«Применение системно - деятельностного подхода в изучении русского языка в начальной школе, при активизации познавательной деятельности учащихся.
«Великая цель образования - это не знания, а действия!»
Герберт Спенсер
Современному обществу требуются образованные люди, умеющие добывать знания. Нужны инициативные люди. Деятельностный подход призван помочь в воспитании такого человека, деятельного, понимающего что он делает,для чего и как. Основной результат деятельностного подхода - развитие личности ребёнка. Методическая тема самообразования и педагогического проектирования: «Применение системно - деятельностного подхода в изучении русского языка в начальной школе, при активизации познавательной деятельности учащихся.
В основе моей работы лежат требования Стандарта-системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Считаю, что начальное образование, это первое звено в системе непрерывного общего образования. Начальная школа призвана обеспечить этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирования умения и желания учиться.
В профессиональной деятельности каждого учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться назад, проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, осознать причины затруднений и спроектировать дальнейшие цели профессионального развития. 21 год работала по системе Л.В. Занкова. Данная система современна в высказанных идеях и принципах, предъявлявляемых в данный исторический промежуток времени школе со стороны государства: развитие способностей каждого ученика, при сохранении его морального и физического здоровья. С 2010 года в связи с переходом на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, пятый год я работаю по УМК «Школа России» ФГОС НОО. Сложность внедрения ФГОС была в том, что мне самой, как учителю необходимо было многое переосмыслить, перестроиться в своей работе. Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания, изучаю авторские методические рекомендации, посещаю и сама участвую в семинарах, общаюсь с коллегами, работающими по данному УМК Сущность деятельностного подхода в обучении заключается не в том, что нужно предложить выполнить определенные действия, а в том, что должна присутствовать личная инициатива обучающегося. Ученик должен задуматься: «А зачем мне это надо? Почему я должен это делать?»
Реализация деятельностного подхода на уроке заставляет учителя уйти от привычного объяснения, так как ученики должны являться главным «действующим лицом». И целью является: Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. И здесь я тоже обращаюсь к своим знаниям и опыту. Вот отрывок моей статьи, опубликованной в рамках Всероссийской НПК при НИПКиПРО «Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии «Гендерный подход, как один из способов реализации личностно - ориентированной технологии при внедрении ФГОС НОО» : Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Одна из методологических основ организации личностно-ориентированного урока- это гуманизация образования, воспитания, включающая в себя следующее: 1)образование и воспитание должно соответствовать природе человека; 2)помогать ему проявлять то, что заложено природой. Многолетняя педагогическая практика, в том числе и в классах раздельно параллельного обучения, анализ психофизиологии полов заставляет меня признать, что различии между девочками и мальчиками предостаточно на генетическом, физиологическом, поведенческом, психологическом, когнитивном уровнях. Поэтому, я считаю, что актуальность организации учебно-воспитательного процесса с учётом, в том числе, и гендерных особенностей ребёнка высока. К сожалению, нет специальных программ обучения, развития и воспитания мальчиков и девочек. Но мы можем соблюдать полезные рекомендации учёных – психологов, диаграммы активности мальчиков и девочек в процессе работы и многое другое. Это безусловно поможет в нашей работе. Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. И здесь помогают различные включения. Рассмотрим лишь несколько из них:
• Включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания); Мальчики с большим желанием высказывают критические замечания по отношению к другим , но и способны на самокритику. Девочкам же очень трудно честно и критично относиться к своим одноклассникам. У девочек всё основывается не на справедливости, а зачастую на уже сформированных межличностных взаимоотношениях.
• Задание на создание возможностей для самоопределения, задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания). • Выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.); Вот в этой категории самые разительные условия организации процесса. Девочки сразу после начала занятий включаются в работу, набирая оптимальный темп работоспособности. Мальчики врабатываются долго, пик работоспособности у них приходится на середину урока. Видим, что пики активности не совпадают. Это необходимо учитывать, давая мальчикам «разогревающие» их интерес к теме задания, а девочкам повторяя и закрепляя неоднократно сказанное, изученное.
• Задание на самоопределение (когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала). Девочки ориентируются на отношения между людьми, а мальчики на информацию. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретных ответов, а девочки ради установления контакта. Во время ответов девочки смотрят в глаза учителю, ищут одобрения своей работы. Мальчики- в парту, в сторону, перед собой. Другими словами им не требуется подтверждение их правоты, им крайне необходима справедливая оценка их знаний.
Вследствии такой организации работы я, как учитель, вижу, как изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Остановлюсь более подробно на метапредметных УУД. Регулятивные универсальные учебные действия (умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность) - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные универсальные учебные действия (умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире)
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия (Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми): способность учащегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Хочу пояснить, как из предметных учебных действий формируется метапредметные универсальные учебные действия учащихся младших классов. Любое учебное умение школьника, необходимое ему для успешной учебно-познавательной деятельности, характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий. На первых этапах обучения учебное действие складывается как предметное. но постепенно обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать объекты природы, геометрические фигуры, части речи, разные виды текстов (в этом случае у него формируются предметные действия сравнения), но постепенно у обучающегося развивается интеллектуальная операция сравнения: сопоставление объектов, выделение общего, фиксация различного.
Например, на уроках русского языка поставленные задачи реализую через:
I.Принцип разностороннего, размеренного, развивающего воздействия на интеллект ребёнка.
Этот принцип предполагает, что во время учебно – воспитательной работы на уроке использую такого рода упражнения, в процессе выполнения которых у детей не только формируется лингвистические знания, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких, как словесно – логическое мышление, внимание, память, речевые способности…
ПРИМЕР:
В словарь детей введено слово «библиотека» и после работы над этимологией слова и записи его в словарик ученикам даю задание: Составьте предложение с изученным словом из словаря. Введите одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов:морковь, картофель,помидор (?) моряк,лесник, писатель (?), снегирь, ,орёл,грач(?)
И возможные в этом случае ответы:
• «В библиотеке подготовлена выставка книг об овощах».
• «На полках библиотеки много книг о разных профессиях».
• «Дети часто берут в библиотеке книги о птицах»
В этой работе, наряду с логическим мышлением, творческим воображением и речью данный принцип призван совершенствовать переключение внимания, сообразительность, углубить умение по установлению характерных взаимосвязей род-вид.
Я хочу поделиться опытом работы по использованию деятельностного подхода по формированию и развитию на уроках русского языка в начальных классах. Деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития УУД.
УУД обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
-деятельностный подход подразумевает использование в начальной школе следующих технологий:
- проблемно-диалогическая технология;
- технология оценивания;
- технология продуктивного чтения;
- коллективные способы обучения;
- технология развития критического мышления;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология проектного обучения
II.Принцип действенного подхода к обучению.
Он заключается в такой организации уроков русского языка, в результате которой, детьми осуществляется поиск собственных, желательно неординарных путей решения орфографических задач.При этом в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.
ПРИМЕР:
На одном из первых уроков обучения грамоте я предлагаю ученикам отгадать загадку: «Кто заливисто поёт, утром спать не даёт?».Ученики делают предположение, что отгадкой будет «петух». «Это верный ответ, но далеко не единственный» - говорю им яи предлагаю найти ещё решение.Дети после обдумывания, наконец приходят к выводу, что отгадкой может быть слово «будильник», обосновывая этот ответ схожестью признаков (детей нужно попросить высказывать обоснование).Продолжая размышления, находим ещё одно решение – «соловей». И опять ученики сопоставляли, анализировали, доказывали и познавали суть явления, приобретали опыт мыслительной деятельности.
Этот принцип может реализоваться при изучении различных предметов и тем, а так же в разных условиях сложности:На высоком уровне в задании не содержится подсказок ( в зависимости от сложности изучаемого или закрепляемого материала) может иметь одну подсказку; на среднем уровне 1-2 подсказки; на низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу.
В связи с этим хочу вспомнить слова А.Дестервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».
ПРИМЕР:
Высокий уровень: «Внимательно прочитайте слова и найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило» (Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож)
Средний уровень: «Внимательно прочитайте слова, написанные в столбик, объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания».
дочь врач
тишь шалаш
рожь нож
Низкий уровень: «Внимательно прочитайте, написанные в первой и второй группе слова: 1.(дочь,тишь, рожь) 2.(врач, нож, шалаш)
Ответьте на вопросы:
1. К какой части речи относятся все написанные слова?
2. Какие согласные стоят на конце каждого слова группы?
3. Определи род имён существительных каждой группы.
4. В каком роде у существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак?
5. Ты сможешь сформулировать правило написания?
III.Принцип обоснованного ответа.
Предполагает полное последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения, в процессе выполнения большинства упражнений. Обоснования своей точки зрения, своего варианта решения орфографической задачи – это то,На чём базируется этот принцип.
ПРИМЕР:
Я предлагаю при изучении темы «Безударные окончания имён существительных1-го склонения» обосновать их написание в словосочетаниях. Учащиеся после исследования словосочетаний приходят к выводу, что написание безударных гласных в окончаниях имён существительных единообразно в определённом склонении и падеже и целиком зависит от той формы, в которой стоит данное существительное. После этого мы вместе разрабатываем алгоритм проверки написания данной орфограммы. При этом каждый оперирует своими наблюдениями и доказывает свою точку зрения,составляя общую картину алгоритма проверки. Второй, третий и последующие шаги алгоритма проверки написания безударных окончаний имён существительных можно разрабатывать либо вместе с детьми (в таких случаях групповая работа) , где каждая группа приводит свои доводы, опираясь на свои наблюдения, либо дать задания индивидуальной разработки алгоритма и тогда в самом конце устроить брейк-защиту проектов. Всё зависит от готовности детей, давать обоснованные ответы, опираясь на собственные суждения., наблюдения за языком.
IV.Принцип сотрудничества
Я, как учитель, постоянно совершенствую своё умение слушать учащихся, помогаю им формировать свои взгляды, отстаивать суждения, основанные на исследовании языка, совместно со мной находить решение орфографических задач;при этом помогаю научиться выслушивать других и прислушиваться к другой точки зрения.
На мой взгляд, учебный материал должен быть нацелен на грамматическое осознание учащимися явлений языка. Главное для меня, чтобы дети пришли к выводу, что написание слов, морфем почти всегда мотивировано.
НАПРИМЕР:
Заглавная буква позволяет отличать начало предложения или выделять имена собственные из общего ряда слов; корень в родственных словах одинаков, дабы не исказить значение и понятнее отобразить родство слов.
Уже в букварный период (1 класс) при ознакомлении с темой «Предложение» я задаю вопрос ученикам: « Как можно обозначить начало предложения?» Учащиеся предлагают различные варианты решения орфографической задачи.Под моим руководством ученики приходят к выводу, что при письме границы предложения удобнее обозначить прописной буквой – его начало и точкой – конец.
При формировании правила проверки безударной гласной в корне слова даю детям возможность наблюдать за родственными словами, найти общее, различия, выделить слово, которое может « подсказать» написание данной орфорграммы (то есть, родственное слово, в котором гласная, требующая проверки в остальных словах, находится в «сильной» ударной позиции).
ПРИМЕР:
зима
зимовать
зимний – проверочное
Прошу учащихся сформулировать правило проверки безударной гласной в корне слова (путём обобщения выводов, сделанных ими, при наблюдении).Среди вариантов правил отбираем самое удачное, отображающее все аспекты проверки и только после этого знакомимся с правилом, данным в учебнике. Как правило, текст в учебнике совпадает с тем, что составили (изобрели) мои ученики. Это даёт положительные эмоции и лучшее запоминание. Детям не приходится «зубрить» правило, они лучше запоминают то, что сами же и придумали, что стало результатом их поиска.
Очень важен процесс познания языка и осознание того, что правило возникло в результате наблюдения над ним.
При проверки безударной гласной в корне слова можно спросить у детей:
1. Как вы будете называть слова, написание которых нами проверяется?
2. Как вы будете называть слово, с помощью которого мы проверяем написание гласной?
• Наблюдение на уроке обогащают урок и углубляют знания детей. Решение орфографических задач мобилизует интеллектуальный резерв учащихся, формируя креативность мышления. Этот процесс можно осуществлять двумя путями:
• Путь ДЕВЕРГЕНТНОГО решения (для решения задачи детьми, под руководством учителя выдвигается несколько гипотез и каждая отрабатывается)
• Путь КОНВЕРГЕНТНОГО решения (для решения задачи разрабатывается один способ в углублении).
Проблемно-диалогическое обучение. Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
При мотивации написания безударных гласных, не проверяемых ударением, главную роль отвожу этимологии слова. Историческое происхождение слова может хорошо объяснить его написание и повысить интерес к изучению языка. Работа над этимологией раскрывает значение, написание, произношение слов. Обращение к истокам слова может помочь в изучении как иностранных (заимствованных) слов, так и словславянского происхождения. Такая работа способствует не только развитию внимания, орфографической зоркости, но и формированию любви и пониманию родного языка.
НАПРИМЕР: Из этимологического словаря мы узнаём, что слово «карандаш» имеет два тюркских корня: «кара» и «даш» (таш), означающих «кара» -«чёрный» и «даш» (таш)-камень.Очевидно, что ранее слово понималось, как «чёрный камень».При этом в первом историческом корне есть две гласных буквы «а», что объясняет написание в слове «карандаш» безударных гласных.Так, расширив словарь детей, объясняю написание слова, занесённого в словарь из за наличия в нём безударных гласных, непроверяемых ударением.
Классификация слов других единиц речи – один из путей развития интеллектуальной активности. Так в программе «Обучение грамоте» заложены задания, позволяющие мне организовать работу по классификации слов уже в первые дни изучения языка по Букварю.
Я предлагаю распределить слова по группам. При этом исход – это слово, являющееся формой одного и того же слова и родственные слова:
у леса лесок
в лесу лесник
лес перелесок
Ученики, объясняя распределение слов в колонки, зачастую обращают внимание на их лексическое значение. На подобном материале я формирую понятия «форма слова» и «родственные слова».В последствии это задание можно повторить на следующих уроках и тогда дети, зачастую очень быстро формируют правило о единообразии написания корня слова в родственных словах. При работе с детьми использования исследовательских методов требует от меня особых усилий при подготовки к каждому этапу урока и дополнительного времени на уроке. Однако велика и отдача: всё это повышает интеллектуальную познавательную активность учащихся.
Помогает на современном этапе работы с детьми и использование мной ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Мной реализованы проекты обеспечения презентациями собственного изготовления в среде POWER POINT , Smart Boart уроков «русского языка» и «развития речи». В марте 2013 года я приняла участие во II районном Фестивале педагогических идей «Модернизация образования: опыт, находки, перспективы»,получила дипломы лауреата от Управления образованием администрации Дзержинского района:
в секции «Применение ИКТ в образовательном процессе» (доклад «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальных классах через использование пакета мультимедийной поддержки») и заказ на распространение дисков с результатами данных проектов от учителей района и города.
Контроль за усвоением учащимися учебного материала я провожу путём срезовых контрольных и тестовых работ по определённой теме, блоку тем , либо комплексных работ. Тесты, как правило составляю сама, дабы лучше учесть все особенности класса, используя вопросы и задания, данные в сборниках-брощюрах «Контрольные работы» «Тесты» и «Творческие работы» с учётом уровня подготовленности учащихся.С промежутками , обусловленными программой, провожу самостоятельные работы с постоянным и постепенным усложнением разноуровневых заданий.Только так можно проверить не только усвоение материала, но и увидеть развитие каждого ребёнка в классе. Результаты таких работ я обязательно вношу в таблицу, отображающую допущенные ошибки учащихся, их градацию по орфограммам. В дальнейшем знакомлю детей с ними, для выработки у них самоанализа собственных знаний, формируя УУД. Мне же в дальнейшем сравнение данных из таблиц даёт реальную картину развития орфографической зоркости у каждого из учеников в процессе обучения.
Под общим развитием личности я понимаю я понимаю развитие ума, воли, чувств, то есть фундаментальных сторон психики,составляющих её основу. При этом я стараюсь опираться на особенности психофизиологии детей.
Анализируя свою работу, я исхожу не только из итогов обучения учащихся. но ещё и из возрастающих умений к анализу, синтезу и обобщению изученного материала, либо понятий.
Говоря об этом, можно сказать, что детям моих классов уже с 1-го года обучения присуща интеллектуальная активность на уроках. К изучению любой темы они, под моим руководством , привыкают подходить с точки зрения анализа и прогноза конечного результата. Учащиеся, на мой взгляд, хорошо ставят цели и находят с моей помощью, самостоятельно, либо в группах пути их достижения.Они, как показала практика, отличаются ранней рефлексией в обучении.Чётко прослеживается:
1. Повышение успешности учащихся на уроках
2. Достаточно хороший уровень обученности
3. Развитие межпредметных связей и универсальных учебных действий
4. Плодотворное взаимодействие не только в системе «учитель- ученик» но и в системе «ученик- ученик»
5. Повышение нравственного уровня, толлерантности к окружающим.
(О чём указано в моих выступлениях с темой: «Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания при ФГОС» в рамках «Занковских чтений» 2010 года и Фестиваля педагогических идей в 2014 году.
6. Повышение успеваемости на уроках
7. Использования детьми прошлого опыта для понимания нового материала.
Хочется отметить, что в кабинете созданы все условия для создания единого образовательного пространства, способствующего индивидуальному личностному развитиюученика начальной школы. В кабинете есть эмоционально ёмкие и охватывающие все каналы восприятия средства обучения: от печатных таблиц, наглядных пособий, муляжей до мультимедийного оборудования с программами и презентациями, выполненными в среде POWER POINT и Smart Boart. Мной уже 8 лет ведётся работа по созданию в кабинете здоровьесберегающей среды.В классе есть регулируемые парты, конторки В.Ф.Базарного, за которыми дети работают стоя на деревянных массажных ковриках по 15-20 минут. На каждом уроке проводятся минутки здоровья на офтальмологическом тренажёре. Соблюдаются установленные санитарно- гигиенические условия, предъявляемые к учебным кабинетам начальной школы. А в городском смотре - конкурсе в 2008 году в наминации «Учебный кабинет начальных классов» мы награждены грамотой начальника управления образования МЭРИИ городаНовосибирска Г.А. Старцева, как лауреаты.
Считаю, что педагогическая цель способствования активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках русского языка, сохраняя их психическое и физическое здоровье, учитывая особенности работы по Федеральным Государственным Образовательным стандартам, успешно решается мной в учебно – воспитательном процессе.
Обучение должно быть организованно так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой дидактических принципов:
- принцип деятельности;
- принцип непрерывности;
- принцип целостности;
- принцип психологической комфортности;
- принцип вариативности;
- принцип творчества.
Из всего перечисленного ведущим является принцип деятельности.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Я пришла к пониманию того, что принцип системно - деятельностного подхода в обучении – это совместная деятельность (учителя и ученика) основана на сотрудничестве и взаимопонимании. Для того чтобы ребенок включился в активную познавательную деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Принцип деятельности в процессе обучения выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Я придерживаюсь позиции, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Я на своем примере показываю учащимся, что невозможно узнать все, но можно и должны узнавать, вместе с учителем определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Моя задача, как учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя место для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
При системно-деятельностном подходе в обучении выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- восприятие информации;
- анализ полученной информации;
- запоминание (создание образа);
- самооценка.
Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы:
Активные.
Интерактивные.
Исследовательские.
Проектные.
На уроках русского языка происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной. Отсюда вытекает актуальность реализации системно-деятельностного подхода в преподавании русского языка. Понять содержание текста – главная и сложная задача, стоящая перед современным школьником.
Текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка.
На уроках я стараюсь организовать работу с художественными текстами небольших объемов, которые использую как для анализа, так и для творческих заданий.
Задание 1.
Прочитай текст. Какой это текст – научный или художественный? Выпиши предложения, в которых говорится о характере мужика в русских сказках.
Русский мужик – персонаж многих русских народных сказок. В сказках характер этого героя разный. Иногда он – ленивый человек, иногда – глупый, иногда – мудрый и добрый. И называют его в сказках по-разному: мужик, Иван – крестьянский сын, добрый молодец, старший (средний, младший) сын.
Задание 2.
Прочитай текст. В каком предложении мысль не закончена? Добавь нужное слово. Напиши предложение.
Машу все любят. Мама зовет ее Машенька, папа – Машутка, а бабушка – Машуля. В русском языке много ласковых …
Напиши, как ласково называют Машу в семье.
Используя системно-деятельностный подход на уроках русского языка, я предлагаю систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят их к формулированию темы урока и проверке домашнего задания.
Задание 1. Тема: «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов».
Актуализация с элементами проверки домашнего задания.
Мини-опрос.
Есть такое определение в стихах.
Корень слова – значимая часть.
Над словами родственными
Держит власть.
Выясни умело линию родства –
Однокоренные подбери слова.
- Назовите основные понятия прошлого урока.
( Корень, однокоренные слова)
Задание 2. Тема: «Приставка»
Мотивирующее введение в тему урока.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.
- Выучим стихотворение.
- Определите, что мы будем делать на уроке?
Это же четверостишие можно вспомнить в конце урока при рефлексии.
- Вспомните четверостишие про приставку, которое изучали в начале урока.
Сколько признаков приставки в нем названо? (3: стоит в начале слова, пишется слитно, образует новые слова).
Использование художественной литературы на уроках русского языка, я считаю, немаловажным элементом урока. Так как русский язык и литературное чтение – это единый компонент в изучении учащимися русского языка в целом.
Задание 1. Тема: «Развитие умения подбирать слова-названия признаков»
В качестве оборудования можно предложить выставку книг.
Обязательный момент на уроках в младших классах – некоторые задания выполняются в игровой форме. Это повышает активность, работоспособность, внимание и развивает интерес у обучающихся к предмету.
Игра «Кто больше?»
- Имена прилагательные помогают не только ярко описать внешний вид героя, но и рассказать о его характере.
Назовите главных героев сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик» (Буратино, Мальвина…)
Вспомните и запишите, какие по характеру Буратино и Мальвина. Выиграет тот, кто больше всех подберет слов-признаков, характеризующих героя.
1 вариант: Буратино
2 вариант: Мальвина
На доске вывешивается опорная таблица для слабых учащихся.
- Какие из записанных вами качеств являются положительными.
Задание 2. Творческая работа. Работа с иллюстрацией.
- На иллюстрации изображены герои еще одной знакомой вам сказки. Кто они? (Кот в сапогах»)
Составьте предложение по картинке, используя слова-признаки. Нарисуй схему этого предложения. Лучшие предложения мы запишем.
Творческие игры и задания на уроках русского языка.
Творческие игры и задания проводятся на основе загадок. Это игра «Найди рифму», игра ролевая, игра-соревнование, игра-путешествие. Они развивают творческую личность, создают условия для развития природных задатков обучающихся, повышают эффективность учебной деятельности через развитие творческих способностей.
Игра «Найди рифму»
Даются загадки с пропущенной рифмой, затем предлагается выбрать рифму из группы слов.
Сидит у окошка
Серенькая …
(чай, лес, поле, кошка, ветер)
Летом, в самый жар,
Больно жалит нас…
(корова, песок, комар, дом, песня)
Маленькие кони
Называются…
(рак, вода, пони, цветок, ручка)
Ролевая игра.
Нужно отгадать загадки, составить небольшой рассказ и инсценировать его, используя предложения из своего рассказа
Яркий красный гребешок –
Называюсь…(петушок)
-Какие персонажи еще есть в этой сказке?
Напишите свой рассказ и инсценируйте его.
В норке проживает,
Сыр очень уважает (мышь)
-Какую сказку о мышке вы знаете? Какими чертами характера вы ее наделите?
Напишите о мышке текст и инсценируйте его.
Вот зеленая лиана,
На ней повисла …(обезьяна)
Можете ли вы повторить мимику обезьяны?
Где вам больше нравятся обезьяны: в цирке или зоопарке?
Покажите, как ходят обезьяны.
Игра – соревнование
Даются пять загадок. Кто быстрее и правильнее их отгадает, тот и победитель.
Всех пловцов как ветром сдуло,
Рыщет по морю …(акула).
Шевелиться ему лень,
На боку лежит…(тюлень).
Как зеленый человечек,
Этот маленький… (кузнечик).
Приглашает нас в полет
Пассажирский… (самолет).
Глубоко зарылся в ил
Зубастый… (крокодил).
Дома на основе отгадок напишите рассказ или стихотворение.
Владение устной и письменной речью – обще учебное умение школьника. Его невозможно сформировать только на специально отведенных уроках.
Я предлагаю задания, которые способствуют развитию речи младшего школьника при изучении русского языка.
Лексика.
1. Вставьте подходящее по смыслу и рифме слово.
- Кот живет у нас на …
А в чулане живут…
- Не поедет без бензина
Ни автобус, ни…
- Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит солнце припекло,
Убирайте…
2. Закончи предложение.
У зайчихи были… грачата
У грачихи были… галчата
У галки были… зайчата
Игра «Кто быстрее?»
Из слов составьте предложение и поставьте в конце предложения нужный знак: точку, восклицательный знак или вопросительный.
покрылся, лес, снегом, зимой
на деревьях, шапки, лежат, снега
дети из снега, снежную, лепят, бабу
Устная коллективная игра «Кто он?»
Живет в лесу симпатичный зверек.
Составьте из слов три предложения.
При составлении предложения задавайте вопросы от слова к слову.
Глазки хвост ушки
блестят, дрожит торчат
круглые короткий длинные
испуганные пушисты
5. Расположите строки так, чтобы получились стихи. Обратите внимание на рифму.
Земляника
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
И имя дала мне
Родная землица.
Кто любит меня –
Тот и рад поклониться.
Как вы думаете, с какого предложения начинается это стихотворение?
Запишите это предложение.
Части речи.
Имя существительное
– Прочитайте предложение, вместо вопросов записывайте слова, обозначающие предмет.
В воде плещется (кто?). Из дупла выскочила (кто?). На лугу пасётся (кто?). Кричит (кто?).
- Когда к словам, обозначающим предмет, ставится вопрос кто?
Запишите предложение.
– Прочитайте, голосом выделите конец предложений.
Петя сел на крыльцо пёс сидел под деревом и смотрел на птицу.
- Найдите слова, обозначающие предмет.
К каким словам нужно поставить вопрос кто? К каким что? Почему?
Запишите предложения. Начало пишите с большой буквы, в конце ставьте точку.
3. – Правильно закончите начатое предложение, выбрав одно слово из скобок. К каждому выбранному слову задайте вопрос кто? Или что? Обоснуйте свое решение.
Сапог имеет (шнурок, пряжка, подошва, ремешок, пуговица).
В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
Дерево всегда имеет (листья, цветы, плоды, корень, тень).
4.– Прочитайте текст. Напишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу существительные. Задайте к ним вопросы кто? Или что? Что объединяет все написанные предложения? Закончите текст восклицательным предложением. Озаглавьте его.
Особую красоту лесу придает рябина. У нее ажурная… Осенью созревают ярко-красные.…Из них варят кисели, …, …, готовят квас, уксус, … Очень любят рябину свиристели, рябинники …, …
Слова для справок: дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье, компоты.
Имя прилагательное.
– Замените слова, обозначающие признак предмета, словами, противоположными по значению.
Трусливый зайка, слабый мороз, старое пальто, темное небо, сладкая ягода.
- Прочитайте слова. Подберите для каждого слова свою пару.
День проливной
Туча огромная
Дождь темная
Лужа пасмурный
Ночь грозовая
– Подберите к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие признаки этого предмета.
Дуб душистый
Травы глубокая
Ландыш могучий
Озеро сочные
.– Прочитайте пословицы.
Летний день – что зимняя неделя
Хорошее дело два века живет.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
Назовите слова, которые обозначают признак предмета. На какие вопросы они отвечают?
Запишите одну из пословиц по памяти.
– Догадайтесь, о каких предметах идет речь.
… (какой?) теплый, ясный
… (какая?) спелая, яркая, душистая
… (какое?) сладкое, фруктовое, сливочное
… (какие?) шумные, звонкие
Запишите слова, которые обозначают предмет, рядом – признак предмета.
– По данным признакам угадайте предмет.
Хитрая, ловкая, рыжая…
Вкусное, парное…
Теплый, ласковый, весенний…
- Спишите, добавляя угаданное слово.
7. – К словам первого столбика подберите антонимы и синонимы из слов второго столбика.
жадный юный, старый
дорогой холодный, знойный
жестокий скупой, щедрый
молодой свирепый, добрый
Глагол.
– Подберите слова – действия предметов, близкие по смыслу.
сторожит –
приглашает –
ходит –
2. - Отгадайте загадку.
Ползет, шипит живой канат,
Несет в себе опасный яд.
Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета? Запишите отгадку. Выпишите из загадки рифмующиеся слова. Почему одинаковые звуки в конце этих слов обозначаются разными буквами?
3.– Вставьте в предложение одно и то же слово.
Мальчик … в школу. Весна …
Ребенок … за лодочкой. Ручеек … по канавкам.
- На какой вопрос отвечают эти слова? Когда они используются в прямом смысле, а когда в переносном?
Запишите предложения, вставляя пропущенные слова.
Подчеркните слова, которые употреблены в переносном значении.
4. – Подберите антонимы к данным глаголам.
Поднимается, нападает, спускается, защищает, теряет, освещает, начинает, находит, затемняет, кончает.
5.– Прочитайте, как описал весну И. Соколов-Микитов.
Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш падают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, раскисли дороги. Лед на реке посинел.
На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля.
Весело скачут на дворе воробьи – проводили зиму, радешеньки - рады:
- Жив! Жив! Жив!
- Запишите первый абзац. Понадобились ли писателю слова, которые называют предмет, действие, признак предмета.
Результативность использования деятельностного подхода на уроках русского языка в 4 классе (количество учащихся 4).
показатели | на начало года (количество учащихся) | на конец 1-го полугодия (количество учащихся) |
1. Умение определить тему урока. | | |
2. Понимание содержания текста. | | |
3. Самостоятельная работа с иллюстрацией. | | |
4. Составление предложений из набора слов. | | |
5. Сотрудничество на уроке. | | |
6. Умение анализировать, сравнивать и делать выводы. | | |
7. Выделять главное. | | |
8. Решать проблему. | | |
9. Включение в ролевые игры. | | |
10. Писать мини-сочинение по картинке. | | |
11. Называть части речи. | | |
12. Выполнять рефлексию. | | |
При использовании деятельностного подхода на уроках русского языка, я формирую у учащихся учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться