СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов на уроках иностранного языка позволяет учитывать индивидуалные особенности каждого ученика. Метод проектов можно использовать при обобщении каждой темы.

Просмотр содержимого документа
«Применение проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе»

Применение проектной методики на уроках немецкого языка

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.
Проектная методика, включает практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях, предполагающие индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет применять речевые навыки и умения на практике.
Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод

  • личностно ориентирован ;

  • использует много дидактических подходов;

  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;

  • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

  • позволяет учиться на собственном опыте;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда

В нынешней практике обучения иностранным языкам есть несколько типичных проблем, характерных для традиционной методики обучения. К ним, в частности, относятся:
1.Низкий авторитет предмета. При значительных затратах времени и сил на обучение иностранному языку, при высоком образовательном уровне учителей, при делении класса на группы результаты этого обучения в целом не выдерживают критики.

2.Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
3 Высокая степень забывания учебного материала.
4. Поверхностность в формировании базовых умений и другие.
Желание устранить эти трудности заставляет нас обращаться к опыту коллег, к новаторским идеям, науке. В связи с тем, что в наши дни явно усиливается исследовательская функция учителя, для него появляется возможность апробировать и внедрять в практическую деятельность инновационные педагогические технологии, проводить собственное педагогическое исследование.
Уже несколько лет я использую новую педагогическую технологию: метод проектов на уроке иностранного языка. Это позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития ребенка, особенности его психики (памяти, восприятия, мышления). С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся их жизни.
Прежде всего, следует пересмотреть учебный материал, проанализировать значимость тем, а также способность учащихся в усвоении данного тематического материала. Важно выделить целесообразные темы курса или разделы, которые будут вынесены на “проектирование”. Далее нужно сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирование обходимого творческого опыта. Уже во втором полугодии 5-го класса имеются темы, при прохождении которых уместно использовать проектный метод. При изучении тем “Wir malen, bauen, basteln”, “Wir bauen unsere Stadt”, “Bei unseren Freunden zu Hause” предлагаю учащимся принять участие в проектах прикладного характера. Дети с удовольствием рисуют, мастерят, планируют и строят “свой город”, свою квартиру, свою комнату. Этот приём активизирует деятельность ребят, так как соответствует их интересам и возрастным особенностям, развивает их творческие способности.
Начиная с 6-го класса в учебнике “Deutsch. Zweite Schritte” И. Бим до 9-го класса включительно, в каждой теме учебника есть раздел “Projekte, Projekte”. Можно отнестись к данному разделу формально или вовсе не заметить его (при малом количестве часов, отведенных на тему). Но при этом учитель теряет возможность раскрыть творческий потенциал ученика, увидеть его в активной позиции, поддерживая при этом интерес к немецкому языку. Работе над проектом предшествует кропотливый труд. Прежде чем начать любую тему в любом классе, я знакомлю ребят с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Они сами находят страницу со словом «Projekte», тут же обсуждают тему проекта и выдвигают свою идею. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера в материалах учебника.
Следует отметить, что проекты в 5-6 классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, однако это не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. В 5 классе ребята с удовольствием работают над мини-проектами «средневековый замок», «Моё любимое домашнее животное», «Мой дом», «Профессия, о крторой я мечтаю», «Моя семья». В начале основного курса я нацеливаю ребят на то, что в конце года они будут защищать свой проккт «Мой город»., В течение же года они должны накапливать материал. И я не перестаю удивляться, когда в конце года пятиклассники защищают свои проекты в форме чертежа или рисунка. Кроме того, они предоставляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек настоящие макеты городов, достойно защищая их при этом.
В 6 классе дети продолжают заполнять «Книгу о себе» Они описывают своё любимое время года, мастерят овощи и фрукты, а затем используют их в речевой ситуации «на рынке». Защищают проект расписания уроков, школу будущего, свой распорядок дня, при чём начинают появляться уже проекты в электронном варианте.
В7 классе школьники описывают своё любимое место, защищают проекты любимого города и деревни будущего Особенно ребятам запоминается защита проетов по теме «Охрана природы,» который я стараюсь проводить на открытом воздухе.
Общеизвестно, что к концу 7-го, началу 8-го класса интерес учащихся к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же, исследовав эту проблему, выяснили следующее: у 60% учащихся к 8-му классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Опыт применения метода проектов подтверждает выводы ученых. Считаю, что он является хорошим стимулом для повышения интереса к немецкому языку именно в этом возрасте. Проекты несколько усложняются по форме и по содержанию, практикуется научный подход к оформлению, при этом, соответственно увеличивается время на их подготовку – они становятся среднесрочными. При работе над темами “Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor” (8 кл.), Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland” (8кл.) ученики представляют свои проекты в различных формах на немецком языке.
Интересны работы учащихся 9 класса, которые сочиняют свои книги на немецком языке.
Используя метод проектов, отслеживаю результативность своей деятельности :

  • количество проектов, в которых принимал участие ученик;

  • степень самостоятельности на различных этапах проведения работ;

  • круг источников информации;

  • умение позиционировать себя и результат своей деятельности.

Овладевая культурой выполнения проектных заданий, мои учащиеся приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, реализовывать усвоенные ими средства и способы работы, что является важным при осуществлении личностно-ориентированного обучения. Кроме того, работая над проектом, они учатся оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей
Как показывает практика, метод проектов позволяет решать дидактические задачи и соответственно превращает уроки иностранного языка в дискуссионный исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы и учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения. Выполнение заданий выходит за рамки урока и требует много времени, но такие уроки оправдывают себя.

В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у школьников развиваются следующие умения:

- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

-специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

- собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

Нужно ещё сказать о воспитывающей роли учебного проекта, которая оказывают и планирование, и осуществление проекта, и выводы, которые ученики делают. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе совместной деятельности они учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.
^Реализация проектного метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.