СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Принципы реализации технологии деятельностного метода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Принципы реализации технологии деятельностного метода.»

Методическое объединение учителей предметников.

01.11. 17г.

Учитель русского языка и чтения: Варавина Л. В.


Тема: Принципы реализации технологии деятельностного метода.

« Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б.Шоу


Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи. (Дьюи Дж. Школа будущего.1926) Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

Деятельностный  подход – это  метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностные способности учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») - выделяется содержательная область («могу»)

Рекомендации к проведению: 1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. 2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности .

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: - актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий; - тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется самими учащимися.

Рекомендации к проведению: 1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант и т.д. 3) Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.

3. Постановка учебной задачи .

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог. 2)Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.

4. Построение проекта выхода из затруднений

(«открытие» детьми нового знания)

-На данном этапе предлагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. -Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.)

После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и «знаково» в соответствии с формулировками и общепринятыми обозначениями. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

5. Первичное закрепление во внешней речи .

- Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. 2)«Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. - Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

Рекомендации к проведению: 1)Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность.

2)Индивидуальная деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение .

-На данном этапе новое знание включается в систему знаний.

- При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

Рекомендации к проведению: 1)Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах.

2)Возможность выбора заданий учащимися.

3)Включение элементов проектирования, игровых ситуаций и т.д.

8. Рефлексия деятельности ( итог урока)

-На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке.

-В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности. Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов :

1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер.

Учебные задачи становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения учебных задач.