Исходя из новой концепции художественного воспитания, уроки искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современный урок искусства - это урок-образ, созидателями которого являются учитель и учащиеся.Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс, им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер. Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора, специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды (общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными. Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства. Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса, каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.
Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" - уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе. Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.
1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ, КОНЕЦ КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда. Он включает:
а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и др;
в) учет индивидуальных личностных качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной художественно-эстетической) сфере деятельности.
2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ в ряду основных компонентов системы художественного образования (объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений:
а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);
б) освоение и преобразование собственного "Я" коллектива, среды, общества на материале содержания художественной культуры как части духовной культуры;
в) интерес и увлеченность деятельностью урока;
г) переживание и сопереживание художественного образа в процессе его восприятия и посильного практического создания.
3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ в реализации модели урока-образа в зависимости от творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:
а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере "вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство: учитель и учащиеся;
б) создание необходимых (педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками, внешкольная деятельность и др.);
в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.
4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:
а) сценарий урока как реализация замысла;
б) замысел урока (основная цель);
в) драматургия самого процесса урока (сюжет);
г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока (эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая, деловая, имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)
5. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла урока, определяющего "жанр" урока, в том числе:
а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);
б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование; урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок милосердия; урок-загадка; урок-песня; и т.д.;
в) свободная, динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам (урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на следующем уроке).
6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:
а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали" (связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога различных искусств и культур);
б) интегрирование изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы художественного воспитания.
7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:
а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам, проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;
б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов, участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения, отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой) результатов художественно-педагогической деятельности;
в) проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов, организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы (микрорайонах города, на селе и др.);
г) продолжение урока вне школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками, друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в личных увлечениях и поведении.
8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):
а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока (учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и сравнение;
б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;
в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей культуры, образования и т.д.
г) совместное определение (учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:
эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание, эстетическое отношение и др.);
художественно-творческих (художественно-образная выразительность и новизна);
художественной эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа, изобразительные умения и навыки и т.д.).
. Диагностика художественно-творческих способностей учащихся
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
| тип | Критерии оценки |
Замысел | Рисунок |
1 | Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение | Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень |
2 | Показатели для 1 типа, но менее яркие | Показатели для 1 типа, но менее выражены |
| 3 | Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения | Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
4 | Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности | Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень |
| 5 | Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях | Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
6 | Стереотипный | Репродуктивный |
5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами
Таблица результатов:
№ | Список учащихся | Показатели | Общий балл | Уровень |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | |
1. | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | |
3. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.
Материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:
треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).
Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.
Тест «Громкий — Тихий».
Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.
Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.
Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».
Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?
Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.
ТЕСТ «МАТИСС».
Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.
Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.
Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.
ТЕСТ «ЛИЦА».
Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.
В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.
Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему? Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»
Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.
ТЕСТ «БАБОЧКА».
Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:
И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.
А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.
Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».
Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).
Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».
По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу улавливается.
Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.
Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.
Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора – типичностью отношения, выраженного большинством детей.
ТЕСТ «ВАН ГОГ».
Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.
Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
Фотография фигурки нэцке.
За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).
Фотография дворца в Павловске.
4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
5а. Ф.Уде. «Принцесса полей».
Фотография игрушки «Козлик».
6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
Поздравительная открытка.
7а. М. Вайлер «Цветы».
Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.
Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков. Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Итоговый контроль осуществляется после прохождения материала темы. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (творческие задания).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
Оценка "2"
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы
3. Композиция
знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок
владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
5. Цветовое решение
6. Техника исполнения
умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
использование современных материалов;
наличие культуры исполнительского мастерства.
Критерии оценки рисунка
Оценка «5» (отлично) выставляется в том случае, если работа отвечает всем требованиям к выполнению задания проекта: правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, правильно выполнено линейно-конструктивное построение, линейная перспектива, светотеневая моделировка формы, штриховка фона, качество штриховки высокое.
Оценка «4» (хорошо) выставляется в том случае, если в работе правильно выполнена композиция листа, точно определены пропорции геометрических тел, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, штриховке фона есть небольшие ошибки, качество техники штриховки не очень высокое.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в том случае, если работа выполнена с ошибками в композиции листа, в определении пропорций, в выполнении линейно-конструктивного построения, светотеневой моделировки формы, качество техники штриховки невысокое.
Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в том случае, если в работе неправильно выполнена композиция листа, присутствуют грубые ошибки в определении пропорций геометрических тел, линейно-конструктивном построении, светотеневой моделировке формы, штриховке фона, качество техники штриховки низкое.
Нормы оценки знаний и умений по предмету «Технология» Оценка проектной деятельности «5» | Учащийся самостоятельно выполнил все этапы проекта, не нуждался в помощи учителя, выполненное изделие отвечает всем требованиям проекта, полностью соответствует ее функциональному назначению, имеет высокое качество, проект выполнен и сдан в срок. | «4» | Учитель оказывал значительную помощь в виде наводящих вопросов, литературы, выполненное изделие в основном отвечает требованиям проекта и соответствует функциональному назначению, имеет хорошее качество и выполнено в срок | «3» | Учитель оказывает учащемуся значительную помощь не только в виде наводящих вопросов, но и в конкретизации задания, действий, дополнительного инструктирования, постоянной помощи на технологическом этапе, при выполнении учащийся постоянно нуждается в стимулировании, выполненное изделие частично отвечает требованиям проекта а в основном соответствует назначению, но имеет низкое качество, выполнено в срок. | «2» | Учащийся постоянно нуждался в помощи учителя, выполненное изделие не соответствует требованиям проекта, не выполняет свое функциональное назначение, имеет плохое качество и к конечному сроку выполнено около половины работы. | Примерные нормы оценки знании | «5» | Учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. | «4» | Учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы. | «3» | Учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя. | «2» | Учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя. | Примерные нормы оценки практической работы | «5» | Полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд или соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное. | «4» | Работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности. | «3» | Самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, техники безопасности, организации рабочего места. | «2» | Самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя. | Приемы труда | «5» | Все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. | |
Оценка знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам |
|
«4» | Приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно не было нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. |
«3» | Отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данногс вида работ. |
«2» | Неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования). |
Норма времени (выработки) |
«5» | Задание выполнено в полном объеме и в установленный срок. |
«4» | Норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы - на 10-15 %; 7-й класс - на 5-10 %. |
«3» | Норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы - на 15-20 %; 7-й класс - на 10-15 %. |
«2» | Норма времени (выработки) недовыполнена: 5-6-й классы - на 30 %; 7-й класс - на 25 %. |
Качество изделия |
«5» | Изделие (или другая работа, например графическая) выполнены с учетом установленных требований: а) шероховатость поверхности; б) качество выполнения основных операций (клепки, нарезание резьбы, сборки и Т-Д-); в) точность соблюдения размеров; г) другие требования. |
«4» | Изделие (или другая работа, например графическая) выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина +_1-2 мм, металл +_0,5-1 мм. |
«3» | Изделие (или другая работа) выполнено со значительными нарушениями заданных требований (шероховатость поверхности, качество выполнения основных операций и др.). Отклонения в размерах составляют: древесина +_3 мм. металл +_1,5 мм. |
«2» | Изделие (или другая работа) выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак. |
Нормы оценки знаний и умений по изобразительному искусству
| Устный ответ | Практическая работа (опыт художественно-творческой деятельности) |
«5» | Учащийся знает и понимает: - основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; - основы изобразительной грамотности (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - значение изобразительного искусства и художественной культуры и его роль в синтетических видах творчества; | Учащийся умеет: - применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; - анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива композиция); - ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения: - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: - восприятия и оценки произведений искусства; - самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера); |
| | - самоопределение в видах и формах художественного творчества, умении импровизировать. |
«4» | Предъявляются такие же требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допущены незначительные ошибки или в нем не достаточно полно раскрыты существенные аспекты художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной, то есть культуры мироотношений, выработанных поколениями. | Предъявляются такие же требования, как и к работе, выполненной на «отлично», но при выполнении художественно-творческой работы учащийся допускает незначительные ошибки в овладении практическими навыками средств художественной выразительности. |
«3» | Учащийся демонстрирует общие представления: - о пластических и сценических видах искусства; - различных жанрах и видах изобразительного искусства; - в понимании особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества. - допускает неточности в использовании художественных терминов и понятий; | Учащийся: - допускает неточности в анализе работ своих товарищей; - не владеет в полном объеме навыками создания художественно-декоративных объектов предметной среды, объединенной единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи); - не всегда умело пользуется языком художественного и декоративно-прикладного искусства; - не в полной мере владеет навыками соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры. |
Нормы оценки знаний и умений по МХК
«5» | знает и понимает: - изученные направления и стили мировой художественной культуры; - шедевры мировой художественной культуры; - особенности языка различных видов искусств; Подробно, ясно и аргументированно излагает: - изученные произведения и соотносит их с определенной эпохой, стилем, направлением; - привлекает необходимый иллюстративный материал и фрагменты музыкальных произведений для ответа на вопросы, точно передает фактический материал. Устанавливает стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; Пользуется различными источниками информации о мировой художественной культуре и необходимыми искусствоведческими терминами и понятиями. Демонстрирует личное, толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую мировой культуры. Выполняет учебные и творческие задания (доклады, сообщения, проекты) |
«4» | Предъявляются те же требования, что и к ответу на «отлично», но при ответе допускаются неточности, не искажающие при этом общего культурологического знания. |
«3» | Учащийся пытается объяснить то или иное культурологическое явление, при этом, не проникая в глубину культурных эпох и конкретных шедевров, ответ не отличается аргументированностью собственных суждений. отсутствует композиционная стройность ответа. |
Следует оговориться, что предложенная оценка знаний учащихся не должна рассматриваться как жесткий шаблон. С учетом предметов «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и нетривиально. Силой воздействия различных видов искусств в их комплексе способствовать развитию школьника формированию его духовного и эстетического опыта. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно-ориентированного подхода проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.