Примерный конспект занятия по психомоторной коррекции детей с РАС
с дисфункциями сенсорного уровня развития психики.
Сенсорный уровень развития психики – это такая стадия функционирования психической системы, на которой ведущим является сенсорное восприятие количественной характеристики (интенсивности) воздействия извне. На этом уровне основная задача – поддержание внутреннего гомеостаза (комфорта).
Описание ребенка с дисфункциями сенсорного уровня развития психики. При работе с детьми этой группы в первую очередь следует обратить внимание на состояние мышечного каркаса, на напряжение основных мышечных групп. Именно двигательные реакции свидетельствуют об особенностях психической жизни ребенка. Первая характеристика – это мышечный тонус, проявляющий себя в позах. Гипертонус может блокировать моторику, особенно мелкую, и резко ограничивает способность ребенка к освоению окружающего пространства. Наблюдаются всевозможные страхи, связанные с вестибулярными нарушениями: тревога падения, страх наклонных поверхностей. Отсутствие эмоциональных контактов приводит к снижению тонуса тела и предметному полевому поведению в виде поиска сенсорных впечатлений. Как правило, речь на этом уровне отсутствует. Для выражения эмоций используется звериный крик (без слез), в спокойном состоянии наблюдаются монотонные вокализации и эхолалии. Зрение носит периферический характер, нет взгляда глаза в глаза. Можно предположить, что на этом уровне отсутствует целостное восприятие. Попытки вступить в контакт с ребенком приводят к негативному возбуждению с тревогой и телесной дезорганизацией. В качестве психологической защиты появляется необходимость сохранения постоянных стереотипий, построенных на ощущениях одного органа (взгляд, звук). Это связано с тем, что нет еще ощущения внешних границ тела, телесной оболочки.
Цель коррекционного занятия: выстроить связи между сенсорной информацией, аффектом и движением, научить отличать приятные прикосновения от неприятных, увеличить сенсорную «выносливость», способность к переработке сенсорной информации.
Задачи:
- дать достаточную стимуляцию всем сферам сенсорного восприятия;
- усилить процессы чувственного восприятия поверхности тела;
- формировать простейшие целенаправленные движения и элементы двигательного планирования;
- формировать связи между зрительным и тактильным восприятием и аффектом;
- формировать внимание на эмоционально насыщенном материале;
- формировать простейшее взаимодействие с использованием жестов и простых двигательных игр;
- формировать простые последовательности движений в виде навыков самообслуживания.
Особенности коррекционной работы:
- коррекционное занятие проводится совместно с родителем;
- рекомендованная продолжительность занятия – 20 минут;
- после каждого упражнения необходимо внимательно следить за состоянием ребенка: важно его не перевозбудить, но и не дать полностью уйти от контакта;
- достаточно гибко подбирать игры и упражнения, которые адекватны по интенсивности для ребенка (приносят ему удовольствие);
- следует постепенно вводить ребенка в новую ситуацию;
- упражнения на начальных этапах выполняются ребенком пассивно, руками взрослого;
- постепенно взрослый провоцирует собственную целенаправленную активность ребенка и активно подкрепляет ее через отражение эмоционального состояния ребенка и имитацию его движений;
- следует постоянно стимулировать и подкреплять самостоятельное выполнение движений ребенком (даже если упражнение будет сделано некачественно).
Ожидаемые результаты:
- увеличение устойчивости к сенсорным нагрузкам;
- появляется внимание к различным сенсорным ощущениям;
- ребенок тактильно исследует свое тело;
- ребенок эмоционально реагирует на приятные / неприятные ему стимулы – в ответ на них появляются произвольные реакции слежения;
- фиксирует взгляд на лице, появление «комплекса оживления» в виде улыбки;
- нахождение рядом со взрослым становится комфортным для ребенка;
- ребенок становится способен к разделенному вниманию со взрослым;
- появляются простые элементы имитации.
Ход занятия.
Упражнение «Яйцо». Ребенок садится на ковер, подтягивает как можно ближе к себе согнутые в коленях ноги, плотно обхватывает их руками и прячет лицо в колени. Психолог садится сзади так, что ребенок оказался у него между колен, обнимает ребенка поверх его рук, помогая ему удерживать колени и, не спеша, очень бережно наклоняет его к себе. Важно сделать так, чтобы ребенку было комфортно и тепло. Психолог пытается подстроиться под тело ребенка, совместить дыхание, почувствовать, комфортна ли ему поза. Для большего расслабления можно включить релаксационную музыку. Когда нужная поза и ритм дыхания будут найдены, психолог начинает очень осторожно и медленно раскачивать ребенка из стороны в сторону. Это очень сложная и важная задача – дать ребенку почувствовать, что в момент потери равновесия у него есть на что опереться, что его защищают, помогать сохранить себя, что можно кому-то довериться и расслабиться.
Примечание. Это упражнение носит как диагностический, так и коррекционный характер и направлено на восстановление эмоциональной связи между ребенком и родителем. Это упражнение необходимо делать в начале любого комплекса сенсомоторной коррекции.
Упражнение «Качели». Ребенок лежит на спине, взрослые берут его за руки и за ноги, затем раскачивают в воздухе и осторожно кладут на пол. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не запрокидывалась голова. На начальных этапах при избегании контакта качание можно проводить на одеяле, в этом случае взрослые берутся за его углы.
Примечание. Упражнение направлено на ритмическую стимуляцию внутренних проприоцептивных и вестибулярных ощущений, и на фоне этой стимуляции необходимо сформировать зрительный контакт с ребенком.
Упражнение «Качалочка». Исходное положение ребенка – лежа на спине. Подтянуть колени ребенка к его груди, а голову ребенка подтянуть к коленям, голени охвачены руками ребенка. Сделать несколько качаний взад-вперед. На первых порах упражнение выполняется пассивно, затем ребенок делает его самостоятельно. Упражнение выполняется под внешний счет до 10.
Другой вариант - перекаты в исходной позе то на правый, то на левый бок. Постепенно перекаты становятся все более быстрыми. Это упражнение называется «Колобок».
Примечание. Если ребенок не удерживает голову самостоятельно и стукается ею об пол, это свидетельствует о плохом контроле и атонии мышц шеи. В этом случае родитель придерживает ребенка ниже головы и за сжатые на коленях руки.
Упражнение «Крылышки». Исходное положение – ребенок лежит на животе. Надо сгибать его руки, приводя лучезапястные суставы к плечевым, и одновременно обеими руками делать движения, подобные взмахам птичьих крыльев. Разгибать позвоночник, приподнимая туловище ребенка, поддерживая его за руки, до 10 раз.
Упражнение «Корзинка». Исходное положение – ребенок лежит на животе. Затем из этого положения он обхватывает свои лодыжки руками за спиной. На первых этапах следует придерживать захват своими руками. Приподняв его руки и ноги, прогнуть позвоночник ребенка. Слегка покачать вперед-назад (до 10 раз).
Примечание. Упражнения «Крылышки» и «Корзинка» направлены на стимуляцию мышц позвоночника, на их растяжение, расслабление и нормализацию мышечного тонуса.
Упражнение «Бревнышко». Исходное положение ребенка – лежа на спине, руки и ноги вытянуты. На первых этапах два человека «вытягивают» тело ребенка «в струнку» и, растянув за руки и за ноги, переворачивают его. Затем ребенок сам перекатывается всем туловищем от одной стороны к другой и обратно. Вариант упражнения, при котором ребенок, перекатываясь, держит руки по швам, называется «Солдатик».
Примечание. Важно делать это упражнение осторожно, постоянно следить за глазами ребенка, так ка на первых порах возникает головокружение (тогда следует снизить скорость и количество подходов). Это упражнение стимулирует проприоцептивные ощущения, улучшает кровоснабжение структур головного мозга, особенно мозжечка.
Упражнение «Гусеница». Ребенок группируется: подгибает руки и ноги под себя, затем две руки выдвигает вперед и вытягивает за руками все тело, выпрямляя ноги. Ребенок должен максимально вытянуться, лежа на животе, и ненадолго зафиксироваться в этом положении, затем снова подтянуть под себя руки и ноги и т.д. Таким образом, происходит передвижение вперед, напоминающее движение гусеницы.
Использованная литература: Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. – М.: Генезис, 2018.