Проблемное обучение на уроках немецкого языка
(Из опыта работы по реализации ФГОС)
Технология проблемного обучения привлекает многих учителей широтой возможностей и высокой степенью мотивации в обучении за счёт познавательного интереса. Проблемные ситуации должны быть доступными для обучающихся и соответствовать их познавательным способностям, вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Проблемное обучение развивает творческую активность обучающихся: вести дискуссию; слушать и слышать собеседника; отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; находить компромисс с собеседником; лаконично излагать свою мысль; находить не одно, а много вариантов решения проблемы.
«Проблемное обучение» — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование у обучающихся познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов к учению и мыслительных способностей.
К языковым трудностям оформления иноязычного высказывания в учебных ситуациях можно отнести недостаточный уровень языковой подготовки в отдельных группах, а именно: дефицит грамматических структур; дефицит лексики в рамках темы; трудность вовлечения обучающихся со слабой языковой подготовкой в обсуждение, неумение употреблять языковые средства адекватно ситуации общения.
Следовательно, для того чтобы суметь высказать свою точку зрения, ученик должен иметь достаточную языковую и речевую подготовку, которая при обучении иностранным языкам осуществляется на этапе совершенствования речевых умений устной речи (мини–монологи, подготовительные упражнения для последующего развития умений диалогической и монологической речи).
Устную речь определяют следующие факторы: непрерывность, то есть отсутствие ненужных пауз; логика, последовательность изложения, соблюдение определённой схемы построения высказывания; богатство языковых средств (необходимый запас продуктивной лексики говорящего, знание синонимов, употребление разного рода речевых клише), придающих речи законченность и необходимую оформленность; правильность речи (знание грамматических норм языка, умение их применять в устной речи, расстановка ударений).
Целенаправленное обучение диалогической речи совершенно необходимо, если мы хотим научить своих учеников приёмам ведения дискуссии. Ученик, не владеющий такими приёмами, не примет участия в дискуссии, даже если его переполняют эмоции и желание высказаться. Единица диалогической речи — диалогическое единство, а не предложение, как в монологе. Особенность диалога — наличие разных мнений, разных точек зрения. Если ученик может заранее подготовить монолог с учетом всех требований, то в процессе общения ему придётся отвечать на вопросы, ответы на которые он не готовил заранее. Участию в диалоге обучающихся также необходимо учить: научить их отстаивать свою точку зрения, приводить для этого необходимые доводы и аргументы.
Некоторые из своих уроков провожу в виде сюжетно-ролевой игры или в виде дискуссии, использую на уроках такой приём, как интервью. Реплика, как правило, трёхкомпонентна: информация – реакция – ответ. Какой характер носят диалогические реплики?
- вопрос, сообщение; - предложение; - отказ, обоснование; - согласие; - сомнение - уверенность; - неуверенность; - аргументация – контрдовод; - ссылка-опровержение; - просьба-обещание; - сожаление – предложение; - убеждение; - уточнение. - …
При обучении диалогической речи как виду речевой деятельности ставлю следующие цели: научить формулировать вопрос или исходный тезис; научить доказывать свою точку зрения кратко, лаконично, используя для этого такой вид высказывания, как мини–монолог; научить формулировать контраргументы.
Как пример хочу предложить не разработки уроков, а отдельные фрагменты для работы над экологической темой «Охрана окружающей среды» в в 7 классе, УМК: «Deutsch», авторы И.Л. Бим и Л.В. Садомова. Это отдельные упражнения на тренировочном (подготовительном) этапе, мини- диалоги, ролевые игры при изучении подтем «Утилизация мусора в Германии и России», «Лес» и др., а также работа над проектами.
В начале урока беседую с обучающимися о теме, цели и плане предстоящего урока.
- Heute besprechen wir das ökologische Thema „Müllentsorgung in Deutschland und in Russland“. Dieses Problem ist sehr aktuell, besonders für unserе Stadt . Und wie meint ihr?
- In Deutschland versucht man solche Probleme zu lösen. Heute lernen wir die Situation mit der Müllentsorgung in Deutschland kennen und werden einige Vorschläge für unsere Stadt ausarbeiten.
- Sagt mir bitte, was kommt in den Müll? Was sehen wir oft in der Strasse?
При введении новой лексики использую беседа «учитель – класс» с использованием аутентичного наглядного материала
- Wohin kommt der Hausmüll?
-Ja, stimmt, in Container. Und wo stehen die Container?
- Die Container stehen auf der Sammelstelle. Wie meint ihr, sortieren die Deutschen den Müll?
- Genau. In Deutschland sortiert man den Müll. Manche Sachen kommen nicht in die Mülltonne, es gibt spezielle Container. Der Müll kommt in die Container verschiedener Farbe. Auf dem Container kann man lesen, für welchen Müll der Container bestimmt ist. Für welche Abfälle sind die Container auf dem Foto bestimmt?
- Genau. Seht euch diese Container auf dem Foto an! Das Altglas wird auch sortiert. Es gibt Container für Weißglas, Grünglas und Braunglas.
Auf diesen Fotos sehen wir verschiedene Müllwagen Wie wird die Müllabfuhr organisiert? Wie oft kommt der Müllwagen?
- Ja, das wissen wir aus dem Text „Zu viel Müll!“, in jeder Stadt kommt der Müll in die Mülltonnen. Der Müllwagen transportiert die Mülltonnen ab. Wohin transportiert der Müllwagen die Abfälle ab? Was ist das auf dem Bild?
– Das ist eine Mülldeponie, ein verarbeitender Betrieb. Er verarbeitet die Abfälle. Wir können doch den Müll recyceln. Was bedeutet dieser grüne Punkt?
Richtig. Das heißt ein System der Produktion ohne Abfälle.
На этапе урока - Формирование умений диалогической речи - провожу ролевую игру в режиме парной работы. Предлагаю проблемные вопросы по утилизации мусора, например:
Как вы думаете, что повлечет за собой появление свалок в лесу? На реке? В поле?
Какое влияние окажет на природу сжигание мусора?
Что нужно сделать, чтобы начать утилизацию отходов?
Почему повторное использование отходов является самым эффективным путем охраны природы?
Как можно решить проблему мусора в нашем городе?
Предлагаю речевые ситуации и социальные роли:
- два школьника – один из Германии, другой из России – беседуют об утилизации мусора в их странах;
- эксперт по утилизации отходов из Германии отвечает на вопросы активистов движения «Зеленых» из России;
Для обучающихся с невысоким уровнем навыка в диалогической речи предлагаю на экране зрительные опоры (вопросы)
Активизирует школьников работа с фотографиями, когда сначала они видят только маленькую её часть, затем большую и обсуждают её видимую и невидимую части, отвечая на вопросы:
Was sehen wir auf dem Foto?
Wo wurde das Foto gemacht?
Wann?
Ist das ganze Bild schön/ hässlich/ interessant/witzig?
Wer oder was ist noch auf dem Foto?
Wie kann die Unterschrift sein?
Большой интерес у школьников вызывают задания и практические групповые работы по подтеме «Лес». Выполняя упражнения из учебника, обучающиеся определяют функции, которые в нашей жизни выполняет лес. Далее они работают с компьютерной презентацией, где им предлагается ответить на личностно ориентированные вопросы:
Wer von euch wohnt in einem Holzhaus?
Welche Gegenstände, die ihr täglich benutzt, sind aus Holz?
Was tut ihr am liebsten, wenn ihr in den Wald geht?
Worauf müssen die Menschen im Wald Rücksicht nehmen? →
Tiere nicht stören, Bäume nicht verletzen, …
Welche Tiere und Pflanzen kommen in unserem Wald vor?
Welche Waldpflanzen kann man essen? →
Sauerklee, einige Pilze, Beeren, …
Используя технологию проблемного обучения, учитель должен быть готов к совместной работе с обучающимися и в проектной технологии. Такая работа создаёт условия для успешной реализации современных инновационных технологий, открывающих путь к новым образовательным стандартам. Школьникам предлагаю варианты проектных работ:
составить иллюстрированные рассказы о лесных жителях;
сделать презентацию о растениях или животных нашего края;
оформить красочный коллаж о том, какую роль в нашей жизни играет лес и как важно охранять его от загрязнения.
На мой взгляд, очень продуктивно использовать проблемные задания в качестве домашних, что исключает возможность списывания и повышает познавательную активность учащихся. Выполняя работу над проектом в домашних условиях, обучающиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академическом учебнике.
Семиклассники делятся на группы из четырех человек и получают долгосрочное задание. В каждой группе определяются «специалисты» по воде, воздуху, почве и мусору. Каждый из «специалистов» должен определить ряд проблем по своей теме. После обсуждения этих проблем участникам предлагается сделать фотографии по своей тематике:
«Как в нашем городе, нашем парке, нашем школьном дворе относятся к охране окружающей среды».
«Какой ущерб наносится природе».
«Каким образом жители района охраняют природу».
На следующем занятии учащиеся иллюстрируют свои сообщения выполненными фотографиями. Каждый «специалист» должен внести свои предложения по изменению ситуации: что могут сделать школьники для охраны окружающей среды. Итогом этого проекта становятся стенгазеты, коллажи и презентации, плакаты или буклеты. Для защиты проекта предлагаются опорные слова.
„Umweltschutz“ — Redemittel
Einführung:
Das Thema unserer Zeitung ist: …
Das Thema finden wir wichtig/ halten wir für wichtig, weil …
Das Thema ist von Bedeutung, weil ….
Das Thema ist höchst aktuell, weil …
Zu Beginn möchte ich/ möchten wir sagen, dass …
Zu Beginn möchte ich/ möchten wir darauf hinweisen, dass …
Meiner/ Unserer Meinung nach ist …
Verbesserungsvorschläge:
Man sollte Müll sammeln.
Jeder muss den Park sauber halten.
Man darf nicht/ kein …
Man kann Bäume /Blumen pflanzen.
Man kann Vogelhäuschen bauen.
Es ist verboten, … zu ….
Es ist nicht erlaubt, … zu …
Es ist notwendig/ gut , … zu …
Следует отметить, что при прохождении этой темы учащиеся не только осваивают определенный объем нового лексического и страноведческого материала, но и меняют свой взгляд на проблему мусора и охрану окружающей среды. Если сначала они посмеиваются или недоверчиво относятся к идее сортировки бытового мусора, то впоследствии многие говорят о том, что тоже хотят видеть чистыми свои улицы, дворы, парки и школу. Они не только стараются не мусорить на улице, в школе и на школьной территории, но и делают замечания одноклассникам и взрослым, когда замечают попытки выбросить мусор на территории. Они сами, а не по настоянию взрослых предлагают провести экологическую акцию: посадить новые деревья или кустарники в школьном дворе, оборудовать новые клумбы или смастерить скворечники.
Проблемное обучение развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У обучающихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения. Тематика может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе и т.п.
На уроках совершенствования речевых навыков обучаю использовать речевые клише. Примеры речевых клише для оформления вступительной части: - названная проблема очень актуальна/ не оставляет никого равнодушным; - эта проблема обсуждается в средствах массовой информации, среди специалистов; - ясно, что...; - нет никакого сомнения в том, что ...; - согласно общепринятому мнению.../ многие придерживаются мнения, что... - врачи утверждают, что ... Речевые клише для оформления заключения: - из этого следует, что…; - можно сделать вывод…; - можно прийти к выводу…; - в заключение можно сказать…; - в завершение, вкратце,... На уроках развития речевых умений необходимо обучать учащихся использованию в речи речевых клише, которые являются конструктивными единицами речи и, несмотря на частое употребление, сохраняют свою семантику. Они делают высказывания ярче и выразительней.
На уроках контроля ставлю более сложные проблемные вопросы:
А как считаете Вы - возможно ли введение подобной системы утилизации и переработки мусора в России, как в Германии?
Готовы ли лично Вы прилагать дополнительные усилия по сортировке мусора для улучшения экологической ситуации в Вашем городе?
Дискуссия по таким вопросам предполагает хорошее знание речевого материала, а также обсуждаемой проблемы.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации -проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Проблемный метод способствует не только развитию творческого мышления на уроках немецкого языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает обучающихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий достаточно высок.
Обрежа С.В. учитель немецкого языка, г. Елец