Продуктивные практики организации деятельности педагогических классов
1.Актуальность выбранной темы. Основная педагогическая идея и гипотеза. ФГОС пункт 7: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет: - воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; - ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
2. Условия возникновения опыта Реальная практика учителя – сплошной эксперимент. Жизнь отбрасывает те приёмы, которые требуют слишком много усилий, но не гарантируют формирования у ребёнка задуманного. Получается, что Государственный образовательный стандарт есть, а в выборе практик мы вольны….
3.Этапы педагогической деятельности, отражающие технологическую последовательность опыта. 1. Ознакомление с нормативными документами, проектами и рекомендательными письмами, связанными с введением новых образовательных стандартов на уровне РФ, муниципалитета и региона. 2. Выяснение основной идеологии, концепции и методов внедрения в практику требований ФГОС. 3.Изучение понятия «продуктивная педагогическая практика», выявление практик, основанных на научных закономерностях деятельности.
4.Теоретическое обоснование темы: понятие «деятельность» в психологическом и педагогическом аспекте. Основа процесса познания - это генетика человека. А педагогика – это наука, единственным объективным субъектом которой является именно человек. 1.«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Бернард Шоу «Вид познавательной деятельности, процесс выработки новых знаний – исследование». Энциклопедический словарь.
5.Элементы продуктивной практики: опыт внедрения практики, отвечающей требованиям ФГОС.
6.Принципы подготовки урока, направленного на активное приобретение знаний: -нацеленность на всестороннее развитие, но с предоставлением возможностей самореализации каждому ученику (и слабому, и сильному) -научное обоснование стратегии и тактики управления деятельностью учеников на уроке -посильная, хорошо организованная и результативная познавательная работа всех учеников -диагностика и прогнозирование хода и результатов урока - творчество, креативный подход к решению педагогических задач -целесообразное применение комплекса дидактических средств -сотрудничество всех участников процесса, подход с учётом реальных возможностей каждого ребёнка, контроль и корректировка результатов -эффективность использования времени -атмосфера деловитости и ответственности каждого за общий результат
7.Организация продуктивной деятельности ученика в процессе обучения: активные методы и приёмы образования: - ощущение - восприятие - внимание - память - мышление
8.Результативность и перспектива развития опыта. Для себя я определила следующие направления работы: - Изучение технологии составления рабочих программ, отвечающих требованиям ФГОС второго поколения. - Пополнение методических разработок с использованием АМО и модерации. - Совершенствование методики организации учебно-исследовательских работ практической направленности. - Создание комплекта технологических карт по предмету и их системное использование. - Повышение уровня квалификации путём прохождения дистанционных курсов по теме «Методика мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов обучающихся в условиях новых ФГОС», «Эффективное использование технологий здоровьесбережения школьников».
9.Заключение. Формирующая роль практик деятельностного подхода – это важнейший принцип психологии, философии и педагогики в целом. Вся организация продуктивного учебно-воспитательного процесса должна опираться на внутреннюю духовную, животворную силу труда. По мнению К.Д. Ушинского труд является источником человеческого достоинства, нравственности и счастья.
Литература: 1. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153 2. Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13 3. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Кн. Для учителя/сост. С.Я. Карп. – М.: Просвещение, 1992. – 287с. 4. Величие здравого смысла: Человек эпохи просвещения: книга для чтения учителя/ сост. С.Я. Карп – М: Просвещение, 1992. – 287с. 5. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах: учебное пособие/ В.И. Волынкин. – Ростов – Н/Д: Феникс, 2008. – 282с. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М. АСТ, 2008. – 672 с. 7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Л.С.Выготский. – АСТ, 2008. – 672с. 8. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка/Л.С.Выготский. – М.ЭКСМО, 2004. – 507с. 9. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ век/ П.Я.Гальперин, А.Н. Ждан – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005.-832 с. 10. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского/Н.К.гончаров. – М.: Педагогика, 1974. – 272с.
Литература: 11. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196 12. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79. 13. Заграничная Н.А., Иванова Р.Г. Современные подходы к обучению химии/Н.А.Заграничная, Р.Г.Иванова//Химия в школе.-2010-№2.-с.10-15. 14. Зимняя И.А. Лингво-психология речевой деятельности/ И.А. Зимняя. – Москва-Воронеж,2001.-428с. 15. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: ЛОТОС, 2005. – 384 с. 16. Зимняя И.А. педагогическая психология/И.А.Зимняя. - М.:ЛОГОС, 2005. – 384с. 17. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216 18. Ильинская И.А. проблемные ситуации и пути их создания на уроке/И.А.Ильинская. – М.:Знание,1985.-80с. 19. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий/А.К.Колеченко. – СПб: Каро.,2004.-367с. 20. Крейг Г. Психология развития/Г.Крейг. - Спб.: Питер,2000.-292с., с илл.
Литература: 21. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/Д.Г.Левитес.-М.:Просвещение,1998.-288с. 22. Матюшкин А.М. Психологческая структура, динамика и развитие познавательной активности//Вопросы психологии. – 1982.-№4.-с.5-17. 23. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии/С.С.Молис, С.А.Молис. – М.:Просвещение,1988.-176с. 24. Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89 25. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8 26. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С.Полат и др. М.: Изд-во центр «Академия», 2001. 27. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности/Ю.М.Орлов. – М.:Просвещение,1991.-287с. 28. Основные приёмы реализации принципов педагогической техники/сост.М.С.Петухова.- Нарьян-Мар: НОИППК,2003.-39с. 29. Педагогический поиск/сост. И.Н.Баженова. – М.: Педагогика,1987.-544с. 30. Подласый И.П. Продуктивная педагогика: книга для учителя / И.П. Подласый. – М.: Народное образование, 2003. – 496 с.
Литература: 31. Рачевский, Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58 32. СорокоумоваЕ.А. Педагогическая психология./Е.А.Сорокоумова. – СПб. : Питер,2009 – 176с. 33. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология/Н.Ф.Талызина// ред. Н.А.Ахметова. - Академия,1999 г. – 287с. 34. Тестируем детей: психологический практикум/сост. Т.Г.Макеева. Н/Д: Феникс,2009.-347с. 35. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. – М., 2012. http: //metod.avpion.ru. 36. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. - М.:Просвещение,1991.-288с. 37. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается/ В.Ф.Шаталов. - М.: Педагогика,1989.-336с. 38. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании/Н.Е. Щуркова//Классный руководитель.-2010.-№6.-с.103-125. 39. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 359 с. 40. Эльконин Д.Б. Детская психология/Д.Б.Эльконин.-М.:Академия,2004.-259с.
Литература: 41. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах/Д.Б.Эльконин// ред. Д.И.Фельдштейн. – Москва-Воронеж, 1997. – 414с. 42. goo.kz/images/stories/nachalnye/metod_kopilka_uch/tech_raznour.doc 43. http://74214s013.edusite.ru/p28aa1.html 44. http://doc4web.ru/biologiya/master-klass-nekotorie-priemi-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya.html 45. http://festival.1september.ru/articles/314386/ 46. http://festival.1september.ru/articles/571067/ 47. http://festival.1september.ru/articles/572646/ 48. http://festival.1september.ru/articles/630119/ 49. http://izabellas.jimdo.com 50. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/12/01/ispolzovanie-priemov-eydetiki-na-urokakh-biologii
Литература: 51. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-obuchenii-i-vospitanii-sovremennykh-sh 52. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/11/08/esse-na-temu-issledovatelskiy-podkhod-na-uroke-nuzhen-dlya 53. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/07/23/tekhnologiya-interaktivnogo-obucheniya 54. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4844/Itemid,0/ 55. http://studall.ru/dip/163-lekcionno-seminarskaya-sistema-obucheniya-v-shkole.html 56. http://www.coolreferat.com/Лекционно-семинарская_система_обучения 57. http://www.gmcit.murmansk.ru/text/information_science/workshop/seminars/training_personality/training_cooperation.htm 58. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/17/523/ 59. http://www.openclass.ru/node/330959