов)
3. Великая женщина, царствовала 34 года, много сделала для России. Во время её царствования было много крестьянских бунтов, один перерос даже в крестьянскую войну. (ЕкатеринаII)
4. Этот правитель первым принял крещение, которое произошло в Византии; жестоко отомстил за гибель близкого человека, это первый факт, когда на престоле сидела женщина. (Ольга)
5. Этот князь многое сделал для Руси: превратил в огромную державу, создал первую оборонительную линию на рубежах государства, ввёл новую религию- христианство. (Владимир)
Игра «Неотправленная депеша»
Кто, когда и в связи с чем мог отправить каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не отправлены были в своё время.
«Вышел к Неве с дружиною, ополчению поспешать следом». (Александр Невский. Невская битва, в 1240 г.).
«Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши». (Иван Грозный, 1552 г., взятие Казани).
«Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колёс и ржания коней не слышно человеческого голоса» (Батый перед осадой Киева в 1240 г.).
Загадки.
Разгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает к рассуждению, доказательству, а это очень трудно сделать ребенку с ОВЗ
1. Он летописцем главным был.
В обители Печерской жил.
Происхождение Руси
Он нам – потомкам изложил
Кто он-
Назвать скорей спеши.
(Нестор)
2. Когда Перун над всеми главный,
И суд вершит над всеми славный.
Когда народы чтут бог Род,
Чтоб был большой везде приплод.
Как взгляды эти называли?
Религией славян назвали?
(Язычество)
3. Родоначальник он князей,
Над русичами что стояли.
И долго род варяжский сей.
Среди других был всех главней.
(Рюрик)
4. С дружиной князь к славянам едет,
Чтоб дань с них вовремя собрать,
Чтоб власть свою им показать.
Так как же те поборы звать?
(Полюдье)
Использование мультимедийных презентаций и видеофрагментов в ходе занятия.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи педагога и ребёнка.
На уроке непременно должен осуществляться дифференцированный подход к каждому ученику с ОВЗ. Уровень заданий, которые предлагает учитель ребёнку, не должен выходить за рамки возможностей ученика, но и не должен быть излишне упрощённым. Должно осуществляться наблюдение за динамикой развития умений и навыков учащихся с тем, чтобы постепенно вводить новые задания, продвигаться от простого к более сложному.
Выводы:
Использование коррекционно-развивающих заданий в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет повысить эффективность в обучении истории. Выполнение заданий способствует развитию самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием, систематизации знаний, формированию исторических понятий, закреплению изучаемого материала, развитию речи, обогащению исторического словаря. Разнообразие заданий, имеющих коррекционно – развивающую направленность, повышает познавательную активность и интерес учащихся