СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение в рамках системно-деятельностного подхода: от простого к сложному

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст к мастер-классу на тему "Проблемное обучение в рамках системно-деятельностного подхода: от простого к сложному"

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в рамках системно-деятельностного подхода: от простого к сложному»

Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемые эксперты!

Позвольте мне представить Вашему вниманию опыт моей работы по теме «Проблемное обучение в рамках СДП: от далекого к близкому».

Начать мне бы хотелось с обоснования выбора данной темы для мастер-класса. 6 лет назад я пришла работать в школу. Не одна. В том же году вместе со мной в школы пришел пугавший педагогов ФГОС. Как нельзя кстати здесь была для меня пословица «не дай вам Бог жить в эпоху перемен»! Закончив институт по программам классического специалитета, я была очень далека от данной темы, поэтому мне пришлось освоить и исследовать очень большой объем информации. Тема работы по ФГОС как нельзя актуальна и по сей день. На сегодняшний день, основываясь на шестилетнем опыте работы по внедрению стандарта, уже можно сделать определенные выводы об эффективности использования конкретных приемов и методов, и в то же время избежать ошибок в работе, так как процесс введения ФГОС сегодня находится на самом своем «пике».



Слайд 2

Итак, основной задачей введения ФГОС стала задача превращения ученика из объекта ОП в субъект. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

Слайд 3

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.

 Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!» Дети становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Большой помощью в работе учителя может стать использование метода проблемного обучения. Это метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин.


Слайд 4

Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставится проблема, познавательнаю задача, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения.

Слайд 5

Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности. Что есть проблема? Это противоречие. Между имеющимися знаниями и предъявляемым материалом, между тем, что учащиеся уже умеют делать, и тем, что нужно сделать.

Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия.


Слайд 6

Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу. Задача учителя – превратить проблемную ситуацию в проблемную задачу.

Слайд 7.

Одним из способов решения данной задачи является использование проблемного диалога. Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, поэтому существуют различные уровни сложности работы на этапе постановки учебной задачи и открытия нового знания:

1-й уровень. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;


2-й уровень. Отличие состоит в том, что учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;


3-й уровень (самый высокий). Учитель доводит до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.

Слайд 8. Приведу примеры разных способов использования проблемного диалога как метода проблемного обучения на уроке. (На моих уроках постановка темы и задач урока, а так же их решение выполняется в ходе специально организованного диалога. Автор технологии Мельникова Е.Л. определяет использование проблемного диалога на двух этапах урока: постановке темы и «открытии» нового знания).

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается  одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».

Постановка проблемы

Анализ

Учитель

Ученики

Предъявление противоречивых мнений

– Some people call this country England, some people say, “It is Great Britain”, the others name it UK.

(Проблемная ситуация.)

Побуждение к осознанию

– What is strange? 
– Is it one country or three different countries?

– One country has many names.
(Осознание противоречия.)

Побуждение  к проблеме

– What will we speak about today?

–  The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Слайд 9. Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

Актуализация изученного

–  Read the words

– Say, speak, tell

 

– What do they mean?

– Сказать говорить

Задание на новый материал

– Can you put these words into correct places in the sentences?

Работая в парах, ученики заполняют пропуски в предложениях

Do you … German?
Mother … “Help me, please!”
He always  … funny stories.

Проверка задания

– Let’s compare the results

Ученики вывешивают на доску листы с вариантами ответов.
(Проблемная ситуация)

Побуждение  к осознанию

– Why do we have different sentences?

(Осознание проблемы)

Побуждение к проблеме

– Why is it so?
– What do we need o do the task?

– как правильно употребляются слова say, speak, tell

тема

– Употребление глаголов say, speak, tell

 

Слайд 10. Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников (или ранее изученными закономерностями) и научным фактом (новым правилом) создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».

 

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

практическое
задание
«на ошибку»

На доске записаны слова
Ii – pig, I, like, swim, hi, nine

– Какая знакомая буква есть во всех словах?
Можете попробовать прочесть слова?


– Ii

Ученики пытаются прочесть

предъявление научного факта сообщением

– Правильно прочтет Мистер Рул.

(Осознание противоречия.)

побуждение к осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

 

побуждение к проблеме

–  Чем же мы будем сегодня заниматься?

Учиться читать букву Ii  в новых словах

тема

Фиксирует тему на доске.

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Слайд 11. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока и задачи. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, а соответственно и мотивация. Одобрив цели, приняв их, ученики берут на себя часть ответственности за их реализацию. Цитаты. Всякая ли проблема принимается учащимися? Как сделать ее близкой учащимся? – 6 зачем?


Слайд 12. Другой способ – посмотреть на проблему под иным углом. Возможна помощь педагога. – характеристики учащихся.

Давайте попробуем использовать метод проблемного обучения.

Какое ваше любимое время года? Я люблю лето. А лето в деревне – просто красота! Чтобы вспомнить это прекрасное теплое время года, я принесла несколько картинок. Вот они. Ой! Вы знаете, я, кажется, их перепутала. Ой! А одну совсем потеряла. Но я надеюсь, что вы мне поможете. Давайте посмотрим на эти картинки. (РМ 1, лето)


Что здесь изображено?

Когда это происходит?

Какое время года и время суток?

Почему вы так решили?

Я прошу вас немного поработать в группах. Расставьте эти картинки по порядку.

Одной картинки по-прежнему не хватает, я так и не смогла ее найти.

Где же было ее место?

Что там могло быть изображено?

Нарисуйте недостающую картинку.


А я наконец-то нашла потерянную часть. Давайте сравним ее с вашими картинками.

А были ли в вашей жизни такие же истории? Ходили ли вы в детстве «на дело»?

Слайд 13. Значима ли проблема для вас? Задела ли лично Вас эта история? Захотелось поучаствовать? – возможны разные варианты.

А теперь мне хотелось бы задеть проблему, над которой можно долго размышлять. Задание с характеристиками.

Слайд 14. Вывод. Спасибо за внимание! Надеюсь, мк был для вас полезным и оставил свой «отпечаток» у каждого.