СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа учебного предмета «мокшанский язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (2-4 классы)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа учебного предмета «мокшанский язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (2-4 классы)»












ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОКШАНСКИЙ ЯЗЫК»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С ОБУЧЕНИЕМ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ (2-4 КЛАССЫ)







Составители:


Миронова М.Н., учитель мордовского (мокшанского) языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24» г. о. Саранск





Саранск 2018


СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел


1.1. Пояснительная записка


1.2. Формирование универсальных учебных действий


1.3. Личностные, предметные и метапредметные результаты


2. Содержательный раздел


2.1. Цели, задачи учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы), его место в учебном процессе


2.2. Основное содержание учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы)


3. Организационный раздел


3.1. Нормы контроля обученности по видам речевой деятельности


3.2. Информационно-методическое сопровождение учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы)













1.1. Пояснительная записка

Республика Мордовия является одним из регионов Российской Федерации, где целью образовательной политики является не только обеспечение общего образования, но и приобщение обучающихся к духовным ценностям, воспитание у них культуры межнациональных отношений. Обучение мокшанскому языку является важным звеном в содержании основного общего образования, которое предполагает введение обучающегося в полиэтническую среду.

Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский, мокшанский и эрзянский языки. Эффективность их успешного изучения в общеобразовательных организациях с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальном звене общего образования основ лексико-семантической системы данных языков.

Младший школьный возраст (8-10 лет) является благоприятным для усвоения второго языка. Способности обучающихся начального школьного возраста, их природная любознательность и потребность в познании нового способствует эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «Мокшанский язык».

В процессе ознакомления с новым средством общения у обучающихся формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности, формируется положительный эмоциональный настрой.

Примерная рабочая программа учебного предмета «Мокшанский язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке
(далее – Примерная рабочая программа) разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС ООО) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание учебного предмета.

Данная Примерная рабочая программа составлена в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Российской Федерации и Республики Мордовия, реализующих образовательную программу общего образования. Программа составлена с учётом культурологического подхода. Это позволит детям в течение трёх лет изучать наряду с мокшанским языком национальные традиции, обряды, праздники, быт мордовского (мокшанского, эрзянского) народа.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

1. Конституция Республики Мордовия. Принята 21 сентября 1995 г.
С изменениями от 28 февраля, 27 ноября 1997 г., 7 октября, 17 декабря 1999 г., 9 ноября 2000 г., 5, 10 января, 28 мая, 12 ноября 2001 г., 7 июля 2003 г., 28 января 2004 г., 30 марта, 23 декабря 2005 г., 26 апреля, 26 июня, 5 октября 2006 г.).

2. Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З,
от 19. 12. 2011 г. № 78-З).

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г. Принята Правительством Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.

4. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Принята Указом Президента Российской Федерации от 19. 12. 2012 г. № 1666.

5. Государственная программа «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия» на
2014-2020 гг. (с изменениями на: 24. 03. 2017 г.).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.


1.2. Планируемые результаты обучения

Личностные результаты на уроках мокшанского языка выражаются в создании системы ценностных отношений обучающихся к себе, к другим участникам образовательных отношений и к их результатам.

Предметные результаты на уроках мокшанского языка выражаются в усвоении обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные результаты на уроках мокшанского языка выражаются в освоении обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательных отношений, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Они позволяют на уроках мокшанского языка сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. К ним относятся:

– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;

– умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

– готовность к самообразованию и самовоспитанию;

– умение конструктивно разрешать конфликты.

Регулятивные УУД обеспечивают на уроках мокшанского языка возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. К ним относятся:

– организация и планирование учебного сотрудничества с педагогическим работником и сверстниками;

– умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

– умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД включают на уроках эрзянского языка действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания материала. В качестве приёмов, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся, используются: создание проблемных ситуаций; «втягивание и отстранение»; тренинг определений; выбор и замена заданий; дискуссии (дидактические игры, круглый стол, дебаты, мозговой штурм, викторины). К ним относят:

– постановку проблемы;

– создание модели и схемы решения жизненных ситуаций;

– построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД на уроках мокшанского языка обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с педагогическим работником, так и со сверстниками. К ним относят:

– учёт разного мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировку собственного мнения и позиции, аргументацию и координацию её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– установление и сравнение разных точек зрения до принятия решения и выбора;

– постановку вопросов, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– использование языковых средств для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей;

– установление рабочих отношений в группе, эффективного сотрудничества.

Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД происходит при использовании приёмов индивидуально-групповой и групповой формы работы.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя личностные, предметные и метапредметные результаты.


2. Основное содержание учебного предмета

Преобразование российского социума во многом зависит от образовательной политики, её системности и последовательности.
В современных условиях одним из основных направлений её реализации становится поиск оптимальных способов достижения социально-адаптивной функции образования, его культурных смыслов и национальных ценностей. При этом важная роль отводится общеобразовательным организациям с этнокультурным содержанием образования, без которого не представляется возможным воспитание гражданина современной России.

Содержание учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы) включает в себя: основные виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, языковые средства.

2.1. Цели, задачи учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы), его место в учебном процессе

Цели учебного предмета «Мокшанский язык» для
2-4 классов с обучением на русском языке представлены на личностном, предметном и метапредметном уровнях, направленных на развитие коммуникативной компетенции, формирование способности и готовности младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого мордовского (мокшанского) языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение мокшанского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

формирование умения общаться на мокшанском языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) форме;

приобщение детей к новому социальному опыту с использованием

мокшанского языка: знакомство младших школьников с миром сверстников, проживающих в финно-угорском мире, с детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению мокшанским языком; на дальнейшее развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою республику, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языка и культуры мордовского (мокшанского и эрзянского) народа, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;

воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами мокшанского языка.

Деятельностный характер предмета «Мордовский (мокшанский) язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки.

Для достижения поставленной цели для изучения предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы) поставлены следующие задачи:

-Формирование представлений об мокшанском языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на мокшанском языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;

-Расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на мокшанском языке на элементарном уровне;

-Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования мокшанского языка как средства общения;

-Развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти, воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения;

-Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием мокшанского языка;

-Приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на мокшанском языке различных ролей в игровых ситуациях;

-Развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта, умением работы в паре, в группе.

-Развитие эмоциональной сферы детей в процессе реализации инновационных педагогических технологий;

-Развитие уважительного отношения к мордовской (мокшанской и эрзянской) культуре.

Место учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы) в учебном процессе

Мокшанский язык входит в образовательную область «Родной язык и литература», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру обучающихся. На уровне основного общего образования для изучения учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы) отводится 210 часов (из расчёта 2 учебных часа в неделю для каждого года обучения).

Класс

Количество часов

в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за год

2

2

35

70

3

2

35

70

4

2

35

70



2.2. Основное содержание учебного предмета «Мокшанский язык» (2-4 классы)

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников.

Распределение предметного содержания по годам обучения.


Социокультурные знания



Основные виды деятельности учащихся


Предметное содержание

2 класс

3 класс

4 класс

Республика Мордовия. Россия.

Финно-угорский мир.


Государственные языки Республики Мордовия.

Республика Мордовия - часть России.


Финно-угорский мир.


знакомятся с местопо-ложением регионов РФ и стран финно-угорского мира; находят их на географической карте; готовят индивидуальные сообщения.

Символика Республики Мордовия.

Флаг, герб, гимн Республики Мордовия.

Флаг, герб, гимн Республики Мордовия.

Государственные символы. Авторы государственных символов.

знакомятся с государ-ственной символикой.

Города, сёла и районы Республики Мордовия.

Путешествие по Мордовии (достопримечательности, заповедники, географические особенности).

Столица Республики Мордовия - Саранск.

Город, его улицы.


Районы, города и села Республики Мордовия.


знакомятся с историей формирования столицы РМ и городами РМ;

сообщают сведения о своем городе, селе.

Достопримечательности Республики Мордовия.

Памятник Стратонав-там, Воинам-интернационалстам

Мордовский нацио-нальный театр; Музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи.

Теризморгский центр национальной культуры, Дом дружбы.

узнают, какие памятники материальной и духовной культуры являются предметом гордости РМ;

описывают достопримеча-тельности своей республики или города (села).

Известные люди Республики Мордовия.

Ф.В.Сычков, -художник; М.Девятаев, А.Маресьв – легендарные лётчики, Лрусланова – певица.


Выдающиеся спортс-мены РМ (на выбор учителя);

Учёные А.П.Феоктис-тов, Д.В.Цыганкин;

Писатели Я.М.Пиня-сов, А.М.Моро.

Писатели - А.Ежов, В.Мишанина, Р.Орло-ва;

Музыканты, компо-зиторы – В.Кирюков, Н.В.Кошелева, И.Яу-шев;

Ансамбли РМ.


узнают наиболее извест-ных людей РМ;

подготовят сообщения об известных людях РМ.



Фольклор народа Мордовии:

сказки, легенды, предания, загадки, приметы.

Фольклорные герои.

Г.Я.Меркушкин, А.М.Шаронов; Л.В.Седова, И.Шуляпов;

считалки, загадки, пословицы, сказки;

герои Мордовия сказок: Куйгорож, Юртай, Сураля, Вирява, Ведява.

И.Шумилкин, М.Бебан; басни, загадки, пословицы, поговорки.

Герои: Пургаз, Тюштя

В.Т.Радин, Л.В.Седова

приметы, поговорки, пословицы, загадки, сказки,

легенды и предания.

Герои: Варда, Сияжар.

узнают наиболее извест-ных писателей, героев и произведения;

сообщают сведения о писателях, любимых героях;

описывают любимого персонажа;

выражают отношение к героям произведений;

Праздники, досуг, традиции.

Обычаи, традиции и история появления праздников Новый год, Старый новый год, Рождество.

Обычаи, традиции и обряды мордвы. Обряд «Проводы в рекруты»; традиции празднования у мордвы Рождества.

Рождественские посиделки «Кшнинь куд» – проведение до-суга.

узнают о праздниках и традициях мордвы; срав-нивают с аналогичными русскими праздниками;

сообщают о подготовке и праздновании Рождества, Нового года, Старого нового года, посиделок, исполнение колядок;

расспрашивают о праздно-вании данных праздников;

сообщают о любимых формах досуга.

Школа. Школьная жизнь.

Школа в старину.

Современная школа. Времена года.

Школьная жизнь.

Правила поведения на дорогах города.

Известные выпускники нашей республики (школы).

узнают об исторических традициях школьной жизни в Республике Мор-довия; сравнивают их со своей школьной жизнью;

Игры. Игрушки.

Игрушки прошлого.

Подвижные игры и считалки мордовских детей.

Летние игры. Забавы.

Зимние игры. Забавы.

узнают наиболее популяр-ные считалки, игры.

Одежда. Обувь.

Традиционная одежда и обувь мордвы.

Орнамент как украшение одежды. Части тела.

Изготовление одежды мордовы-мокши (злаковые культуры).

Виды костюмов народов Республики Мордовия.

узнают, какую одежду и обувь носили раньше, каким орнаментом укра-шали одежду;

описывают традиционную одежду Мордовия народа.

Дом. Внутреннее убранство. Посуда. Продукты.

Домашние животные и птицы, их повадки. Детёныши.

Традиционная посуда мордовского народа. Внутренне убранство помещения.


Мордовская нацио-нальная кухня.


знакомятся с традицион-ной кухней мордовского народа, с домашними животными и птицей; с традиционной посудой мордвы; с жилищем мордовского народа, с его внутренним убранством.

Семья.

Воспитание детей в мордовской семье.

Уважительное отношение к старшим в мордовской семье.


Семейные традиции в мордовской семье.

узнают о воспитании в мордовской семье, о семейных традициях мордвы.

Природа и животный мир РМ.

Лесные животные и птицы Республики Мордовия,


Лесные животные и их нравы. Насекомые.

Дерево в жизни человека.

Растения, лекарствен-ные травы РМ.

Рельеф Республики Мордовия. Реки и озёра РМ.

«Красная книга» РМ.

знакомятся с лесными животными, насекомыми, птицами, травами и де-ревьями РМ;

рассказывают о природе РМ, лесных животных, промыслах мордовского народа.

Итоговая аттестация (1 ч.).





3.1. Нормы контроля обученности по видам речевой деятельности

В первой четверти первого года обучения рекомендуется безоценочная система с целью создания психологически комфортной образовательной среды для мотивации учащегося к успешной учебной деятельности. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, цветочки и т.п.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить: «не думал», «не старался», «неверно». Рекомендуется обходиться репликами: «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.п.

Домашнее задание в первом полугодии первого года обучения не задаётся, во втором полугодии задаётся с учетом возможности их выполнения в течение не более одного часа.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества ребенка, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т.п.)

Нормы контроля обученности по видам речевой деятельности

2-4 классы

Виды речевой деятельности

Классы

2 (первый год обучения)

3

(второй год обучения)

4 (третий год обучения)

1

Аудирование

0,1-0,2 мин

0,2-0,4 мин

0,3-0,5 мин

2

Диалогическая речь

3-4 реплики

5-6 реплик

7-8 реплик

3

Монологическая речь

3-4 фразы

5-6 фраз

7-8 фраз

4

Чтение

15-20 слов

20-30 слов

30-45 слов

5

Письмо:


Словарный диктант

5-6 слов

7-8 слов

8-9 слов


Списывание

3-4 предложения

4-5 предложений

5-6 предложений


Сочинение


4-5 предложений

5-6 предложений

Организационно-педагогические условия реализации программы

учебного предмета

Литература

1.Акашкин М. М. Современные свадебные обряды татар-мишарей Лямбирского района Республики Мордовия / Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 50–54.

2.Богдашкина, С. В. Фразеосемантическая группа слов с компонентом «части тела» в мокшанском языке / С. В. Богдашкина //«Этнокультурное образование народов Поволжья: история и современность», Всерос. с междунар. участием науч.-практ. интернет-конф., 10–24 окт. 2013 г. [материалы] / под ред. С. В. Першина, М. С. Волковой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2015 [Электронный ресур]. – URL : http: // ese : mordgpi.ru /? page_id=16.

3.Брыжинский, А. И., Пашутина, О. В., Чернов, Е. И. Писатели Мордовии : Библиографический указатель / А. И. Брыжинский, 
О. В. Пашутина, Е. И. Чернов.  – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. – 591 с.

4.Брыжинский, В. С. Детские и молодёжные игры мордвы /
В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2016. – 272 с.

5. Водясова, Л. П. Эпическое творчество М. Е. Евсевьева и его влияние на развитие мордовской литературной сказки / Л. П. Водясова, Т. В. Уткина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 3. – С. 249–256.

6.Вейсэ, башка, тешкс вельде («Слитно, раздельно, через дефис») : Словарь трудностей эрзянского языка / под ред. Н. А. Агафоновой,
М. Д. Имайкиной, М. В. Мосина, Д. В. Цыганкина,  В. П. Цыпкайкиной;
Т. Г. Гавриловой. – Саранск, 2001. – 172 с.

7.Данильчев, А. А. Эрзянь келень уроксо тиринь масторонь вечкеме тонавтомась / А. А. Данильчев // Сятко. – Саранск, 2017. – № 4. – С. 132–133.

8.Ежемесячный иллюстрированный журнал для эрзянских детей и юношества «Чилисема».

9.Зеткина, И. А., Василькина, Л. В. Макар Евсевьевич Евсевьев, Захар Фёдорович Дорофеев: преемственность служения / И. А. Зеткина,
Л. В. Василькина // Финно-угорский мир. – Саранск, 2015. – № 2 (23). –
С. 46–51.

10.Зубарева, И. Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в начальной
школе / И. Г. Зубарева // Роль культурного наследия в современных этнополитических, этнообразовательных, этноконфессиональных процессах : сб. науч. трудов. – Саранск, 2015 – С. 20–24.

11. Ишуткин Н. Пейделькань кужине : Стихть, нурька морынеть, содамоевкст (Ромашковая полянка: стихи, частушки, загадки в стихах). — Саранск: Издат. дом «Книга», 2007. — С.51—77.

12. Лексикология современных мордовских языков: учеб. пособие / под ред. Д. В. Цыганкина. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1983. – 189 с.

13. Литературные игры и загадки Г. Гребенцова // Лов тештинеть (Снежинки). – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1989. – С. 56–65.

14.Литературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Мокша», «Якстерь тяштеня».

15. Миронова М.Н. Структура мокшанских паремий // Вестник Угроведения: научно-теоретический и методический журнал. – 2013. – №2 (12). – С.14–19

16. Мокшин, Н. Ф. А. Ф. Юртов и М. Е. Евсевьев – просветители мордовского народа / Н. Ф. Мокшин // Социально-политические науки. – Москва, 2015. – № 2. – С. 5–11.

17.Мордовские пословицы, присловицы и поговорки / вступ. стaтья, зaпись, системнaя обрaб. текстов и переводы их нa рус. яз. К.Т. Сaмородовa. – Сaрaнск: Мордов. кн. изд-во, 1986. – 280 с.

18.Мордовские загадки / сост. К.Т. Самородов. 2-е изд., доп. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. — 48 с.

19.Мордва : очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – 992 с.

20.Поляков, О. Е., Цыпкайкина, В. П. Мордовский
словарик / О. Е. Поляков, В. П. Цыпкайкина. – Саранск, 2011. – 96 с.

21.Русско-мокшанский школьный словарь. /Авт.-сост-ли: О.Е.Поляков, А.Н.Келина. Саранск.: Мордовское кн. изд.-во, 1996,с.240

22.Сборник методических материалов по преподаванию мордовского (мокшанского, эрзянского) языка в школах г. о. Саранск с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся Саранск, МУ «ИМЦ». – Саранск, 2015. – 120 с.

23.Словарь «Мокшень-рузонь валкс (русско-мокшанский словарь»/Авт.-сост-ль: В.И.Щанкина, Саранск.: Мордовское кн. изд.-во, 1993

24.Уроки мокшанского языка. /Авт.-сост-ль: Н.Голенков, Саранск.: Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2007

25.Устно-поэтическое творчество мордовского народа : в 8 т. Т. 1. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1963. – 400 с.

26. Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Детский фольклор / сост. Э. Н. Таракина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. – Т.8. – 300 с.

27.Устно-поэтическое творчество мордовского народа: Народные приметы мордвы / сост. Т. П. Девяткина. – Саранск : Крас. Окт., 2003. – Т.12. – 320 с.

28.Учимся говорить по-мокшански. /Авт.-сост-ль: О.Е.Поляков, Саранск.: Мордовское кн. изд.-во, 1995

29.Цыганкин, Д. В. Память, запечатлённая в слове : словарь географических названий Республики Мордовия / Д. В. Цыганкин. – Саранск, 2005. – 432 с.

30.Цыганкин, Д. В. Морфемика и словообразование мордовских языков : учебное пособие / Д. В. Цыганкин. – Саранск, 2006. – 60 с.

31.Юрчёнкова, Н. Г. Мифология мордовского этноса: генезис и трансформации / Н. Г. Юрченкова; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2009. – 412 с.

Наличие средств обучения, способствующих повышению интереса обучающихся к мокшанскому языку и эффективному освоению изучаемого материала:

– фильмы на этнографические, фольклорные и исторические темы («Неповторимая и уникальная. Этногенез мордвы»; «Никон»; «Саранск»; «Непобежденные. Подвиг Красной Слободы» и др.);

– фильмы-спектакли по произведениям мордовских писателей («Ташто койсэ» К. С. Петровой; «Кда орта лангса суви пине» В. Мишаниной и др.);

– видео- и аудиозаписи выступлений мордовских писателей, изучаемых по школьной программе; выразительное чтение стихотворений в авторском исполнении;

– портреты Народных писателей и поэтов Республики Мордовия (К. Г. Абрамов, М. И. Брыжинский, И. М. Девин, А. М. Доронин, И. А. Калинкин, А. Д. Куторкин, В. И. Мишанина, М. Т. Петров, Я. М. Пинясов, В. К. Радаев, М. Л. Сайгин; К. В. Смородин).