СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках немецкого языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Что такое критическое мышление, и чем отличается оно от традиционного? Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению,- поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении новых проблем.

 

 Технология критического мышления дает обучаемому:

  • Умение работать в сотрудничестве с другими
  • Умение ответственно относиться к собственному образованию
  • Повышение эффективности восприятия информации
  • Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
  • Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Просмотр содержимого документа
««Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках немецкого языка»»


«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»


“Педагог … спрашивает учеников о том,

что он знает, а обычно человек

спрашивает о том, чего он не знает”.

С.Т.Шацкий


Что такое критическое мышление, и чем отличается оно от традиционного? Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению,- поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении новых проблем.


Технология критического мышления дает обучаемому:

  • Умение работать в сотрудничестве с другими

  • Умение ответственно относиться к собственному образованию

  • Повышение эффективности восприятия информации

  • Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения

  • Желание и умение стать человеком, который учится в течении всей жизни.

Критические мыслители по мнению американского ученого Дж.Барелла:

  • Решают проблемы.

  • Проявляют настойчивость в решении проблемы.

  • Контролируют себя, свою импульсивность.

  • Сотрудничают с другими людьми,слушают собеседника.

  • Терпимы к неопределенности.

  • Рассматривают проблемы с разных точек зрения.

  • Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственной.

  • Рассматривают несколько возможностей решения проблемы.

  • Часто задают вопрос: «что, если..?»

  • Умеют строить логические выводы.

  • Размышляют о своих чувствах, мыслях и оценивают их.

  • Строят прогнозы, обосновывают их и ставят перед собой обдуманные цели.

  • Применяют свои навыки и знания в различных ситуациях.

  • Любознательны и часто задают «хорошие вопросы».

  • Активно воспринимают информацию.

Д. Клустер выделяет аспекты, отличающих критическое мышление от других его типов.

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

4. Критическое мышление есть мышление социальное.



Итак, на уроках немецкого языка с целью развития критического мышления используются следующие задания.

1. "Wortspiel". Учащиеся придумывают для своих одноклассников вопросы и дают им категории на любые темы: название стран, профессий, числительные, мир коммуникациии т.д. – Hans ist… : a) Name b) Land,wo er lebt c) Sprache d) Nationalität

2.Sehenswürdigkeit. На каникулах ты с родителями поедешь в Германию, совершишь экскурсии по Берлину, что бы ты хотел увидеть, потрогать, с кем пообщаться в первую очередь и почему. Опиши на немецком языке это место: историческую ценность, размер, цвет, запах и т.д. Напиши, почему с этого места начнется твоя экскурсия.

3. Brieffreund. Каким ты себе представляешь друга по переписке, опиши внешность, характер, увлечения и др., заполняя пропуски предполагаемого письма, затем ответь другу используя другие выражения, глаголы, прилагательные подходящие по смыслу, так что бы он понял “What sort of person you are” и стоит ли продолжать переписку с тобой. Liebe mein Brieffreund! Ich heiße ______und ich bin _____(Alter). Ich bin aus ______. Ich habe _____,_______Haare and _____Augen. Ich bin _____Meter ___ . Ich sehe ________aus . Ich bin _____und _____(Character). Ich mag ___,____und____aber mag nicht __________. Bitt, schreibe mir und erzähle mir was magst du.

4. Стратегиямозговой штурм

 Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. Также проводится при проверке лексики, пройденных тем и грамматики.

Групповая - принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются.

Коллективная – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое.

 



5. «Опорные схемы ».

Опора – ориентировочная основа действий: способ внешней организации внутренней мыслительной деятельности ребенка.

Опорный сигнал – ассоциативный символ (знак, слово, схема, рисунок и т. п.), заменяющий некое смысловое значение.

При изучении схемы подключаются все виды памяти ребенка:

  • слуховая память (ученик слышит объяснение учителя по схеме);

  • зрительная память (схема является постоянной зрительной опорой для ответа);

  • словесно-логическая память (ученик выстраивает устный ответ-пересказ по изучаемой теории);

  • моторная память (на стадии закрепления ученик рисует схему по памяти);

  • образная память (символика схемы предполагает подключение ассоциативного мышления).

Таким образом, действует целый арсенал средств, чтобы ребёнок не просто понял материал, а действительно усвоил надолго.

Сравним с традиционным школьным подходом, когда в основном говорит учитель, а ученик, почти всегда лишённый зрительной опоры, вынужден стать народным умельцем по изготовлению шпаргалок.

2. Схема приучает к логичности изложения, формирует устный ответ ученика. Схема является готовым конспектом-символом, опираясь на который ребенок сможет научиться самостоятельно выбирать главное в любом научном тексте.

Схема – спасение для слабого ученика.

В. Шаталов изобрел это новшество – опорный сигнал – именно в то время, когда ему, молодому учителю, достался запредельно слабый класс. Пришлось, принимая долги у двоечников, рисовать для каждого рисунок, который стал бы подспорьем во время ответа. Для сильного ученика в схеме заложен огромный резерв для систематизации полученных знаний.

Преподавание по опорным сигналам резко увеличивает количество времени для устной речи ребёнка на уроке.



З

Ich weiss, dass:

У

Ich habe gewust, dass:

Х

Ich will wissen uber

Salzburg ist ein Bundesland.-Зальцбург - федеральная земля в Австрии, Die Hauptstadt von Salzburg ist Salzburg.-Cтолица Зальцбурга -Зальцбург

Der Name Salzburg kommt vom "Salz".-Название города произошло от слова "Salz"(соль) Geburtsort von Mozart -Родина Моцарта, 

Nockerln ist eine Spezialitaet in Salzburg, eine Suesspeise.- Клецки - сладкая выпечка

Die Sehenswurdigkeiten der Stadt. - Достопримечательности города,

О Моцарте. 

Известные поэты, музыканты

Чем живёт молодёжь и т.д.



Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

6. Стратегия «Конспектирование»

Способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста без потери существенной информации необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль, установить причинно-следственные связи. Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации).

Очень эффективным приемом является составление конспекта – таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах.

7. Стратегия «Тонкие и толстые вопросы».

«Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.

Wer …?

Was … ?

Wann … ?

Wo … ?

Was ist … ?

Warum meinst du,dass … ?

Was ist richtig oder falsch nach deiner/euer Meinung?

Whas ist die wichtigste Idee in dieser Geschichte?

Was is der Unterschied zwischen … ?

У учащихся, проявляющих интерес к иностранному языку, особую популярность имеют задания, способствующие развитию критического мышления. В свою очередь мы, учителя может способствовать КМ на уроке, помогая ученикам разобраться в себе и окружающем их мире: разобраться с восприятием, предположением, предубеждениями, ценностями, разрушить старые привычки, чтобы создать новую точку зрения.

Выводы:

  Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках немецкого языка позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.

 Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению. Таким образом, использование технологии критического мышления на уроках немецкого языка позволяют значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.


Список использованных литератур и ресурсов:

  1. Аяганова Ш.Ж. Использованиетехнологии критического мышления в учебном процессе

  2. Администратор в казахстанскойшколе. 2011. № 1.

  3. Бейлеров Э.Б. Одаренность ишкола // Билим-образование. 2011. №3.

  4. Низовская И. За и против. Критическое мышление - это… М.: Библиотека в школе, №16.

  5. Столбунова С.В.Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский язык, 2003. №27 - 28.

  6. Ресурсы Интернета Сайт международногожурнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru Фестиваль педагогическихидей http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?


  



Выполнила учитель

немецкого языка

КГУ „Школа- лицей № 17

имени В.В.Маяковского

города Балхаш“

Рахметова Гулжан

Рыздыкбаевна

 







КГУ «Школа –лицей № 17 им.В.В.Маяковского города Балхаш»




«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»







Рахметова Гулжан

Рыздыкбаевна

 







Балхаш 2018