Примеры применения
современных технологий
на уроках музыки.
Слайды подготовлены для мастер-класса
учителем высшей категории
Прилуцкой Оксаной Владимировной.
По страницам уроков
Использование для демонстрации текстов песен (с возможностью сопровождения треком минусовой фонограммы)
Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши деды? Наши деды - славные победы, Вот где наши деды.
Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваши сестры? Наши сестры – пики, сабли остры, Вот где наши сестры.
Солдатушки, бравы ребятушки, Где же ваша слава? Наша слава – Русская держава, Вот где наша слава!
Использование анимационной «подтекстовки» во время звучания музыки
Ария Снегурочки
Милей Снегурочке твоей,
Без песен жизнь не в радость ей!
Круги водить, за Лелем повторять
Без песен жизнь не в радость!
С подружками по ягоды ходить,
На отклик их весёлый отзываться
Ой, ладо Лель!
С девицами припев весенних песен!
Разгадывание кроссвордов
К
О
М
П
О
З
И
Т
О
Р
Л А Р Н Е Т
Ф А Г Т
С К Р И К А
Л Т А В Р Ы
Р У Б А
А Ф А
9
2
4
Б
С
Д
А
О
И
Р
Л
Л
И
А
И
С
Ж
Л
Е
Т
А
Й
Р
К
А
7
3
Л
К
О
О
Ж
Л
К
О
К
И
О
Л
Ь
Ч
И
К
1
6
Б
Х
О
А
Р
Р
А
Б
А
Н
5
Б
А
Я
Н
8
С
В
И
Р
Е
Л
Ь
Повторение пройденного материала
Ударные инструменты
Там-там (гонг)
Большой барабан
Челеста
литавры
ксилофон
колокола
колокольчики
До
Ми
Ре
2
4
Бе-лка пе-ла и пля - са - ла, сло-вно за - во -дна - я.
Все по-дмё-тки от- то - пта-ла, шла до-мой бо - са - я!
Ре
Ми
До
Знакомство с тембральным звучанием инструментов Эпизод урока «Как раскрасить музыку» Учитель выразительно читает стихи, дети с удовольствием начинают озвучивать вместе с ним знакомые по урокам литературного чтения строки
«…видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе:
Во саду ли, в огороде.»
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…»
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
Обсуждаем «характеристики» персонажей. Выбираем из предложенной «палитры инструментов» наиболее подходящие по тембру для каждого образа, «раскрашиваем». Сверяем свой выбор с выбором композитора. (Дети очень радуются, когда их «комплект» совпадает с выбором мастера)
Три чуда
Н.А.Римский-Корсаков
ТРОМБОН
СКРИПКА
ТРУБА
ГОБОЙ
ВАЛТОРНА
ТУБА
ФЛЕЙТА
АЛЬТ
КСИЛОФОН
КОНТРАБАС
АРФА
Ксилофон
Флейта- пикколо
ТРОМБОН
СКРИПКА
ТРУБА
ГОБОЙ
ВАЛТОРНА
ТУБА
ФЛЕЙТА
АЛЬТ
КСИЛОФОН
КОНТРАБАС
АРФА
трубы, тромбоны
ТРОМБОН
СКРИПКА
ТРУБА
ГОБОЙ
ВАЛТОРНА
ТУБА
ФЛЕЙТА
АЛЬТ
КСИЛОФОН
КОНТРАБАС
АРФА
Арфа
Скрипка
гобой
Слушаем симфоническую картину картину «Три чуда» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Для того, чтобы дети могли легче сориентироваться, во время звучания музыки центр слайда поочерёдно занимают изображения «звучащих» персонажей)
Три чуда
Н.А. Римский-Корсаков
Флейта, ксилофон.
БЕЛОЧКА –
БОГАТЫРИ –
ЦАРЕВНА –
Труба, тромбон
Арфа, гобой, скрипка.
На этом же уроке в игровой форме «закрепляем» знакомство с тембральной окраской звучания некоторых инструментов симфонического оркестра
Угадай по тембру звучания инструмент!
3
5
2
6
7
8
4
1
Проверка задания, выполненного с раздаточным материалом Эпизод урока «Соло, дуэт, трио, квартет»
дуэт
квартет
трио
солист
Применение в вокалографии
"Волшебный карандашик"
-ждик
-ждик
льёт
с у-
До-
До-
-тра.
"Волшебный карандашик"
-дет
-ре
у
дво-
Бу-
Мо-
-ра.
"Волшебный карандашик"
-ждик
-ждик
льё-
До-
До-
-ться
"Волшебный карандашик"
-чей-
за
вьё-
Ру-
ком
-ться
Бе-лка пе-ла и пля - са - ла, сло-вно за - во -дна - я.
Все по-дмё-тки от- то - пта-ла, шла до-мой бо - са - я!
7
6
5
4
3
2
1
Игры с ритмом Ритмические упражнения, работа с нотной записью.
Тра-та-та, тра-та-та,
Барабаню я с утра!
Барабаню целый день,
Барабанить мне не лень!
Не са- дись на пе- нёк, не ешь пи-ро-жок!
нёк
Не са-
на пе-
не
ешь
пи-ро-
дись
жок
нёк
на пе-
не
пи-ро-
Не са-
ешь
дись
жок
затакт
Музыкальные молоточки
Дятел сядет на сучок:
Тук-тук, тук-тук! Дятел смотрит, где жучок:
Тук-тук! Тук-тук!
Над дубравой сильный град:
Ту-ки – тук! Ту-ки – тук! С дуба жёлуди летят:
Ту-ки – тук! Ту-ки – тук!
Строят хату два бобра:
Ту-ки, ту-ки, Ту-ки – тук! Без гвоздей, без топора:
Ту-ки, ту-ки! Тук-тук!
Барабанщик
3 ст.
Левой, правой! Левой, правой!
1 ст.
Левой, правой! Левой, правой!
На па-рад и – дёт о - тряд!
На па-рад и – дёт о - тряд!
Барабанщик
Барабанщик рад!
Очень рад!
Барабанщик рад!
Работа с карточками (сверение результата с ответом на доске, взаимопроверка, работа по вариантам)
Найди ритм!
Ко - тик мо - хна-тень-кий, се - рый у - са-тень-кий
Найди ритм!
1 вариант
2 вариант
Найди ритм!
До - мик у ре - чки, из тру-бы ко- ле - чки
Работаем с нотной записью
"Зайка"
До
Ре
Ми
2
4
Хо-дит За-йка по са - ду, по са - ду,
Щиплет травку ле - бе - ду, ле-бе - ду
7
6
5
4
3
2
1
«Как под горкой, под горой "
Ми
Фа
До
Ре
2
4
Как под го-ркой, под го - рой то-рго - вал ста - рик зо - лой…
7
6
5
4
3
2
1
Дождь идёт
(1 вариант)
Дождь и-дёт, дождь и-дёт. А ко-гда же он про-йдёт?
Вот ко-гда и - дти у-ста-нет, вот то-гда и пе-ре-ста-нет!
Дождь идёт
(2 вариант)
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Дождь идёт
(поём вместе)
Дождь и-дёт, дождь и-дёт. А ко-гда же он про-йдёт?
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Дождь идёт
(поём вместе)
Дождь и-дёт, дождь и-дёт. А ко-гда же он про-йдёт?
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Кап-кап-кап, кап, кап.
Вот ко-гда и - дти у-ста-нет, вот то-гда и пе-ре-ста-нет!
Использование нотной записи для организации шумовых оркестров
«Как под горкой"
2
4
Как под горкой под го-рой торго-вал старик золой: «Ка-рто - шка мо - я, вся под-жа – рен – на - я!»
Как под горкой под го-рой торго-вал ста-рик зо-лой :«Ка - рто - шка мо - я, вся под-жа – рен - на - я!»
Как под горкой под го-рой торго-вал старик золой: «Ка - рто - шка мо - я, вся под- жа - рен-на - я!»
Создание раздаточного материала
Раскрась только те инструменты,
которые входят в состав
оркестра русских народных инструментов!
Хотят ли русские войны?
Спросите вы у тишины
Над ширью пашен и полей,
И у берёз и тополей.
Спросите вы у тех солдат,
Что под берёзами лежат,
И вам ответят их сыны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Не только за свою страну
Они погибли в ту войну,
А чтобы люди всей земли
Спокойно ночью спать могли.
Спросите тех, кто воевал,
Кто вас на Эльбе обнимал,-
Мы этой памяти верны.
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Да, мы умеем воевать,
Но не хотим, чтобы опять
Солдаты падали в бою
На землю горькую свою.
Спросите вы у матерей,
Спросите у жены моей,
И вы тогда понять должны -
Хотят ли русские,
Хотят ли русские,
Хотят ли русские войны!
Особенности вставки звука в презентацию Эпизод урока «Изобразительность и выразительность музыки»
музыка изображает
«Птичка»
музыка изображает
«Полёт шмеля»
музыка изображает
«Труба и барабан»
музыка изображает
«Баба Яга»
Если звуковой файл является WAV-файлом, размер которого равен или меньше 100 КБ, он будет внедрён в презентацию («Файл находится в презентации»).
Возможные проблемы при воспроизведении звука
Вставленный в презентацию звуковой файл может не воспроизводиться, если на компьютере не установлена требуемая версия кодека или если файл закодирован в формате, который не распознается текущей версией операционной системы Microsoft Windows. Для решения проблемы установите нужный кодек или перекодируйте файл в другой формат.
ПРОГРАММЫ
- Поддержка любых форматов видеофайлов
- Встроенные спецэффекты, титры, заставки
- Запись DVD дисков и загрузка на YouTube
sound forge pro 10.0
Pinnacle Studio
для конвертирования файла в нужный формат
и так далее… Время идёт вперёд «семимильными шагами», и в сегодняшней современной школе всё более актуальным становится умение учителя работать с интерактивным комплексом, где связаны воедино компьютер учителя, проектор, интерактивная доска, учебные планшеты обучающихся, сетевые ресурсы школьных учебников и учебных сайтов. Спасибо за внимание.