СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы. 

Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Унэгэтэйский детский сад «Колосок»









ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике




Воспитатель: Спиридонова Н.М.




















1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ

Музей… Волшебный мир. Переступая порог, оказываешься в совсем другом мире, времени и пространстве. С точки зрения музейной педагогики «подлинная встреча» с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки. Посетитель музея является, прежде всего, зрителем, который получает знания, делает открытия, испытывает эмоции, извлекая визуальную информацию.

В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, не могут различать народные промыслы.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС дошкольного образования в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

2. ЦЕЛЬ ОПЫТА. ЗАДАЧИ

ЦЕЛЬ: Приобщение детей старшего дошкольного возраста, к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры.


Реализация цели возможна через решение следующих задач:

  1. Создание условий для формирования у старших дошкольников проявлений эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, творческой деятельности.

  2. Активизирование проявления интереса к произведениям искусства разных видов и жанров и к средствам их выразительности, музейным памятникам. Обогащение опыта «насмотренности» разных произведений.

  3. Обогащение опыта посещения детьми музея.

  4. Обогащение представлений детей об окружающей среде.

  5. Развитие эстетических, познавательных, творческих способностей и сенсорного опыта.


3.ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

Программа основывается на дидактических принципах

  • Культурологическая направленность. Изобразительное искусство рассматривается через разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

  • Принцип интеграции. Освоение представлений о культурных традициях, обычаях, исторических событиях;

  • «Погружение» дошкольников в городскую и природную среду.

Данный принцип предполагает организацию экскурсий различные музеи и разного рода экскурсии по городу и на природу.


  • Принцип последовательности и систематичности.

Реализация содержания программы предполагает также тематический принцип . Программный материал изучается по 4 тематическим блокам.

Блоки:

1 блок «Мой родной город» Знакомство с родным городом, достопримечательностями города, архитектурой, его природой.

2 блок «Человек и природа» дети знакомятся с художественными произведениями, картинами, скульптурой,

3 блок «Человек в социуме» раскрывает обычаи и традиции русского народа

4 блок «Загадочный мир вещей» знакомит детей с историей возникновения народного промысла, рассматривание предметов быта, создание интересных образов декоративном рисовании, лепке, аппликации.


4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА


Свою работу я начала с выявления у детей знаний по музейной педагогике и определила, что основная часть детей, очень мало знает о музеях, искусстве, своем городе - только его название (приложение 1).

Работу по приобщению детей к музейной педагогике я начала со старшего возраста.

Изучив программу, её содержание, при её реализации я использовала следующие формы организации детской деятельности.

Это различные классические и нетрадиционные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

На занятиях создаётся образовательная ситуация, приобретение необходимого опыта, связанного с рассматриванием произведений и обсуждением средств выразительности; предусмотрена работа в тетрадях, альбомах, использование нетрадиционных техник изобразительного искусства. Также используются интегрированные занятия. занятие с использованием элементов фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз и т.п.

Часто применяются занятия с использованием ИКТ – технологий. Это – использование мультимедийных презентаций «Виртуальные музейные путешествия», организация онлайн – занятий. В ноябре для детей было проведено подобное занятие по теме «Хохломская роспись» .

Организация подвижных, сюжетно- ролевых игр, народных праздников.

Кроме занятий организуются образовательные прогулки по городу, которые знакомят детей с музейным подлинником, скульптурами , архитектурными сооружениями и памятниками. Экскурсии в музеи, направленные на максимально эффективное использование первого знакомства ребёнка с музеем, включая показ специально подобранных музейных предметов;

Вместе с детьми посетили мини - музей, имеющийся в детском саду, где рассказала о назначении различных предметов, вышедших из нашего обихода. Дети смогли соприкоснуться с предметами прошлого.

Посетили Нерехтский краеведческий музей, где нам показывали старинную русскую избу, рассказали о быте народа, назначении всей домашней утвари, традициях, праздниках нашего города. Дети посещали достопримечательные места нашего города, побывали на Лавровской фабрике игрушек, где им доступно показали и рассказали, откуда к нам пришла матрёшка. Дети участвовали в мастер- классе по росписи матрёшки.

Посетили музеи г. Костромы, это музей природы, где дети знакомились с обитателями лесов, лугов и водоемов Костромского края, их поведенческими особенностями и способами питания. Музей льна и бересты, дети увидели своими глазами процесс превращения льняной соломы в крестьянские рубахи. Не обделено вниманием и фабричное производство льняных изделий - в экспозициях выставлены образцы, как начала прошлого века, так и современные дни, мы увидели старинные берестяные изделия - поршней, лопатошников, лукошек, собранных в этнографических экспедициях по Костромской области. Музей деревянного зодчества - один из немногих музеев под открытым небом, здесь расположены памятники деревянного зодчества, целый городок напоминающий старый монастырский посад. У детей появляется интерес к истории своей малой Родине.

Условием эффективного художественно-эстетического развития детей средствами музейной педагогики является взаимодействие с родителями. С этой целью были проведены следующие мероприятия:

  • Выступления на родительских собрания

  • Анкетирование родителей

  • Информация в папках-передвижках: «Что такое искусство», «Идём в музей!» и другие

  • Совместные поездки родителей и детей на экскурсии.

По итогам каждого блока программы реализуется проектная деятельность совместно с родителями.

  • Это проект «Путешествие в историю моего родного города»

  • Проект « Мы – друзья природы»

  • Проект « Мамочка любимая»

Вовлечение родителей в совместный с детьми творческий процесс

Это участие детей и родителей в конкурсах различного уровня. Конкурсы творчества «Осенний букет», «Экспонат в моём музее, «Символ Нового года», «Каждой пичужке – свою кормушку». В муниципальном конкурсе «Экспонат в моём музее» работы, выполненные семьями Алексеевых и Троицких заняли 1 место, а семья Платоновых – 2 место. На региональном уровне в этом же конкурсе работа семьи Троицкого Арсения «Волшебный туесок» набрала максимальное количество баллов и стали победителем.

В областном конкурсе «Каждой пичужке – свою кормушку» семья Егора Алексеева заняла первое место. Это кормушка «Хатка»


Реализация программы предполагает создание обогащенной предметно-развивающей среды. Поэтому в группе создан Центр творчества, который насыщен различными репродукциями, книгами об искусстве, предметами народных промыслов, фотографиями. Постоянно обновляется выставка (галереи) в Центре искусства.

Также в группе создан мини – музей, который постепенно пополняется экспонатами, принесёнными детьми и родителями.



Своим опытом я делилась с коллегами на педагогическом часе выступлением на тему:

5. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

По данной программе я работала в течении 3 лет. В начале и конце каждого учебного года была проведена диагностика. На начало первого учебного года у детей низкий уровень знаний в области музейной педагоги.

За этот период мы вместе с детьми достигли следующих результатов

увеличилось количество детей, которые как в совместной, так и в самостоятельной деятельности проявляют интерес к произведениям искусства, грамотно отражают в речи свои впечатления,

владеют элементарными музейными терминами, способны развернуть сюжетно-ролевую игру («Экскурсовод», «Выставочный зал»…),

более осознанным, трепетным стало отношение детей к произведениям искусства, желанию познавать и узнавать новое. У родителей также замечен повышенный интерес к народным традициям и стали знакомить детей дома со своими семейными традициями, чаще посещать музеи, народные праздники, ярмарки.

6. ВЫВОДЫ

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Таким образом, происходит приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к природе, рукотворному миру, людям, труду, искусству, культуре родного края.

Именно так ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир и приобретает социальный опыт.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

7. ПЕРСПЕКТИВА. ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ

В дальнейшем я планирую продолжать начатую работу с детьми. Подробней знакомить детей с достопримечательностями города, архитектурой, его природой, с художественными произведениями, картинами, скульптурой,

раскрывает обычаи и традиции русского народа.