СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Притча о милосердном самарянине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение притчи направлено на воспитание в детях милосердия и любви к ближнему

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Притча о милосердном самарянине"»

ЗАНЯТИЕ 5

Притча о милосердном самарянине


Методическая разработка занятия 5


Тема: «Притча о милосердном самарянине»


Цель: способствовать приобщению учащихся к христианским ценностям


Задачи занятия:

Образовательные:

  • научить учащихся читать Священное Писание, ориентироваться в его содержании;

  • формировать у школьников представление о жизни людей во времена Иисуса Христа;

  • раскрыть детям содержание таких понятий как сочувствие и сострадание, любовь и милосердие;

  • раскрыть школьникам смысл понятия «мой ближний».


Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение формулировать свои мысли и чувства;

  • способствовать осознанному выбору системы нравственных ценностей;

  • развивать желание учиться, познавать окружающий мир.


Воспитательные:

  • воспитывать у детей желание быть милосердным, умение оказать милость;

  • воспитывать у школьников желание и умение поделиться с ближним тем, что принадлежит тебе.


Оснащение (оборудование) занятия

  • Библия. Изд. Московской Патриархии, 1956 (у каждого ученика);

  • Презентация репродукций картин на тему урока — Леандро Бассано, Юлиуса Шнорра, Гюстава Доре, С. Н. Рериха, Винсента Ван Гога;

  • Рабочая тетрадь по предмету у каждого ученика. Фломастеры, карандаши;

  • Музыкальная кассета с духовной музыкой;

  • Большой фланелеграф с движущимися фигурками священника, левита, самарянина, иудея, ослика, хозяина гостиницы.


Тип занятия: открытие нового знания


Ведущие технологии: разные виды работы с текстом (чтение, слушание, выполнение творческих заданий), работа в группах, рассказ учителя, интерактивная коллективная беседа, рассказы – монологи учащихся.









ХОД ЗАНЯТИЯ

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»

(Лк. 6:3)

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

(Мф. 22:39)


Учитель: «Русскому философу Николаю Бердяеву принадлежат слова: «Христианство – не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке». Священное Писание говорит, что мы созданы по образу и подобию Божию: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Чтобы стать прекрасным воплощением жизни, мы должны пойти по пути приобретения качеств Создателя. И одно из этих качеств – милосердие.

Какого человека можно назвать милосердным?


Ответы детей: «Человека доброго, с милым сердцем, готового помочь».


Учитель: Правильно, милосердный человек готов помочь ближнему. А кто для вас «ближний?»

Ученики: «Ближние» - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, в общем, семья.


Учитель: Вот такой же вопрос: «А кто мой ближний?», - задал Спасителю один человек. Иисус Христос ответил на этот вопрос притчей.

Иисус Христос, когда учил людей, часто использовал притчи. А начал он Своё служение в возрасте 30 лет (Слайд 1, 2, 3).


Что такое притча в библейском понимании? Притча – это особая манера разговора Иисуса Христа с народом. Он раскрывал людям тайны духовного учения о Царствии Божием через притчи. Спаситель говорил о событиях и явлениях обыденной жизни и через них вводил людей в мир духовный. Он делал короткие, яркие, меткие сравнения. И такой прием помогал людям понять, о чём говорил их великий Учитель.

Притча – это земная история с небесным смыслом. Она надолго запоминалась и побуждала тех, кто заинтересован поиском духовных истин, к ещё более глубокому поиску. Мы даже можем сказать, что притчи Спасителя — это послание в вечность. Проходят века, а притчи, по-прежнему, производят на нас сильнейшее впечатление, воспитывают нравственно и духовно.


Рассказывая притчу о самарянине, Иисус Христос уводит слушателей на одинокую дорогу, ведущую из Иерусалима в Иерихон (Слайд 4, карта Израиля; Виды Иерусалима и Иерихона Слайды 5, 6).

Иерусалим – город трёх мировых религий - Христианство, иудаизм, ислам. Люди, исповедующие эти религии, по-разному поклоняются Богу. У них разные Священные сооружения, различные Священные книги. Но во всех Священных книгах звучит призыв Бога быть милосердными.

Иерихон – прекрасный зелёный город. Пальмы, благоухающие плантации роз…

Но вернемся на дорогу, соединяющую Иерусалим и Иерихон. Эта дорога имела дурную славу, т. к. была опасной. Она извивалась между скалами, проходила мимо ущелий и спускалась в Иорданскую долину. Это было просто идеальное место для грабителей и разбойников.

Не зря еще в пятом веке эту дорогу называли «красной, или кровавой». Даже в нашем веке, в 30-х годах туристов предупреждали: возвращаться домой по этой дороге надо до заката солнца. В своей притче Иисус Христос описывает действительное положение дел на дороге.


Устанавливаю большой фланелеграф, на котором изображена вьющаяся в горах пустынная дорога. На дороге лежит израненный иудей. Далее все события притчи иллюстрируются движущимися фигурами действующих лиц: священника, левита, самарянина с осликом, хозяина гостиницы.


Учитель: Сегодня библейский текст читаю Я, а не вы (Лк. 10:30-37).

«На это сказал Иисус: некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым».


Учитель: Что вы можете сказать о состоянии пострадавшего?

Ученик: Ему было больно, и он хотел пить.

Ученица: Я была в Израиле, там очень жарко. Жгучее солнце могло убить раненого человека.


Учитель продолжает читать Евангелие «По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его ...».

Делаю паузу: Кто знает, кто такой священник?

Ученики: Он служит в храме.

Учитель: Правильно, он проводит богослужения в храме. Слово «священник» (евр. «коген») означает священнодействующий. Он совершает священное служение.


Учитель: А чему он учит?

Ученик: Доброте и милосердию.


Учитель: Как вы думаете, что сделает священник, увидев этого несчастного?

Дети хором: Он ему поможет, даст воды, перетащит его в прохладное место.


Учитель читает дальше: «прошёл мимо».

В классе тишина, на лицах – недоумение.


Учитель: Возможно, священник подумал, что этот несчастный мёртв. Иудейский священник, конечно, помнил, что по иудейскому закону «всякий, прикоснувшийся к мёртвому человеку, будет нечист семь дней» (Числ. 19:11).

Прикоснувшись к мёртвому, он мог лишиться своей очереди служить в храме. Можем ли мы сказать, что у священника «милое сердце»?

Дети: Нет, у него каменное сердце.


Учитель: Как вы думаете, угоден ли Богу его поступок?

Дети: Дружное: «Нет»! Конечно, нет. Обряд для него важнее милосердия.


Ученик: Но ведь он любит Бога и хочет служить Ему в храме, потому и прошёл мимо.


Учитель: Игорь, представь себе, что утром я бегу на уроки в школу и обнаруживаю тебя лежащим на снегу. Ты не можешь пошевелить ногой, острая боль – подвернул ногу. Ты смотришь на меня и надеешься, что я помогу тебе.

Игорь, улыбаясь: Конечно, поможете.

Учитель: А я говорю тебе: «Прости, спешу на урок, мне надо учить детей добру. Не обессудь, но я побегу дальше».

В классе смех.


Учитель: Игорь, ты говоришь, что священник любил Бога. В Библии написано: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин. 4:7-8). А была ли в сердце иудейского священника любовь к избитому до полусмерти человеку? Очевидно – нет. Значит, и любви к Богу у него в сердце не было.


О таких людях Спаситель наш Иисус Христос говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их отстоит далеко от Меня» (Мф. 15:8).

Сочувствие и сострадание, любовь и милосердие, если они истинны, должны проявляться в делах. Милосердие — это любовь в действии.


Учитель продолжает чтение: «Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и …».

Делаю паузу: Левиты – помощники священника [иподиаконы]. Они не проводили богослужения. Они смотрели за одеждой, сосудами, светильниками, носили дрова и воду. Они же приготовляли животных для жертвы. Левиты не были связаны запретом на прикосновение к телу мёртвого человека. Как поступит тот левит?

Ученики: Поможет!


Дочитываю стих Евангелия: «… прошёл мимо».

Обсуждаем, почему и этот человек ушёл, не оказав помощь.

Возможно, собственная безопасность для него – прежде всего. Бандиты на этой дороге применяли различного рода западни. Один притворялся раненым, другие набрасывались на склонившегося для оказания помощи человека. Левит, по-видимому, не захотел рисковать собой. Можно ли его назвать милосердным? Конечно, нет. А какое у него сердце?

Дети: Трусливое.


Учитель: Да, трусливое.

Уже много часов лежал человек на дороге. Он совсем изнемог от боли, жажды и жары. Он потерял всякую надежду на помощь. Но вдруг на дороге появился ещё один человек. Он ехал на ослике, и это был самарянин, чужестранец в этой местности.

У евреев – а пострадавший был евреем – были враждебные отношения с самарянами. Евреи считали самарян язычниками, и поэтому презирали их, говорили им обидные слова.

Читаем Евангелие далее: «Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, …». Пауза.


Учитель: Что сделает самарянин?

Дети: Позлорадствует, скажет так тебе и надо.


Учитель: Давайте прочитаем, что же случилось на самом деле: «… и, увидев его, сжалился, И, подошед, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём; А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе».


Милосердие состоит не только в вещественной помощи, но и в духовной поддержке. А как вы думаете, как проявлялась духовная помощь самарянина пострадавшему?

Ученики: Самарянин, наверное, всю ночь поддерживал раненого, утешал его, подбадривал, клал ему мокрое полотенце на лоб....

Учитель: «Да, он отдавал себя пострадавшему — своё внимание, силы, время.

Мать Тереза, известная своим милосердием, говорила: «Когда я обмываю раны прокаженного, я чувствую, что помогаю самому Господу». Разве это не прекрасное ощущение?» (Слайд 7).


Священник и левит видели своими глазами беспомощного человека и всё-таки не помогли ему. Их сердце осталось холодным и равнодушным, они отвернулись от него.

Есть люди, которые, участвуя во всех религиозных ритуалах, остаются далекими от истинной духовной жизни. Они привыкли считать религию чем-то, имеющим отношение лишь к молитвам и службам в церкви, а не жизненным путём, которого надо придерживаться в любое время и в любом месте.

Самарянин тоже видел, но видел сердцем - сердцем, в котором жила любовь к Богу. Положение потерпевшего тронуло его сердце, а сердце, исполненное божественной любви, повелевало его рукам.

Когда самарянин подъехал к лежащему человеку, он не задумывался над тем, кто лежит перед ним – еврей или самарянин. Он просто слез с осла, напоил несчастного, промыл и перевязал ему раны. Затем очень осторожно, чтобы не причинить боли, посадил бедного еврея на осла и повёз его в город в гостиницу.


Далее Иисус Христос задаёт вопрос, который я переадресовываю вам: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Дети отвечают: «Самарянин».


Учитель: Правильно. А знаете, какими словами Иисус Христос заканчивает притчу?

Читаю: «И ты поступай так же». Это Он говорит для нас. А я опять спрашиваю: «Так кто же ближний для вас?»

Дети отвечают, что ближний – это тот, кто в тебе сейчас нуждается, кому нужна помощь. Ближним может быть незнакомый человек.


Учитель: Исполнили ли священник и левит заповедь Бога: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

Дети хором: «Нет, они не помогли беспомощному человеку, остались равнодушными к нему».


Учитель: Вы поняли духовный смысл притчи. Надо научиться увидеть ближнего, который нуждается в моей любви и помощи. Чтобы хорошо видеть, нужно внимание и чуткое сердце. Это и есть милосердие.

Всегда можно найти много причин и отговорок, чтобы оставить человека лежать на обочине и пройти мимо. В таких случаях, чтобы оправдать себя, люди говорят: «Ведь всё равно всем не поможешь». Будем внимательны к людям на обочине.


Ученик: Моя бабушка нашла стихотворение о самарянине в интернете и попросила передать его Вам.

Учитель: Так, прочти его вслух.

Ученик: стихотворение называется: «Сегодня можем мы бежать»:

Сегодня можем мы бежать

И силы есть, и крепки ноги

А завтра, может быть, лежать

Мы тоже будем у дороги...

Кто пожалеет нас тогда?

В чьём сердце жалость шевельнётся?

Нам повезёт, коль в трудный час

Самарянин для нас найдется


Тогда не спросим, кто твой Бог

Неважно будет, кто наставил,

Лишь будет важно, что помог,

И что в беде нас не оставил


Поэтому спеши, мой друг,

Освоить доброты науку

Не дознавайся: «Кто твой Бог»?

А протяни страдальцу руку.


Учитель: Поблагодари от нашего имени свою мудрую бабушку.


А сейчас, давайте, поиграем в экскурсоводов. Перед вами репродукции картин на тему притчи (Слайды 8 — 12).


Ученики комментируют репродукции. Слушаем «Аве Мария».


Домашнее задание для тех, кто захочет его выполнить: присмотрись, кто нуждается в твоей помощи. Подумай. На следующем уроке мы продолжим обсуждение начатой сегодня темы о милосердии.


Спасибо, ребята, вы порадовали меня

сегодняшней работой на занятии, до встречи!

Стр. 6 из 6