СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приоритеты воспитания в системе образования в условиях ФГОС

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Просмотр содержимого документа
«Приоритеты воспитания в системе образования в условиях ФГОС»


МОУ «Столбовская школа»









Приоритеты воспитания

в системе образования в условиях ФГОС









Подготовила

Заместитель директора

по воспитательной работе

Иваниченко О. В.














2021 г.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2, ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной, семейной и социальной культуры.

Федеральные нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.06.2010 № 690 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года»

4. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 № Пр-2753

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 2570-р «План мероприятий по реализации основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р»

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

9. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 23.12.2015, утвержденный Президентом Российской Федерации 02.01.2016

Республиканские нормативные правовые акты

1. Указ Главы Республики Крым от 18.12.2014 № 522-У «Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым»

2. Постановление Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 № 204 «Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы»

3. Постановление Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 616 «О Межведомственном совете по развитию системы дополнительного образования и воспитанию детей в Республике Крым»  

4. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 09.08.2016 № 873-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым Стратегии развития воспитания в 2016-2020 годах»

5. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 20.10.2016 № 1257-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории Республики Крым государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493»

6. Распоряжение Совета министров Республики Крым от 23.12.2016 № 1660-р «Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся Республики Крым на 2016-2020 годы»

7.Паспорт регионального проекта «Безопасность дорожного движения» (Республика Крым), утвержденного протоколом заседания проектного комитета Республики Крым от 22.04.2019 №8

8. Совместный приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства внутренних дел по Республике Крым от 30.12.2019 № 2280/3577 «Об организации совместной деятельности Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым и Министерства внутренних дел по Республике Крым по реализации мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Крым»

9. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 30.12.2019 № 2287 «О проведении в 2020 году регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека»

10. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 30.12.2019 № 2286 «О проведении в 2020 году регионального конкурса «Лучший классный руководитель».

Проблема Джанкойского районного отдела образования «Повышение эффективности воспитательного процесса путем внедрения новых образовательных стандартов в практику воспитательной работы общеобразовательных организаций. Реализация программы «Развития воспитательной компоненты» с целью воспитания духовно-нравственной личности в поликультурной среде», на основе которой нашей школой составлена своя воспитательная программа.

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Исходя их этого, приоритетами воспитательной деятельности в системе образования в МОУ «Столбовская школа» являются:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Практические задачи, которые ставит школа перед собой:

- Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы, выявление и работа с одаренными детьми;

- Выявление и развитие творческих способностей, обучающихся путем создания творческой атмосферы для совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей;

- Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- Пропаганда здорового образа жизни;

- Профилактика правонарушений;

- Укрепление связи семья-школа;

- Совершенствование деятельности органов ученического самоуправления;

- Совершенствование форм и методов воспитательной работы;

- Изучение и внедрение новых воспитательных технологий;

- Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля;

- Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классных руководителей.

Задача школьного коллектива – создание целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания детей, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Эта задача решается на основе социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня населения. Эти изменения, прежде всего, отразились на российской семье.

Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательная деятельность. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной информационной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, культ потребления, насилия, и другие формы примитивизации личности. Все чаще встречаются факты криминального использования сети интернет в целях эксплуатации детей, распространения материалов, наносящих вред психическому и нравственному здоровью несовершеннолетних.

Серьезной проблемой для современного общества стало распространение социально-негативных молодежных течений (скинхеды, готы, эмо и ряд др.). Они вносят существенный вклад в распространение проявлений насилия среди несовершеннолетних, создают ситуации риска детских суицидов. Особенную тревогу вызывает существование молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.

Сохранение и усиление негативных социальных и духовно-нравственных деформаций в детской и подростковой среде — одна из главных угроз национальной безопасности и будущему России.

В этих сложных условиях система образования была и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания.

Необходимо признать, что сегодня в образовательных учреждениях наблюдаются расплывчатые воспитательные ориентиры, несогласованность целей, содержания и установок в воспитании детей. Педагогические усилия часто расходуются на преодоление и профилактику различных форм отклоняющегося поведения, на одномоментные организационные потребности жизнедеятельности образовательного учреждения. Система воспитательной деятельности образовательного учреждения зачастую определяется традиционным «планом мероприятий».

В 2021 году в Крыму будет разработана единая программа, в которую войдут

Инвариантные модули:

  • «Классное руководство»,

  • «Школьный урок»,

  • «Курсы внеурочной деятельности»,

  • «Работа с родителями»,

  • «Самоуправление»,

  • «Профориентация».

Вариативные модули:

  • «Ключевые общешкольные дела»,

  • «Детские общественные объединения»,

  • «Школьные медиа»,

  • «Экскурсии, экспедиции, походы»,

  • «Организация предметно-эстетической среды»

  • и т.п.

К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться. Итак, у образовательной организации «на выходе» должна получиться единая для всей школы программа воспитания с прилагающимися к ней тремя разными (хотя в чем-то и совпадающими) планами воспитательной работы.

На данном же этапе мы рассмотрим основные направления по нашей действующей программе – это формирование здорового образа жизни, коммуникативной культуры, роль классного руководителя и психолога в процессе воспитания школьников.



6