СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и чтения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление –  это такой тип мышления  о любом предмете, содержании  или проблеме, в которой думающий улучшает качество  мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и чтения»

Применение технологии развития критического мышления  на уроках русского языка и чтения.

Применение технологии

развития критического мышления на уроках русского языка и чтения.

 Критическое мышление  Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.  Критическое мышление – совокупность трёх компонентов: Готовность к критическому мышлению Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки Уже имеющиеся знания

Критическое мышление

Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:

  • Готовность к критическому мышлению
  • Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
  • Уже имеющиеся знания

« Важнейшая задача цивилизации –  научить человека мыслить»   Эдисон  Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.  Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?   Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП).

« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон

Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.

Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?

Технология развития критического

мышления через чтение и письмо

(ТРКМЧП).

 5 характеристик критического  мышления (Д. Клустер) Обобщённое Самостоятельное Критическое мышление Проблемное и оценочное Социальное Аргументированное

5 характеристик критического мышления (Д. Клустер)

Обобщённое

Самостоятельное

Критическое мышление

Проблемное и оценочное

Социальное

Аргументированное

 Какие мыслительные умения  развиваются? Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке. Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений. Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов. Ясность изложения собственных позиций точность в выборе языковых средств. Принятие решений и умение обосновать свой выбор.

Какие мыслительные умения развиваются?

  • Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке.
  • Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений.
  • Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
  • Ясность изложения собственных позиций точность в выборе языковых средств.
  • Принятие решений и умение обосновать свой выбор.
 Инновационность технологии Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся Ученик сам конструирует процесс обучения; сам отслеживает направления своего развития; сам определяет конечный результат Учитель стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ; помогает сформировать навыки продуктивного мышления

Инновационность технологии

Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся

Ученик

  • сам конструирует процесс обучения;
  • сам отслеживает направления своего развития;
  • сам определяет конечный результат

Учитель

  • стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ;
  • помогает сформировать навыки продуктивного мышления
 Структура технологии развития  критического мышления актуализация имеющихся получение новой информации; размышление знаний; корректировка учеником постав- рождение нового постановка учеником ленных целей обучения знания; собственных целей обучения; постановка учени- пробуждение интереса ком новых целей к получению новой информации; обучения  Содержание технологии: Рефлексия Осмысление содержания Вызов Приёмы Стратегии

Структура технологии развития критического мышления

актуализация имеющихся получение новой информации; размышление

знаний; корректировка учеником постав- рождение нового

постановка учеником ленных целей обучения знания;

собственных целей обучения; постановка учени-

пробуждение интереса ком новых целей

к получению новой информации; обучения

Содержание технологии:

Рефлексия

Осмысление содержания

Вызов

Приёмы

Стратегии

Задачи первой фазы урока (вызов ) - вызвать уже имеющиеся знания -создать ассоциации по изучаемому вопросу - активизировать -заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу

Задачи первой фазы урока (вызов )

- вызвать уже имеющиеся знания

-создать ассоциации по изучаемому вопросу

- активизировать

-заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу

Методические приемы:  Составление списка «известной информации» Рассказ-предположение по ключевым словам Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы Верные и неверные утверждения  Игра «Как вы думаете?»  Перепутанные логические цепочки и т. д.

Методические приемы:

Составление списка «известной информации»

Рассказ-предположение по ключевым словам

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы

Верные и неверные утверждения

Игра «Как вы думаете?»

Перепутанные логические цепочки и т. д.

Деятельность учащихся - ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения) - систематизирует информацию до её изучения - задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Деятельность учащихся

- ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)

- систематизирует информацию до её изучения

- задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

 Верные и неверные утверждения   Русский язык, 2 класс. Тема: «Учимся писать  безударные гласные в корне слова». К словам с безударным гласным в корне можно подобрать только одно проверочное слово. Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, или е, или я. В проверяемом слове в корне находится безударный гласный, а в проверочном в корне –  ударный гласный звук.

Верные и неверные утверждения Русский язык, 2 класс. Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова».

  • К словам с безударным гласным в корне можно подобрать только одно проверочное слово.
  • Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, или е, или я.
  • В проверяемом слове в корне находится безударный гласный, а в проверочном в корне –

ударный гласный звук.

 Таблица толстых и тонких  вопросов Тонкие вопросы   Толстые вопросы Кто? Что? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Когда? Почему вы думаете…? Может…? Будет…? Почему вы считаете…? Мог ли…? В чём различие…? Как звать…? Предположите, что будет, если…? Было ли…? Что, если…? Согласны ли вы…? Верно ли?        

Таблица толстых и тонких вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто?

Что?

Дайте три объяснения, почему…?

Объясните, почему…?

Когда?

Почему вы думаете…?

Может…?

Будет…?

Почему вы считаете…?

Мог ли…?

В чём различие…?

Как звать…?

Предположите, что будет, если…?

Было ли…?

Что, если…?

Согласны ли вы…?

Верно ли?

 

 

 

 

Литературное чтение, 2 класс. Тема:  « Братья Гримм «Маленькие человечки». Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто является героями произведения?  Что делают герои?  Какие они, маленькие человечки? Что есть у маленьких человечков? Кто они такие? Объясните, в чём смысл произведения? Объясните, почему человечки маленькие? Как вы считаете, о чём произведение? Предположите, что могут сделать маленькие человечки?

Литературное чтение, 2 класс. Тема: « Братья Гримм «Маленькие человечки».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • Кто является героями произведения?
  • Что делают герои?
  • Какие они, маленькие человечки?
  • Что есть у маленьких человечков?
  • Кто они такие?
  • Объясните, в чём смысл произведения?
  • Объясните, почему человечки маленькие?
  • Как вы считаете, о чём произведение?
  • Предположите, что могут сделать маленькие человечки?
  Пример приёма «Корзина идей» Учитель: - Что вы уже знаете о частях речи? Ответы, собранные в корзину: Части речи – это слова. К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения. Признаки частей речи. Отличия одной части речи от другой
  •  
  • Пример приёма «Корзина идей»
  • Учитель:
  • - Что вы уже знаете о частях речи?
  • Ответы, собранные в корзину:
  • Части речи – это слова.
  • К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
  • Признаки частей речи.
  • Отличия одной части речи от другой
 КОРЗИНА ИДЕЙ    Части речи       слова предлоги, местоимения существительные отличия прилагательные признаки глаголы

КОРЗИНА ИДЕЙ

Части речи

слова

предлоги, местоимения

существительные

отличия

прилагательные

признаки

глаголы

 Инсерт v (уже знал)   +(новое) Поставьте на полях « v» , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете - (думал иначе) Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым  Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Инсерт

v (уже знал)

+(новое)

Поставьте на полях « , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете

- (думал иначе)

Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым

Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете

Пометки на полях Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V  Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +  Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +  Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

Пометки на полях

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +

Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +

 ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ        Учащиеся работают с незнакомым текстом, который заранее разделен на части; к каждой из них сформулированы вопросы: простые, оценочные, практические, уточняющие, объясняющие (почему?), творческие и т.д.)

ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ

Учащиеся работают с незнакомым текстом, который заранее разделен на части;

к каждой из них сформулированы вопросы:

простые, оценочные,

практические, уточняющие,

объясняющие (почему?),

творческие и т.д.)

 Синквейн 1-я строка - тема или предмет (одно существительное); 2-я строка -  описывается предмет (два прилагательных); 3-я строка -  характеризуются действия предмета (три глагола); 4-я строка -  фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова), 5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).

Синквейн

1-я строка - тема или предмет (одно существительное);

2-я строка - описывается предмет (два прилагательных);

3-я строка - характеризуются действия предмета (три глагола);

4-я строка - фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова),

5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).

 Синквейн    Тема: «Русские народные сказки».    Сказка  Добрая, интересная.  Учит, наставляет, объясняет.  Побуждает делать добрые поступки.  Урок.

Синквейн Тема: «Русские народные сказки».

Сказка

Добрая, интересная.

Учит, наставляет, объясняет.

Побуждает делать добрые поступки.

Урок.

 Цветик- семицветик  Красивый, волшебный. Исполнял желания, радовал, приносил добро.  Цветик- лучший друг девочки.  Волшебник.

Цветик- семицветик

Красивый, волшебный.

Исполнял желания, радовал, приносил добро.

Цветик- лучший друг девочки.

Волшебник.

  Прием « Написание синквейна » (2 класс) Дорога Широкая, извилистая Ведёт, бежит, поворачивает По извилистой дорожке бегут ребята. Шоссе.

Прием « Написание синквейна » (2 класс)

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

Приём «Диаманта» Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Например: Город Большой, древний Строится, растет, процветает   Известный город, маленькая деревня  Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;
  • 2 – два прилагательных к первому существительному;
  • 3 – три глагола к первому существительному;
  • 4 – два словосочетания с существительными;
  • 5 – три глагола ко второму существительному;
  • 6 – два прилагательных ко второму существительному.

Например:

Город

Большой, древний

Строится, растет, процветает

Известный город, маленькая деревня

Возрождается, развивается, кормит

Красивая, родная

Деревня

 Таблица «З - Х - У»     знаю  хочу узнать 1Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]  узнал 2. Корень слова Когда после шипящих пишется о , а когда ё

Таблица «З - Х - У»

знаю

хочу узнать

1Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]

узнал

2. Корень слова

Когда после шипящих пишется о , а когда ё

Прогнозируемые результаты  Люди, критически мыслящие Активно воспринимают информацию и работают с ней Умеют ставить цели, строить прогнозы Умеют решать проблемы Могут применять свои знания и навыки в жизни Контролируют себя, свою импульсивность Умеют слушать собеседника Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов Размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их

Прогнозируемые результаты

Люди, критически мыслящие

  • Активно воспринимают информацию и работают с ней
  • Умеют ставить цели, строить прогнозы
  • Умеют решать проблемы
  • Могут применять свои знания и навыки в жизни
  • Контролируют себя, свою импульсивность
  • Умеют слушать собеседника
  • Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов
  • Размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их

 Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:   Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.   Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.   Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».   Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.   На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.   Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.  

Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:

 

Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

 

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

 

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».

 

Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

 

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.

 

Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.