СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение на уроках биологии и внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание проблемных ситуаций позволяет обучать   в процессе решения проблем, то есть  сочетать поисковую деятельность и усвоение знаний в готовом виде.

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение на уроках биологии и внеурочной деятельности»

  Проблемное обучение на уроках биологии и внеурочной деятельности.   Подготовила: Глаголева Татьяна Ивановна, учитель биологии и химии МОКУ «Панинская основная общеобразовательная школа» Медвенка 2016

Проблемное обучение на уроках биологии и внеурочной деятельности.

Подготовила:

Глаголева Татьяна Ивановна,

учитель биологии и химии

МОКУ «Панинская основная

общеобразовательная школа»

Медвенка 2016

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения Цель способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

Проблемная ситуациясостояние интеллектуального затруднения

Цель

  • способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Организменный уровень БИОЛОГИЯ «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»  9 класс § 31

Организменный уровень

БИОЛОГИЯ

  • «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

9 класс

  • § 31
http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-14365 Конспект и презентация к уроку биологии

http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-14365

Конспект и презентация к уроку биологии "Генетика пола"

Аннотация:

Разработка предназначена для изучения данной темы на уроках биологии в старших классах общеобразовательной школы. При соответствующей доработке может быть использована и для девятиклассников, и для профильного уровня преподавания биологии. 

Лемешкина Ирина Евгеньевна

Волгоградской обл.

Закрепление 1. Решение тестов аналогичных ГИА 2. Решение генетических задач

Закрепление

1. Решение тестов аналогичных ГИА

2. Решение генетических задач

технологии проблемного обучения Альтернатива 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

технологии проблемного обучения

Альтернатива

  • 1) создание проблемных ситуаций,
  • 2) обучение учащихся в процессе решения проблем,
  • 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.
 Методы постановки учебной проблемы:   проблемно-диалоговое обучение: побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом: «яркое пятно»; актуальность.

Методы постановки учебной проблемы:

проблемно-диалоговое обучение:

побуждающий диалог;

подводящий диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом:

«яркое пятно»;

актуальность.

Постановка учебной проблемы  сообщение темы с мотивирующим приемом Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось. прием «яркое пятно» Станислав Ежи Лец Польский поэт, философ, писатель-сатирик и автор афоризмов.

Постановка учебной проблемы сообщение темы с мотивирующим приемом

  • Генетика – наука, объясняющая, почему ты похож на своего отца, если похож, и почему не похож на него, если так получилось.

прием «яркое пятно»

Станислав Ежи Лец

Польский поэт, философ, писатель-сатирик и автор афоризмов.

Проблемно-диалогическое обучение   Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога

Проблемно-диалогическое обучение

Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога

Постановка проблемы  прием «яркое пятно» «Без границ», 2015 «Братья? Точно?» (с)

Постановка проблемы прием «яркое пятно»

«Без границ», 2015

«Братья? Точно?» (с)

3. Разноуровневое задание «Создай лицо»   для самостоятельной работы во внеурочное время показать на примере упрощенной модели причины различия генотипов близких родственников. человек. отсутствуют.  С помощью монеты определяем ген от каждого родителя. «Орел» – доминантный, «решка» – рецессивный. Цель: Объект исследования: Материалы и оборудование:

3. Разноуровневое задание «Создай лицо» для самостоятельной работы во внеурочное время

  • показать на примере упрощенной модели причины различия генотипов близких родственников.
  • человек.
  • отсутствуют.

С помощью монеты определяем ген от каждого родителя. «Орел» – доминантный, «решка» – рецессивный.

Цель:

Объект исследования:

Материалы и оборудование:

Форма лица: Фенотип (генотип) круглая (RR, Rr) квадратная (rr) Полное доминирование

Форма лица:

Фенотип (генотип)

круглая (RR, Rr)

квадратная (rr)

Полное доминирование

Цвет кожи наследуется полимерными генами А, В, С, которые обладают аддитивным эффектом 6 доминантных генов — очень черная кожа, 5 доминантных генов — очень коричневая кожа, 4 доминантных гена — темно-коричневая кожа, 3 доминантных гена — коричневая кожа, 2 доминантных гена — светло-коричневая кожа, 1 доминантный ген — смуглая, 0 доминантных генов — белая.

Цвет кожи

наследуется полимерными генами А, В, С, которые обладают аддитивным эффектом

  • 6 доминантных генов — очень черная кожа,
  • 5 доминантных генов — очень коричневая кожа,
  • 4 доминантных гена — темно-коричневая кожа,
  • 3 доминантных гена — коричневая кожа,
  • 2 доминантных гена — светло-коричневая кожа,
  • 1 доминантный ген — смуглая,
  • 0 доминантных генов — белая.
Цвет волос подобно цвету кожи наследуется полимерными генами 8 доминантных генов — черные волосы, 7 доминантных генов — очень коричневые волосы, 6 доминантных генов — темно-каштановые, 5 доминантных генов — каштановые, 4 доминантных гена — светло-русые, 3 доминантных гена — рыжеватая блондинка, 2 доминантных гена — блондинка, 1 доминантный ген — очень светлая блондинка, 0 доминантных генов — белые (альбинос)

Цвет волос

подобно цвету кожи наследуется полимерными генами

  • 8 доминантных генов — черные волосы,
  • 7 доминантных генов — очень коричневые волосы,
  • 6 доминантных генов — темно-каштановые,
  • 5 доминантных генов — каштановые,
  • 4 доминантных гена — светло-русые,
  • 3 доминантных гена — рыжеватая блондинка,
  • 2 доминантных гена — блондинка,
  • 1 доминантный ген — очень светлая блондинка,
  • 0 доминантных генов — белые (альбинос)
Тип волос Фенотип (генотип) курчавые (СС) вьющиеся (Сс) Неполное доминирование прямые (сс)

Тип волос

Фенотип (генотип)

курчавые (СС)

вьющиеся (Сс)

Неполное доминирование

прямые (сс)

Цвет глаз Определяется результатом действия двух пар генов, доминантные аллели формируют пигмент, рецессивные — снижают представительство цвета. Первый ген представляет переднюю часть сетчатки, а второй — заднюю. ААВВ — темно-карие; ААВв, АаВВ — карие; АаВв — светло-карие; ААвв, ааВВ — темно-синие; Аавв, ааВв — голубые; аавв — светло-голубые

Цвет глаз

Определяется результатом действия двух пар генов, доминантные аллели формируют пигмент, рецессивные — снижают представительство цвета. Первый ген представляет переднюю часть сетчатки, а второй — заднюю.

ААВВ — темно-карие;

ААВв, АаВВ — карие;

АаВв — светло-карие;

ААвв, ааВВ — темно-синие;

Аавв, ааВв — голубые;

аавв — светло-голубые

 Размер глаз Фенотип (генотип) большие (ЕЕ) средние (Ее) маленькие (ee)

Размер глаз

Фенотип (генотип)

  • большие (ЕЕ)
  • средние (Ее)
  • маленькие (ee)
Размеры рта Фенотип (генотип) большой (ММ) средний (Мm) маленький (mm)

Размеры рта

Фенотип (генотип)

  • большой (ММ)
  • средний (Мm)
  • маленький (mm)
Размер носа Фенотип (генотип) большой (NN) средний (Nn) маленький (nn)

Размер носа

Фенотип (генотип)

  • большой (NN)
  • средний (Nn)
  • маленький (nn)
Мочка уха Фенотип (генотип) свободная (FF, Ff)   сросшаяся (ff )

Мочка уха

Фенотип (генотип)

  • свободная (FF, Ff)
  •  
  • сросшаяся (ff )
Создаем портрет ребенка с полученными чертами лица Школьники преобразуют полученную кодовую информацию (генотип) в текстовую, а затем в графическую.

Создаем портрет ребенка с полученными чертами лица

Школьники преобразуют полученную кодовую информацию (генотип) в текстовую, а затем в графическую.

    Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить каждый должен за себя.   Иван Александрович Ильин

Ни жить, ни творить «за других» нельзя. Жить и творить каждый должен за себя. Иван Александрович Ильин

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание