СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение ИКТ и эвристических методов обучения в формировании метапредметных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация сопровождала выступление на мастер-классе в МГОУ. 

Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ и эвристических методов обучения в формировании метапредметных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла»

Применение ИКТ и эвристических методов обучения в формировании метапредметных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла МБОУ «Нахабинская гимназия №4» го Красногорск, учитель русского языка и литературы 1 кв.категории Джагаева Ольга Ивановна.

Применение ИКТ и эвристических методов обучения в формировании метапредметных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла

МБОУ «Нахабинская гимназия №4»

го Красногорск,

учитель русского языка и литературы

1 кв.категории

Джагаева Ольга Ивановна.

 НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ? ЗНАНИЕ ЗНАК МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ ЗАДАЧА ПРОБЛЕМА

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ООО

КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ?

ЗНАНИЕ

ЗНАК

МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ

ЗАДАЧА

ПРОБЛЕМА

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование: умений планировать неречевое и речевое поведение; коммуникативной компетенции; умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого; способности ставить цели, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты, делать соответствующие выводы, корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели .

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  • умений планировать неречевое и речевое поведение;
  • коммуникативной компетенции;
  • умений четко устанавливать сферы знаемого и незнаемого;
  • способности ставить цели, планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты, делать соответствующие выводы, корректировать планы, устанавливать новые индивидуальные показатели .
Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование: исследовательских действий: способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами; умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности; навыков смыслового чтения: способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.

Предполагаемыми итогами освоения программ выступает формирование:

  • исследовательских действий: способность извлекать сведения из различных источников, систематизировать и анализировать их, представлять разными способами;
  • умений вести самонаблюдение, самооценку, самоконтроль в ходе коммуникативной деятельности;
  • навыков смыслового чтения: способность определять тему, выделять ключевую мысль, прогнозировать содержание по заголовку, основным словам, определять главные факты, прослеживать логическую связь между ними.
Каким может быть источник знаний? Вещественные источники Метапредметные результаты обучения выступают в качестве

Каким может быть источник знаний?

Вещественные источники

Метапредметные результаты обучения выступают в качестве "мостов", соединяющих все источники знаний.

Речь

Знание и познание

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ? Учитель «второго» поколения: демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта   демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  • Учитель «второго» поколения:
  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий инициирует действия учащихся консультирует и корректирует их действия находит способы включения в работу каждого ученика создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта
  • демонстрирует универсальные и предметные способы действий
  • инициирует действия учащихся
  • консультирует и корректирует их действия
  • находит способы включения в работу каждого ученика
  • создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта
КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ? Учитель «второго» поколения: применяет развивающие технологии (проблемное изложение знаний учителем, привлечение учащихся к поиску пути решения проблемы посредством методов эвристики https://youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/Lg8E1qhqmVs , https://youtu.be/nOzboecVFWc , https:// youtu.be/FRxl9jIZ2L0  исследовательский метод обучения)   применяет развивающие технологии (проблемное изложение знаний учителем, привлечение учащихся к поиску пути решения проблемы посредством методов эвристики https://youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/Lg8E1qhqmVs , https://youtu.be/nOzboecVFWc , https:// youtu.be/FRxl9jIZ2L0  исследовательский метод обучения)

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  • Учитель «второго» поколения:
  • применяет развивающие технологии (проблемное изложение знаний учителем, привлечение учащихся к поиску пути решения проблемы посредством методов эвристики https://youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/Lg8E1qhqmVs , https://youtu.be/nOzboecVFWc , https:// youtu.be/FRxl9jIZ2L0 исследовательский метод обучения)
  • применяет развивающие технологии (проблемное изложение знаний учителем, привлечение учащихся к поиску пути решения проблемы посредством методов эвристики https://youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/Lg8E1qhqmVs , https://youtu.be/nOzboecVFWc , https:// youtu.be/FRxl9jIZ2L0 исследовательский метод обучения)
КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ? Учитель «второго» поколения обладает информационной компетентностью. Работа с ИКТ http:// onlinetestpad.com/t/8bcde9fd0f804dca80e832c75afd4bcc  . ИКТ активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.   Работа с ИКТ http:// onlinetestpad.com/t/8bcde9fd0f804dca80e832c75afd4bcc  . ИКТ активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  • Учитель «второго» поколения обладает информационной компетентностью.
  • Работа с ИКТ http:// onlinetestpad.com/t/8bcde9fd0f804dca80e832c75afd4bcc . ИКТ активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
  • Работа с ИКТ http:// onlinetestpad.com/t/8bcde9fd0f804dca80e832c75afd4bcc .
  • ИКТ активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования.
КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ? Учитель «второго» поколения обладает информационной компетентностью. Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ: Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ: Индивидуализация работы самого учителя; Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; Усиление мотивации к обучению; Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; Обеспечение гибкости процесса обучения   Индивидуализация работы самого учителя; Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; Усиление мотивации к обучению; Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; Обеспечение гибкости процесса обучения

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  • Учитель «второго» поколения обладает информационной компетентностью.
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
  • Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ:
  • Индивидуализация работы самого учителя; Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; Усиление мотивации к обучению; Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; Обеспечение гибкости процесса обучения
  • Индивидуализация работы самого учителя;
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
  • Усиление мотивации к обучению;
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
  • Обеспечение гибкости процесса обучения
КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ? Реализация системно-деятельностного подхода: учитель - менеджер. Главное - управлять процессом обучения, а не передавать знания. функции ученика – активный деятель, активная Личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике  https:// youtu.be/nOzboecVFWc  . https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0    учитель - менеджер. Главное - управлять процессом обучения, а не передавать знания. функции ученика – активный деятель, активная Личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике  https:// youtu.be/nOzboecVFWc  . https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0

КАК ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ?

  • Реализация системно-деятельностного подхода:
  • учитель - менеджер. Главное - управлять процессом обучения, а не передавать знания. функции ученика – активный деятель, активная Личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике https:// youtu.be/nOzboecVFWc . https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0
  • учитель - менеджер. Главное - управлять процессом обучения, а не передавать знания.
  • функции ученика – активный деятель, активная Личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике https:// youtu.be/nOzboecVFWc . https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0 , https:// youtu.be/mFLkQ5AnMo0
ОТКРЫВАЕМ НОВОЕ Человек создает новую систему действий открывает неизвестные ранее закономерности окружающих объектов образование строится на основе творческой самореализации конструирование собственного смысла, целей и содержания образования ЭВРИСТИКА ученик изначально конструирует знания в исследуемой области  реальности конструирование учеником процесса его организации, диагностики и осознания

ОТКРЫВАЕМ НОВОЕ

Человек создает

новую

систему

действий

открывает неизвестные

ранее закономерности

окружающих

объектов

образование

строится

на основе

творческой

самореализации

конструирование

собственного

смысла, целей и

содержания

образования

ЭВРИСТИКА

ученик изначально

конструирует знания

в исследуемой

области

реальности

конструирование

учеником процесса

его организации,

диагностики

и осознания

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( ГИПОТЕЗА, СОЧИНЕНИЕ, ПОДЕЛКА И Т.П .) СРАВНИВАЕТСЯ  С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ СОПОСТАВЛЯЕТСЯ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ АНАЛОГАМИ – ИЗВЕСТНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБЛАСТИ. СОЗДАЕТСЯ  УЧЕНИКОМ НА ПРЕДЛОЖЕННЫМ РЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ, НО НЕ ГОТОВЫЕ ЗНАНИЯ ОБ ЭТОМ ОБЪЕКТЕ.

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРОДУКТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

( ГИПОТЕЗА,

СОЧИНЕНИЕ,

ПОДЕЛКА И Т.П .)

СРАВНИВАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ СОПОСТАВЛЯЕТСЯ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМИ АНАЛОГАМИ – ИЗВЕСТНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ОБЛАСТИ.

СОЗДАЕТСЯ УЧЕНИКОМ НА ПРЕДЛОЖЕННЫМ РЕАЛЬНОМ ОБЪЕКТЕ,

НО НЕ ГОТОВЫЕ ЗНАНИЯ

ОБ ЭТОМ

ОБЪЕКТЕ.

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ включение в культурно-исторические процессы личностное образовательное приращение ученика Способ- ности Чувства Опыт Знания

ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

включение

в культурно-исторические

процессы

личностное

образовательное

приращение ученика

Способ-

ности

Чувства

Опыт

Знания

Принципы  эвристического обучения Принцип личностного целеполагания ученика. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. Принцип продуктивности обучения Принцип первичности образовательной продукции учащегося. Принцип образовательной рефлексии

Принципы эвристического обучения

  • Принцип личностного целеполагания ученика.
  • Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории.
  • Принцип продуктивности обучения
  • Принцип первичности образовательной продукции учащегося.
  • Принцип образовательной рефлексии
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ Метод «вживания». Метод смыслового видения. Метод символического видения. Метод образного видения Метод придумывания. Метод «Если бы…» Метод эвристических вопросов Метод синектики Метод инверсии или метод обращений и др.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

  • Метод «вживания».
  • Метод смыслового видения.
  • Метод символического видения.
  • Метод образного видения
  • Метод придумывания.
  • Метод «Если бы…»
  • Метод эвристических вопросов
  • Метод синектики
  • Метод инверсии или метод обращений и др.

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД от англ. cluster – группа, пучок, скопление. Технология обучения, получившая широкое применение на занятиях по языку. Метод критического мышления Способствует развитию ассоциативного мышления, воображения, индивидуализирует обучение.

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД

  • от англ. cluster – группа, пучок, скопление.
  • Технология обучения, получившая широкое применение на занятиях по языку.
  • Метод критического мышления
  • Способствует развитию ассоциативного мышления, воображения, индивидуализирует обучение.
КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД В качестве кластера (ключевого слова) используется то или иное слово, вокруг которого записываются слов, связанные ассоциативно или тематически с данным словом. Каждое новое слово образует ядро, вокруг которого создаются новые ассоциативные цепочки.

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД

  • В качестве кластера (ключевого слова) используется то или иное слово, вокруг которого записываются слов, связанные ассоциативно или тематически с данным словом.
  • Каждое новое слово образует ядро, вокруг которого создаются новые ассоциативные цепочки.
КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД Используется для активизации знаний учащихся, формирования самостоятельности, автономности учащихся

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД

  • Используется для активизации знаний учащихся, формирования самостоятельности, автономности учащихся

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД

КЛАСТЕРНЫЙ МЕТОД

ГОВОРЕНИЕ Цель Само- контроль Коммуникативная компетенция Выбор языковых средств Вербальная память

ГОВОРЕНИЕ

Цель

Само-

контроль

Коммуникативная компетенция

Выбор

языковых

средств

Вербальная

память

Спасибо! www.themegallery.com

Спасибо!

www.themegallery.com