Применение технологии
развития критического мышления на уроках русского языка и чтения.
Критическое мышление
Критическое мышление – это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в которой думающий улучшает качество мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Критическое мышление – совокупность трёх компонентов:
- Готовность к критическому мышлению
- Интеллектуальные (мыслительные) умения и навыки
- Уже имеющиеся знания
« Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Как вовлечь ребёнка в процесс учения, воспитать в нём инициативность и самостоятельность, как активизировать мыслительные процессы?
Технология развития критического
мышления через чтение и письмо
(ТРКМЧП).
5 характеристик критического мышления (Д. Клустер)
Обобщённое
Самостоятельное
Критическое мышление
Проблемное и оценочное
Социальное
Аргументированное
Какие мыслительные умения развиваются?
- Умение выделять необходимую информацию и способность к её обработке.
- Анализ и оценка предположений, высказываний, выводов, гипотез, убеждений.
- Рассматривание проблемы с различных углов зрения и сравнение различных позиций и подходов.
- Ясность изложения собственных позиций точность в выборе языковых средств.
- Принятие решений и умение обосновать свой выбор.
Инновационность технологии
Технология развития критического мышления представляет собой первый опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Цель технологии: развитие интеллектуальных умений учащихся
Ученик
- сам конструирует процесс обучения;
- сам отслеживает направления своего развития;
- сам определяет конечный результат
Учитель
- стимулирует учащихся к активной мыслительной деятельности ;
- помогает сформировать навыки продуктивного мышления
Структура технологии развития критического мышления
актуализация имеющихся получение новой информации; размышление
знаний; корректировка учеником постав- рождение нового
постановка учеником ленных целей обучения знания;
собственных целей обучения; постановка учени-
пробуждение интереса ком новых целей
к получению новой информации; обучения
Содержание технологии:
Рефлексия
Осмысление содержания
Вызов
Приёмы
Стратегии
Задачи первой фазы урока (вызов )
- вызвать уже имеющиеся знания
-создать ассоциации по изучаемому вопросу
- активизировать
-заинтересовать, мотивировать на дальнейшую работу
Методические приемы:
Составление списка «известной информации»
Рассказ-предположение по ключевым словам
Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы
Верные и неверные утверждения
Игра «Как вы думаете?»
Перепутанные логические цепочки и т. д.
Деятельность учащихся
- ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения)
- систематизирует информацию до её изучения
- задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Верные и неверные утверждения Русский язык, 2 класс. Тема: «Учимся писать безударные гласные в корне слова».
- К словам с безударным гласным в корне можно подобрать только одно проверочное слово.
- Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, или е, или я.
- В проверяемом слове в корне находится безударный гласный, а в проверочном в корне –
ударный гласный звук.
Таблица толстых и тонких вопросов
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
Кто?
Что?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Когда?
Почему вы думаете…?
Может…?
Будет…?
Почему вы считаете…?
Мог ли…?
В чём различие…?
Как звать…?
Предположите, что будет, если…?
Было ли…?
Что, если…?
Согласны ли вы…?
Верно ли?
Литературное чтение, 2 класс. Тема: « Братья Гримм «Маленькие человечки».
Тонкие вопросы
Толстые вопросы
- Кто является героями произведения?
- Что делают герои?
- Какие они, маленькие человечки?
- Что есть у маленьких человечков?
- Кто они такие?
- Объясните, в чём смысл произведения?
- Объясните, почему человечки маленькие?
- Как вы считаете, о чём произведение?
- Предположите, что могут сделать маленькие человечки?
-
- Пример приёма «Корзина идей»
- Учитель:
- - Что вы уже знаете о частях речи?
- Ответы, собранные в корзину:
- Части речи – это слова.
- К частям речи мы относим имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
- Признаки частей речи.
- Отличия одной части речи от другой
КОРЗИНА ИДЕЙ
Части речи
слова
предлоги, местоимения
существительные
отличия
прилагательные
признаки
глаголы
Инсерт
v (уже знал)
+(новое)
Поставьте на полях « v» , если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете
- (думал иначе)
Поставьте на полях «+», если то, что вы читаете, является для вас новым
Поставьте «-» на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете
Пометки на полях
Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. +
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. Во множественном числе существительные не различаются по склонениям +
Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащим. V Имена существительные в винительном падеже бывает в предложении второстепенным членом. +
ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ
Учащиеся работают с незнакомым текстом, который заранее разделен на части;
к каждой из них сформулированы вопросы:
простые, оценочные,
практические, уточняющие,
объясняющие (почему?),
творческие и т.д.)
Синквейн
1-я строка - тема или предмет (одно существительное);
2-я строка - описывается предмет (два прилагательных);
3-я строка - характеризуются действия предмета (три глагола);
4-я строка - фраза, выражающая отношение автора к предмету (обычно 4 слова),
5-я строка - синоним к слову, записанному в первой строке (одно слово).
Синквейн Тема: «Русские народные сказки».
Сказка
Добрая, интересная.
Учит, наставляет, объясняет.
Побуждает делать добрые поступки.
Урок.
Цветик- семицветик
Красивый, волшебный.
Исполнял желания, радовал, приносил добро.
Цветик- лучший друг девочки.
Волшебник.
Прием « Написание синквейна » (2 класс)
Дорога
Широкая, извилистая
Ведёт, бежит, поворачивает
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
Приём «Диаманта»
Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению
- 1, 7 строчки – существительные антонимы;
- 2 – два прилагательных к первому существительному;
- 3 – три глагола к первому существительному;
- 4 – два словосочетания с существительными;
- 5 – три глагола ко второму существительному;
- 6 – два прилагательных ко второму существительному.
Например:
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Таблица «З - Х - У»
знаю
хочу узнать
1Шипящие звуки [ж], [ш], [ч], [щ]
узнал
2. Корень слова
Когда после шипящих пишется о , а когда ё
Прогнозируемые результаты
Люди, критически мыслящие
- Активно воспринимают информацию и работают с ней
- Умеют ставить цели, строить прогнозы
- Умеют решать проблемы
- Могут применять свои знания и навыки в жизни
- Контролируют себя, свою импульсивность
- Умеют слушать собеседника
- Терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их собственных взглядов
- Размышляют о своих чувствах, мыслях, оценивают их
Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.