№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | время |
-
| Организационный момент. | Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока. | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 2 мин |
-
| Повторение. | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы. Сформулируйте определение прямоугольника. Перечислите свойства прямоугольника. Перечислите свойства параллелограмма. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника; теорему о смежных углах; аксиомы измерения углов. Сформулируйте определение периметра. | Отвечают на вопросы учителя. | Анализ, построение логической цепи рассуждений | 3 мин |
-
| Включение изученной учебной информации в систему известных знаний. | Помогает назвать нужные теоретические факты, правильно сформулировать отдельные шаги решения, предлагает ребятам оценить товарища. | Учащиеся решают задачи: Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке O. Найдите ABD и DBC, если AOB BOC на 28º. Диагонали прямоугольника ABCD пересекаются в точке O. Найдите AOB и BOC, если ABD DBC в 2 раза. (ЕГЭ 2010) Биссектрисы AE и DF, прилежащих к большей стороне прямоугольника AD, делят противолежащую сторону BC на три части в отношении 3:1:3. Найдите длины сторон прямоугольника ABCD, если периметр равен 44 см. (Сколько решений имеет задача?) | Составление и реализация плана, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений, оценка и коррекция собственной деятельности. | 25 мин |
-
| Самостоятельная работа. | Консультирует учащихся при выполнении работы, проверяет правильность выполнения. | Самостоятельно решают №2 из С-2 (Ершова А.П. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса.), выбрав уровень сложности. | Самодиагностика и коррекция собственных учебных действий, контроль усвоения УИ. | 12 мин |
-
| Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает оценить свою работу на уроке. Дает и поясняет домашнее задание. ДЗ: №49, 54 (Дудницин Ю.П. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса) | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание. | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия, взаимоконтроль и взаимооценка УПД. | 3 мин |
Деятельность учащихся в соответствии с компонентами саморегуляции | Помощь учителя |
Постановка учебной цели в процессе решения задач: найти способ решения данной задачи |
Выявление объективной информации, необходимой для решения задач | Помогает назвать нужные теоретические факты и этапы решения задачи |
Соотнесение выявленных средств выполнения УПД с собственными знаниями и умениями | Предлагает кратко повторить |
Деятельность в соответствии с этапами решения задачи |
Работа с текстом и поиск решения задачи №1: изображение фигуры в соответствии с условием, запись «Дано», «Найти»; задача решается с помощью уравнения (AOB и BOC – смежные углы) следствия из условия: диагонали прямоугольника равны; точкой пересечения делятся пополам; ABO – равнобедренный, у которого углы при основании равны следствия из требования: сумма ABD и DBC равна 90°, так как прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые. | Предлагает вспомнить свойства смежных углов, теорему о сумме углов треугольника, аксиому измерения углов и использовать данные факты при решении задачи |
Составление плана решения задачи используя свойства смежных углов с помощью уравнения найти AOB и BOC; используя теорему о сумме углов треугольника найти углы при основании равнобедренного ABO: ABO и OAB (ABD и CAB); используя аксиому измерения отрезков найти DBC. | Предлагает одному из учащихся записать решение задачи на доске и остальным проверить решение и оценить товарища |
Реализация плана решения: выполняется запись решение в тетрадях | Проверяет записи в тетрадях |
«Взгляд назад» первичное обобщение решения задачи:  | Предлагает в общем виде записать решение |
Решение задачи №2 | Предлагает решить обратную задачу |
Обобщение решения обеих задач  | Помогает правильно оформить обобщенную схему решения задач |
Работа с текстом и поиск решения задачи №3: изображение фигуры в соответствии с условием, запись «Дано», «Найти»; задача решается с помощью уравнения (х – одна часть) следствия из условия: биссектриса AE угла параллелограмма (прямоугольник – это параллелограмм) отсекает равнобедренный треугольник ABE; боковые стороны равнобедренного треугольника равны; отрезок равен сумме частей, из которых состоит; формула периметра прямоугольника Р=2(a+b) следствия из требования: противолежащие стороны параллелограмма равны | Помогает учащимся с построением чертежа  |
Составление плана решения задачи если х одна часть, то BE=3х, EF=х, FC=3х; отсюда BC=BE+EF+FC=7х так как АВЕ – равнобедренный, то АВ=ВЕ=3х зная формулу периметра прямоугольника, составляем уравнение решив уравнение находим АВ и ВС | Предлагает одному из учащихся записать решение задачи на доске и остальным проверить решение и оценить товарища |
Реализация плана решения: выполняется запись решение в тетрадях | Проверяет записи в тетрадях |
«Взгляд назад» первичное обобщение решения задачи: | Предлагает рассмотреть другой случай  |
Составление плана решения задачи если х одна часть, то BF=3х, EF=х, EC=3х; отсюда BC=BF+EF+EC=7х по аксиоме измерения отрезков ВЕ=BF+EF=4х так как АВЕ – равнобедренный, то АВ=ВЕ=4х зная формулу периметра прямоугольника, составляем уравнение решив уравнение находим АВ и ВС | Предлагает одному из учащихся записать решение задачи на доске и остальным проверить решение и оценить товарища |
Реализация плана решения: выполняется запись решение в тетрадях | Проверяет записи в тетрадях |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | время |
-
| Организационный момент. | Проверяет домашнее задание. Объявляет и записывает на доске тему урока. | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 2 мин |
-
| Повторение. | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы. Сформулируйте определение параллелограмма. Сформулируйте свойства противолежащих сторон параллелограмма. Сформулируйте теорему Фалеса. | Отвечают на вопросы учителя. | Анализ, построение логической цепи рассуждений | 2 мин |
-
| Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. | Предлагает прочитать тему урока, познакомиться с опорным конспектом урока (ОКУ) и на основе полученной информации сформулировать возможную цель урока. | Записывают тему урока в тетради, знакомятся с опорным конспектом урока (Приложение 1), формулируют цель урока | Целеполагание, действия постановки и решения проблемы | 3 мин |
-
| Изучение нового материала. | Предлагает учащимся изучить схему понятия и на её основе сформулировать определение средней линии треугольника, сравнить свое определение с определением в учебнике и записать его в тетрадь. | Изучают схему определения понятия, формулируют определение средней линии треугольника, сравнивают свое определение с определением учебника и записывают его в тетради. | Анализ учебной информации, выдвижение гипотез | 7 мин |
-
| Первичное закрепление. | Предлагает учащимся познакомиться с теоремой 6.7 и прочитать доказательство в учебнике; рассмотреть схему доказательства, предложенную учителем (см. ОКУ); вспомнить нужные теоретические факты, используемые при доказательстве; записать доказательство, используя учебник и ОКУ. | записывают в тетрадь формулировку теоремы 6.7, данные, требование; выполняют чертёж и дополнительные построения; составляют план доказательства, используя учебник и ОКУ; записывают доказательство теоремы, используя прием и план, указанный в учебнике и ОКУ. | Составление и реализация плана, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | 20 мин |
-
| Включение изученной учебной информации в систему известных знаний. | Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения | Решают у доски задачу № 55 учебника, используя учебник и ОКУ: «Докажите, что середины сторон четырёхугольника являются вершинами параллелограмма». | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, выбор эффективных способов решения. | 8 мин |
-
| Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает оценить свою работу на уроке. Задает и комментирует домашнее задание. ДЗ: №50 – 52(учебник) | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание. | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия, взаимоконтроль и взаимооценка УПД. | 3 мин |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | время |
-
| Организационный момент. | Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока. | Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания. | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | 2 мин |
-
| Повторение. | Задаёт вопросы, комментирует и корректирует ответы. Сформулируйте определение трапеция. Какие виды трапеции вы знаете? Сформулируйте определения названных понятий. Перечислите свойства равнобокой трапеции. | Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока. | Анализ, построение логической цепи рассуждений | 3 мин |
-
| Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. | Предлагает сформулировать утверждения, обратные свойствам равнобокой трапеции и сравнить полученные утверждения с ОКУ. Помогает учащимся сформулировать цель урока. | Под руководством учителя формулируют утверждения, обратные свойствам равнобокой трапеции и цель урока. | Целеполагание, действия постановки и решения проблемы. Анализ учебной информации, выдвижение гипотез. | 3 мин |
-
| Изучение нового материала. | Делит учащихся на группы по рядам, распределяет признаки по группам. Предлагает учащимся: раскрыть термины понятий, данных в условии; вывести следствия из условия и заключения теоремы; попытаться осуществить поиск решения и сравнить его с планом доказательства теоремы (см. ОКУ); составить план доказательства. | Работают в группе: выполняют анализ формулировки: «Дано», «Доказать»; раскрывают термины понятий; выводят следствия из условия и требования теоремы; проводят поиск и составляют план доказательства; перечисляют обоснования для каждого шага. | Структурирование, анализ и поиск учебной информации, установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование. | 10 мин |
-
| Первичное закрепление. | Предлагает учащимся записать доказательство полученных утверждений по вариантам (ряд – вариант), проверяет правильность выполнения задания. | 6 учащихся у доски парами по вариантам записывают доказательство полученных утверждений; остальные работают на карточке ОКУ, контролируют и рецензируют ответы у доски (свой вариант). | Построение речевых высказываний, построение логической цепи рассуждений, доказательство, управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка действий партнёра) | 7 мин |
-
| Включение изученной учебной информации в систему известных знаний. | Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения | Решают у доски задачи по готовым чертежам: «Определите вид трапеции» (Приложение 2) | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений | 15 мин |
-
| Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Предлагает оценить свою работу на уроке. Дает и поясняет домашнее задание. ДЗ: №97, 98(Дудницин Ю.П. Геометрия. Рабочая тетрадь для 8 класса), заполнить пропуски в карточке ОКУ и выучить теорию. | Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание. | Анализ и синтез, рефлексия способов и условий действия, взаимоконтроль и взаимооценка УПД. | 5 мин |