СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемы преподавания английского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные трудности, возникающие при обучении английскому языку детей раннего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы преподавания английского языка в начальной школе»


Изиляева Н.А.

Федоровский, Россия

Izilyaeva N.A.

Fedorovsky, Russia

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PROBLEMS OF ENGLISH TEACHING IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация. В статье рассматриваются основные трудности, возникающие при обучении английскому языку детей раннего школьного возраста.

Abstract. The article is concerned with major difficulties of English teaching to children of primary school age.

Ключевые слова: раннее школьное обучение, трудности преподавания иностранного языка, овладение иностранным языком

Keywords: primary school teaching, difficulties of teaching of foreign language, mastering of foreign language


Иностранный язык является одним из важных предметов в образовании современного ученика начальных классов в условиях поликультурного и полиязычного мира. Вместе с русским языком и литературным чтением он входит в ряд филологических наук и создает коммуникативную культуру ученика, благоприятствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Как утверждает Е.И. Пассов, «в настоящее время цель «обучать общению» является общепризнанной» [Пассов 1989: 7]. Этого от нас требует общество. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает обязательное изучение иностранного языка со 2 класса общеобразовательной школы. Это подтверждает факт того, что «иностранный язык» — предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности.

Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников. Для них это важный период, когда закладывается фундамент языковых и речевых способностей, которые понадобятся им в дальнейшем изучении иностранного языка как средства общения. Ученик начальных классов, изучая иностранный язык, вместе с языком получает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, то есть происходит процесс социализации его личности. В данном процессе ему помогают природная открытость и восприимчивость ребенка ко всем обстоятельствам, влияющим на его развитие. [Гальскова 2004: 4-6]

Учащиеся начальных классов начинают изучать ИЯ в большинстве случаев с большим энтузиазмом, у них изначально есть высокая мотивация, ребятам интересно слышать, как говорят на английском языке, и самим на нем говорить. На первых ступенях их даже не удивляют незамысловатость высказываний, поскольку для них все ново. Им хочется научиться здороваться и прощаться по-английски, узнать, как называются предметы, которые их окружают, выучить песенку, стишок, решить примеры на сложение и вычитание, «поиграть» на английском языке. Дети хотят на нем общаться. И в задачу учителя входит удовлетворить их желание, обеспечить им эту возможность с первых шагов, поддержать и развивать их интерес к языку [Рогова 1988: 29].

Существует ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться учителю в работе с учениками начальных классов. Зачастую это связано с антропологическим характером. Зарубежные исследователи наиболее часто цитируют следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста:

  • низкая концентрация внимания;

  • предрасположенность к кинестетическим формам работы;

  • предпочтение изучать целое, а не частное;

  • концентрация внимания происходит здесь и сейчас;

  • понимание ситуации опережает понимание использования ИЯ;

  • быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;

  • механическая память преобладает над логической;

  • отсутствие сдерживающих факторов при говорении;

  • отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними [Гальскова 2004: 56].

Язык изучают лингвисты, а младшие школьники овладевают иностранным языком как средством иноязычного общения. Чтобы быть точнее, ученики овладевают прежде всего иноязычной речевой деятельностью: аудированием, говорением, чтением и письмом на иностранном языке [Никитенко 2009: 4]. В процессе обучения каждый нормальный ученик может и должен овладеть английским языком и свободно пользоваться им в общении. Если это не происходит, значит в этом вина учителя: либо мы не сформировали у него требуемых умений, либо недостаточно учли его индивидуальные особенности.

Основываясь на работу L Cooper F., можно предложить следующие советы в обучении иностранному языку детям младшего школьного возраста:

1. Проводите связь с тем, что вы преподаете и тем, что они уже знают на своем родном языке; не используйте новый язык, как основу преподавания новых понятий.

2. Говорите по-английски так много, как только возможно, говорите с детьми все время, чтобы они слышали чужой язык весь урок. Это дает им возможность начать понимать язык.

3. Используйте русский язык только по необходимости. Например, чтобы объяснить игру.

4. Ваша первоначальная цель состоит в том, чтобы ученики понимали язык, который им преподают.

5. Позволяйте детям отвечать на их родном языке, затем повторяйте то же на английском.

6. Начните работу с простого словарного запаса: только слова, не предложения.

7. Постепенно вводите предложения. Удостоверяйтесь в том, что ученики понимают язык.

8. Уроки должны быть забавными. Самое главное, чтобы ученики наслаждались уроком.

9. Начинайте урок с визуального сигнала, показывайте детям, что настало время, когда нужно говорить на другом языке.

10. Используйте язык жестов, выражения лица и визуальные картинки. Не прибегайте к мгновенному переводу.

11. Используйте как можно больше наглядностей. Чем их больше, тем детям легче понимать новые слова.

12. Используйте игры, вовлекайте в них учеников, чтобы это стало забавой.

13. Используйте песни. Через них дети изучают словарь, грамматику и ритм языка.

14. Используйте короткие действия, чтобы сохранить внимание детей.

15. Используйте активные действия, чтобы изменить ритм урока, удержать внимание учеников.

16. Заканчивайте урок неактивной деятельностью, чтобы успокоить учеников и настроить их на следующий урок [Fiona L Cooper: 5].

Хотелось бы отметить, что наиболее плодотворным было бы изучать ИЯ в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком за пределами страны изучаемого языка и без каких-либо контактов с культурой носителей языка является менее благоприятным. В этом и состоит специфика и трудность обучения предмета «иностранный язык» в искусственных условиях. Поэтому учитель постоянно ищет пути «приближения» учебного процесса к условиям управляемого овладения учениками языком в естественной языковой ситуации. Для оптимизации образовательного процесса учитель иностранного языка ставит для себя следующие задачи:

- расширить «границы» учебного времени и увеличить объем практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы классной комнаты (организация утренников, постановка спектаклей, переписка с зарубежными сверстниками, просмотр мультфильмов, детских видеофильмов и др.)

- поддерживать интерес учащихся к ИЯ за счет включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения [Никитенко 2009: 5-6].

Значительную роль в процессе обучения иностранному языку играет индивидуальный подход к каждому ученику. Учителю ИЯ необходимо постоянно контактировать с учителем начальной школы, с родителями и координировать действия школьников [Гальскова 2004: 60]. Рассмотрим некоторые трудности усвоения английского языка в младшем школьном возрасте.

Первая трудность заключается в отсутствии у школьника конструктивных и актуальных мотивов изучения английского языка. В дошкольном возрасте данные мотивы не были необходимы, так как речевая функциональная тенденция и языковая среда оказали большое значение в усвоении языка. С помощью родного языка ученик решает все проблемы общения, удовлетворяет основные жизненные, социально-культурные и познавательные интересы. Владение вторым иностранным языком для него не является острой потребностью.

Можно представить ряд мотивов, которые могли стать актуальными для изучения английского языка: стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу-носителю этого языка и интерес к его культуре. В ходе обучения английскому языку эти мотивы могут быть разделены, уточнены, связаны. На каждом конкретном уроке мотивы следует заново активизировать, укреплять, включать в другие, более высокие системы. Сущность педагогической организации обучающей среды состоит в том, чтобы в настоящую жизнь школьника были органически введены элементы его будущей жизни, чтобы уже сегодня он жил так, как будет жить в будущем. Таким образом, мотивы изучения английского языка станут эффективными и актуальными.

Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком. Во-первых, на уроке английского языка ученик переводит различные смысловые единицы, основываясь на знания из родного языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а посредством родного. Во-вторых, когда ученик пытается построить речевое высказывание на английском языке, он использует речевые структуры родного языка. Так как речевой механизм второго языка еще не сформирован, речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его. Таким образом, возникает проблема ослабления влияния механизма родного языка в процессе освоения английского языка. Нужно определить содержание языковых явлений, которые должны быть сопоставлены друг с другом из-за их резкого отличия, а также описать случаи сближения механизмов родного и английского языков, способствующие овладению второго языка.

Третья трудность – это личностные психологические барьеры, возникающие в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь быть обсмеянным из-за ошибок в речи, боязнь ошибиться и как следствие ошибки – боязнь нежелательных оценок. К подобного рода барьерам могут привести частые неудачи, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка. Поэтому следует усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку [Леонтьев 1986].

Оценивая работу ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и в следствии высказать свои замечания, обозначить пути устранения пробелов. Для повышения эффективности процесса обучения английскому языку учеников начальных классов следует основываться на личностно-гуманный подход.

Процесс овладения иностранным языком – процесс двусторонний. Он включает в себя обучающую деятельность учителя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Начальный этап играет важную роль в обучении ИЯ, ведь от него зависит, как ученик овладеет предметом на последующих этапах. Поэтому к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.

Леонтьев А.И. Раннее обучение иностранным языкам. // Русский язык за рубежом,1986. – № 5.

Маслыко Е. А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 9-е издание, стереотипное. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 530 с.

Никитенко З. Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 56 с.

Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. Яз., 1989. – 276 с.

Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

L Cooper F. Fun English for Kids. How to teach English to very young children FEISA, Casilla 1124, Asunción, Paraguay: 2007. – 38 с.

Goodwyn A., Branson J. Teaching English. A handbook for primary and secondary school teachers. London and New York: RoutledgeFalmer, 2005. – 197 с.