СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися 1 класса Часть 3

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися 1 класса Часть 3»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А. Б. Буханова» города Смоленска








Применение толкового словаря на уроках чтения в работе над полисемией (многозначностью слов) и омографами с обучающимися

1 класса

Часть 3





Савина Ольга Эдуардовна,

учитель начальных классов










Смоленск, 2022

Пояснительная записка. Тематика разработки посвящена работе с полисемией (многозначностью слов) и омографами в урочное время с обучающими младшего школьного возраста. Актуальность выбранной темы обоснована возрастающими в обществе требованиями к речевой культуре личности и необходимостью формирования языковых компетенций младших школьников на уроках чтения и русского языка. Дети, поступающие в школу, характеризуются слабо развитой речевой способностью с многочисленными ошибками, имеют мелкий словарный запас, используют в речи односложные лексические конструкции. Родной отечественный язык является центральным, тесно связанным с другими учебными предметами. Усвоение полисемии и омографии имеет немаловажное значение для установления связи между лексическим значением слова и предметом, явлением, что порождает необходимость работы над осознанием значения слова.

Целевая аудитория. Обучающиеся 1 общеобразовательного класса в возрасте 6,5-8 лет.

Место урока в системе работы педагога. Работа по данным направлениям ведется периодически на уроках чтения на отечественном языке.

Цель. Выявление эффективных методов и приемов работы над полисемией и омографами в процессе урочной деятельности для наилучшего усвоения данных лексических явлений младшими школьниками с применением толкового словаря.

Задачи.

  1. Создать условия для формирования представлений детей о полисемии и особенностях лексического значения многозначных слов.

  2. Формировать речевую культуру и правильность употребления многозначных слов обучающихся.

  3. Создать условия, обеспечивающие формирование умения учащихся работать с толковым словарем.

  4. Создавать условия, способствующие развитию умения обучающихся строить речевые высказывания в устной форме, используя в речи многозначные слова и омографы.

  5. Формировать у обучающихся осознанную социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала и приобретаемых умений.

Планируемые результаты.

  1. Усвоение обучающимися лингвистического явлений полисемии и омографии.

  2. Сформированные умения учащихся по свободному, осознанному, грамотному применению многозначных слов и омографов в конкретный момент речевой деятельности, работе с толковым словарем.

  3. Повышение общего уровня культуры речи детей и развития речи в целом.

Форма проведения. Фрагмент урок.

Используемые педагогические технологии, приемы, методы.

В работе применяются имитативный (анализ образцов текстов, чаще всего художественных или стихотворных, синтез собственных языковых конструкций, поисковая деятельность в тексте), коммуникативный (речевые ситуации, ролевые и языковые игры, составление рассказа по картинками т.п.) методы и метод конструирования (создание обогащенных языковых конструкций, словосочетаний с применением новых знаний); приемы толкования слова: наглядный (демонстрация предмета, признака, действия и т.д.), контекстуальный (выделение слова в отрывке), работа по словарной статьей, замена на синоним, подбор антонима.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении фрагмента урока.

Учебник «Азбука» 1 класс В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская в электронном виде.

Мультимедийная доска (учебник и все необходимые наглядности выводятся на экран)

Толковые словари С. И. Ожегова по одному на парте.

Основная часть.

Фрагмент урока № 3

Работа по учебнику на с. 66.

Учитель.

-Ребята, просчитаем задание внизу: «Слово одно, а значения разные. Найди такие слова на этой странице». Как вы думаете какие слова нам нужно найти? Как мы называем такие слова?

Учащиеся.

-Будем искать многозначные слова.

Учитель.

-Молодцы. Читаем текст про себя. Ищем слова.

Плохо читающие дети читают текст вслед за учителем. В конце чтения весь класс читает хором.

Учитель.

- Нашли многозначные слова? Может быть, нам помогут картинки?

Учащиеся.

-Слово коса – многозначное: коса для косьбы травы и прическа у девочки.

Учитель.

-Все верно. Можете ли вы привести пример слова коса с другим значением? Подумайте. Если затрудняетесь, знаете где себя проверить.

Учащиеся начинают работу по словарю с подсказкой учителя по зеленой закладке.

Читающие учащиеся зачитывают значение слова коса из словаря:

1.Сплетённые в виде жгута несколько длинных прядей волос, а также вообще несколько нитей, прядей, сплетённых таким образом. Заплести, расплести косу. Тугая коса.

2.Сельскохозяйственное орудие, изогнутый нож на длинной рукоятке для срезания травы, злаков. Махать косой. Точить косу. Нашла коса на камень. (последнее об упрямом нежелании уступить друг другу).

3.Идущая от берега низкая и узкая полоса земли. Песчаная коса.

Учащиеся делают вывод:

-Выяснили еще одно значение слова коса.

Учитель демонстрирует слайды, иллюстрирующие все значения слова коса на экране.

Учитель.

-Можно ли подобрать к слову коса слова, близкие по значению или с противоположным значением?

Учащиеся обдумывают, предлагают:

-Близкие по значению: к третьему значению – дорога, тропинка. К первому – прическа, жгут. Ко второму – острый нож. Противоположные: к первому значению прически – лысина на голове, хвостик.

Учитель.

-Молодцы. Попробуем составить с изученными значениями слова коса словосочетания и предложения.

Учащиеся составляют.

Учитель.

-Обратите внимание в словаре на второе значение слова коса и выражение «Нашла коса на камень». Как вы его понимаете, в словаре есть небольшая подсказка.

Учащиеся объясняют, как понимают выражение: столкновение противоположных мнений, взглядов, убеждений.

Учитель

-Молодцы. Хорошо потрудились.

Фрагмент урока №4

Работа по учебнику на с. 77

Учитель

-Ребята, рассмотрите иллюстрации вверху страницы. Что изображено слева, что справа?

Ответы учащихся.

Учитель

-Прочитаем слова, называющие картинки в учебнике.

Учащиеся читают.

Учитель

-Какой вывод можем сделать об этих словах?

Учащиеся

-У слов се´ло и село´ разные ударения, а сами слова состоят из одинаковых букв.

Учитель

-А что можем сказать о значении данных слов?

Учащиеся

-Значения слов разные.

Учитель

-Давайте используя толковый словарь найдем значения данных слов.

Учащиеся работают в парах за партами с толковым словарем С. И. Ожегова, находят закладку-подсказку учителя на нужной странице.

Читающие дети зачитывают значения по словарю:

1.Большое крестьянское селение.

2.Сельская, деревенская местность.
Учитель

-Подходят ли данные значения для слов нашего учебника?

Учащиеся

-Нет. Данные значения подходят только для иллюстрации слева - село´. Справа слово се´ло обозначает действие садиться.

Учитель

-А как вы думаете можем ли мы назвать такие слова многозначными, как те, которые мы изучили ранее?

Размышления учащихся, предположения.

Учитель

-Действительно, в русском языке есть не только многозначные слова, но и слова, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, такие слова в нашем языке называют омографы.

Попробуйте привести слои примеры подобных слов.

Учащиеся приводят свои слова.

Учитель предлагает поработать с постановкой ударения в словах: берег, мука, замок, гвоздики, бури, ирис, засыпать, атлас, стрелки, плачу с дальнейшим объяснением их значений в парах, используя словарь при затруднении.


Заключение. С началом обучения в школе процесс освоения родного языка ребенком выходит на новый уровень. В период младшего школьного возраста дети испытывают трудности в восприятии и осмыслении явлений лексической многозначности слов и омографии в связи со сложностями усвоения абстрактных понятий значений слов, понимания их переносных значений.

Педагогу важно помнить о том, что в работе над объяснением значения слов необходимо повышать познавательную активность учащихся, их самостоятельность, работать над количественным ростом слов активного словаря каждого ребенка При этом сам учитель должен уделять внимание данной теме, акцентируя, заостряя внимание обучающихся на конкретных словах и мотивируя их, побуждая к поиску лексического значения слова, ведь само по себе желание выяснить значение слова, установить связь между разными значениями одного и того же слова у младших школьников не возникнет. Учителю важно стремиться не к формальной работе над словами, а к их активному употреблению учащимися в живой речи. Кроме того, для достижения результата, педагог должен проводить подобную работу на всех уроках, не зависимо от предмета, при наличии такой необходимости.

Список источников.

1.Зализняк, А. А. Феномен многозначности и способы его описания / А. А. Зализняк // Вопросы языкознания. – 2004. – №2. – С. 20-45

2.Лаврова, Н. М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями. / Н. М. Лаврова // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 5. С. 35- 40.