Применение ИКТ – технологии в проектной деятельности
в рамках реализации учебной дисциплине «Иностранный язык»
Основной целью изучения иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции, другими словами готовности и способности осуществлять межличностное и межкультурное общение. Для достижения данной цели на практике возможности ИКТ и проектной технологии безграничны. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы. Таким образом, можно утверждать, что проектная деятельность одновременно направлена на формирование всех видов универсальных учебных действий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением обучающихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования на иностранном языке, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у студентов. Это способствует адаптации к современным социальным условиям. Учебная деятельность требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми и являются формы обучения: как ИКТ, метод проекта.
Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Главные цели введения в практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного студента или группы студентов использовать приобретенный исследовательский опыт.
2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с рабочей программой.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Более эффективным подходом является представление материала в виде истории. Можно показать, как персонажи сталкиваются с различными проблемами по тематике курса. И для решения этих проблем узнают необходимую теорию. Обучающийся им помогает принимать решения и получает обратную связь. Это хорошо работает, если истории правдоподобны
Я хотела бы предложить вашему вниманию два групповых студенческих проекта по двум лексическим темам: «Интернет. Общение в сети» и «Моя Родина – Россия» Все эти проекты были выполнены в соавторстве с Фоминых О.Г. и Покрышкиной О.В. Оба эти проекта выполнены в форме интерактивной игры..
Эти проекты выполнены с помощью программ Microsoft PowerPoint, Publisher, технологии «E – learning», что позволяет разнообразить работу над проектом, сделать их более динамичной. С одной стороны, это способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, входящими в содержание обучения по дисциплине «Иностранный язык», с другой стороны, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного материала, а также после окончания учебного заведения.
При работе над проектом по теме «Наша Родина - Россия!» мы решили обраться к теме войны. Сегодня очень актуальна и Сирийская тема, и тема войны на Украине. Но мы решили посвятить нашу работу теме сохранения памяти о Великой Отечественной войне.
Для наших студентов, изучающих английский язык, стало неожиданностью, что американские студенты совершенно не владеют информацией об исторических фактах Второй мировой войны. Проблема скудности и односторонности подачи исторических событий в СМИ США, искаженность роли Советского Союза во Второй мировой войне становится все более актуальной в связи с современной геополитической обстановкой. Поэтому наш проект получил название «Помнить, чтобы жить в мире». Эпиграфом нашего проекта стали слова американского философа Джоржа Сантаяна: «Народ, который не помнит своего прошлого, обречен вновь его пережить».
К сожалению, подростки знают о Второй мировой войне очень немного. Конечно, наиболее «продвинутые», получают самостоятельно знания из художественной и исторической литературы, смотрят художественные фильмы по этой тематике, но таких не много. Кроме того, значительная часть сегодняшних подростков увлечена информационными технологиями. Они не отходят от компьютера и основным источником информации для них стал Интернет, а все свое свободное время они проводят в социальных сетях и за компьютерными играми.
Эти факты и определили актуальность разработки проекта (компьютерной игры) – «Помнить, чтобы жить в мире».
Сценарий нашего проекта представляет собой ролевую ситуацию встречи русской и американской студенток, во время, которой русская студентка рассказывает своей американской подруге о важности и значимости праздника Дня Победы для русского народа. Она предлагает ей пройти квест-игру по страницам истории Великой Отечественной войны.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности является мощным средством повышения внутренней мотивации студентов, улучшает их рефлексивные навыки, способствует формированию креативного и инновационного типа мышления, а также обеспечивает современным инструментом для решения задач междисциплинарного характера.