Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Унэгэтэйский детский сад «Колосок»
ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике
Воспитатель: Спиридонова Н.М.
1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
2. ЦЕЛЬ ОПЫТА. ЗАДАЧИ
ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.
Реализация цели возможна через решение следующих задач:
Создание условий для формирования у старших дошкольников проявлений эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.
Активизирование проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам. Обогащение опыта «насмотренности» разных произведений.
Обогащение опыта посещения детьми музея.
Обогащение представлений детей об окружающей среде.
Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.
3.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Программа основывается на дидактических принципах
Культурологическая направленность. Изобразительное искусство рассматривается через разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.
Принцип интеграции. Освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях;
«Погружение» дошкольников в городскую и природную среду.
Данный принцип предполагает организацию экскурсий различные музеи и разного рода экскурсии по городу и на природу.
Реализация содержания программы предполагает также тематический принцип . Программный материал изучается по 4 тематическим блокам.
Блоки:
1 блок «Мой родной город» Знакомство с родным городом, достопримечательностями города, архитектурой, его природой.
2 блок «Человек и природа» дети знакомятся с художественными произведениями, картинами, скульптурой,
3 блок «Человек в социуме» раскрывает обычаи и традиции русского народа
4 блок «Загадочный мир вещей» знакомит детей с историей возникновения народного промысла, рассматривание предметов быта, создание интересных образов декоративном рисовании, лепке, аппликации.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА
Свою работу я начала с выявления у детей знаний по музейной педагогике и определила, что основная часть детей, очень мало знает о музеях, искусстве, своем городе - только его название (приложение 1).
Работу по приобщению детей к музейной педагогике я начала со старшего возраста.
Изучив программу, её содержание, при её реализации я использовала следующие формы организации детской деятельности.
Это различные классические и нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях создаётся образовательная ситуация, приобретение необходимого опыта, связанного с рассматриванием произведений и обсуждением средств выразительности; предусмотрена работа в тетрадях, альбомах, использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Также используются интегрированные занятия. занятие с использованием элементов фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз и т.п.
Часто применяются занятия с использованием ИКТ – технологий. Это – использование мультимедийных презентаций «Виртуальные музейные путешествия», организация онлайн – занятий. В ноябре для детей было проведено подобное занятие по теме «Хохломская роспись» .
Организация подвижных, сюжетно- ролевых игр, народных праздников.
Кроме занятий организуются образовательные прогулки по городу, которые знакомят детей с музейным подлинником, скульптурами , архитектурными сооружениями и памятниками. Экскурсии в музеи, направленные на максимально эффективное использование первого знакомства ребёнка с музеем, включая показ специально подобранных музейных предметов;
Вместе с детьми посетили мини - музей, имеющийся в детском саду, где рассказала о назначении различных предметов, вышедших из нашего обихода. Дети смогли соприкоснуться с предметами прошлого.
Посетили Нерехтский краеведческий музей, где нам показывали старинную русскую избу, рассказали о быте народа, назначении всей домашней утвари, традициях, праздниках нашего города. Дети посещали достопримечательные места нашего города, побывали на Лавровской фабрике игрушек, где им доступно показали и рассказали, откуда к нам пришла матрёшка. Дети участвовали в мастер- классе по росписи матрёшки.
Посетили музеи г. Костромы, это музей природы, где дети знакомились с обитателями лесов, лугов и водоемов Костромского края, их поведенческими особенностями и способами питания. Музей льна и бересты, дети увидели своими глазами процесс превращения льняной соломы в крестьянские рубахи. Не обделено вниманием и фабричное производство льняных изделий - в экспозициях выставлены образцы, как начала прошлого века, так и современные дни, мы увидели старинные берестяные изделия - поршней, лопатошников, лукошек, собранных в этнографических экспедициях по Костромской области. Музей деревянного зодчества - один из немногих музеев под открытым небом, здесь расположены памятники деревянного зодчества, целый городок напоминающий старый монастырский посад. У детей появляется интерес к истории своей малой Родине.
Условием эффективного художественно-эстетического развития детей средствами музейной педагогики является взаимодействие с родителями. С этой целью были проведены следующие мероприятия:
Информация в папках-передвижках: «Что такое искусство», «Идём в музей!» и другие
Совместные поездки родителей и детей на экскурсии.
По итогам каждого блока программы реализуется проектная деятельность совместно с родителями.
Это проект «Путешествие в историю моего родного города»
Проект « Мы – друзья природы»
Проект « Мамочка любимая»
Вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс
Это участие детей и родителей в конкурсах различного уровня. Конкурсы творчества «Осенний букет», «Экспонат в моём музее, «Символ Нового года», «Каждой пичужке – свою кормушку». В муниципальном конкурсе «Экспонат в моём музее» работы, выполненные семьями Алексеевых и Троицких заняли 1 место, а семья Платоновых – 2 место. На региональном уровне в этом же конкурсе работа семьи Троицкого Арсения «Волшебный туесок» набрала максимальное количество баллов и стали победителем.
В областном конкурсе «Каждой пичужке – свою кормушку» семья Егора Алексеева заняла первое место. Это кормушка «Хатка»
Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды. Поэтому в группе создан Центр творчества, который насыщен различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Постоянно обновляется выставка (галереи) в Центре искусства.
Также в группе создан мини – музей, который постепенно пополняется экспонатами, принесёнными детьми и родителями.
Своим опытом я делилась с коллегами на педагогическом часе выступлением на тему:
5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
По данной программе я работала в течении 3 лет. В начале и конце каждого учебного года была проведена диагностика. На начало первого учебного года у детей низкий уровень знаний в области музейной педагоги.
За этот период мы вместе с детьми достигли следующих результатов
увеличилось количество детей, которые как в совместной, так и в самостоятельной деятельности проявляют интерес к произведениям искусства, грамотно отражают в речи свои впечатления,
владеют элементарными музейными терминами, способны развернуть сюжетно-ролевую игру («Экскурсовод», «Выставочный зал»…),
более осознанным, трепетным стало отношение детей к произведениям искусства, желанию познавать и узнавать новое. У родителей также замечен повышенный интерес к народным традициям и стали знакомить детей дома со своими семейными традициями, чаще посещать музеи, народные праздники, ярмарки.
6. ВЫВОДЫ
Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.
Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края.
Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
7. ПЕРСПЕКТИВА. ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ
В дальнейшем я планирую продолжать начатую работу с детьми. Подробней знакомить детей с достопримечательностями города, архитектурой, его природой, с художественными произведениями, картинами, скульптурой,
раскрывает обычаи и традиции русского народа.