Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Азовский детский сад «Тополек»
Проект «Читающая мама - читающая семья»
Воспитатель: Бекирова М.Н.
п.Азовское 2024 г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Читающая мама - читающая семья»
«Читайте!
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хоть одной странички из новой книги»
К.Г.Паустовский
Участники проекта: дети разновозрастной группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательный, практико-информационный.
По составу участников: групповой
По срокам реализации: краткосрочный (с 02.09.2024 – 13.09.2024г)
Актуальность проекта:
Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой.
Книги дают ребенку: интеллектуальное и эмоциональное развитие;
развитие языка; социальное и образовательное развитие;
влияют на социализацию личности.
Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни.
Аннотация проекта:
Книга - источник знаний. Сколько нового, интересного узнают дети из книги! Она рассказывает им о жизни и приключениях их сверстников, о людях, о невиданных странах, о незнакомых городах и родных селах, о животных наших лесов и о зверях в зоопарке. Книги играют важную роль в жизни человека, так как они нас учат, дают советы, с помощью книг мы взрослеем и познаем мир. Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства, могучее средство воспитания. И привычка к чтению зарождается прежде всего в семье. Мамино чтение вслух знакомит ребенка с самим процессом чтения. А семейное чтение способствует раннему и правильному развитию родной речи и отличается живым контактом ребёнка с родными людьми, звучанием их голоса, сопровождаемого мимикой, жестами, а также получить разъяснение на интересующие вопросы, вести жизненно значимый разговор о прочитанной книге.
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи проекта:
-Способствовать формированию интереса к книгам, художественной литературе.
-Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров. -Дать родителям информацию о важности чтения художественной литературы в развитии ребенка.
-Просвещение молодых родителей о ценности приобщения ребенка к книге и чтению. -Интеграция семьи с библиотеками, книжными магазинами и другими социальными институтами для успешного осуществления читательского развития ребенка.
Планируемые результаты проекта:
-Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
-Возрождение традиции семейного чтения.
-Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Методы и приемы:
словесный (чтение произведений, беседа по содержанию, пересказ произведения; заучивание стихотворений, потешек; выразительное чтение художественной литературы);
практический (игры – драматизации по мотивам произведений, элементы инсценировки);
игровой (сюжетно-ролевые,настольные, дидактические игры);
наглядный (показ иллюстраций, просмотр видеофильмов, оформление выставки, книжного уголка); использование художественной литературы вне ООД.
Этапы реализации проекта:
1этап. Подготовительный.
-Постановка целей и задач проекта
-Подбор наглядного материала и иллюстраций, подбор стихов и создание картотеки для библиотеки.
-Подготовка развивающей предметно-пространственной среды в группе.
-Привлечение родителей, приглашение их к сотрудничеству, знакомство с целями и задачами проекта;
2этап. Основной.
ежедневное чтение художественной литературы;
беседы по содержанию, пересказ художественных произведений;
рассматривание и рисование иллюстраций по прочтенной литературе;
знакомство с литературными жанрами: загадка, сказка, рассказ, басня, стихотворение;
включение художественного слова в разные режимные моменты;
просмотр мультфильмов «Айболит», «Двенадцать месяцев», «Золушка», «Мойдодыр»;
прослушивание аудио «Крымскотатарские сказки», «Легенды Крыма»;
настольно-печатные игры «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку», «Сложи картинку»;
дидактические игры «Отгадай-ка!», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто, где живёт», «Найди ошибку», «Опиши героя»,
презентация «История возникновения книги»;
виртуальная экскурсия в библиотеку;
выставка «Какие разные книги»;
изготовление закладки для книг;
трудовая деятельность «Книжкина больница»;
сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
этап. Заключительный.
-Презентация проекта «Читающая мама- читающая семья» в ДОУ
-Выставка книг «Моя любимая книга»
-Выставка рисунков и поделок «Моя любимая сказка»
- Оформление фотоальбома «Читающая мама, читающая семья»
Взаимодействие с родителями:
Консультации для родителей «Десять «почему» необходимо читать книги детям», «Книга в жизни ребенка».
Круглый стол «Читаем детям»
Домашнее задание «Рисуем с детьми «Мой любимый сказочный герой»
Памятка: «Как организовать домашнее чтение»
Разучивание потешки «Эчкичигим бар эди…»
Домашнее чтение «Легенды Крыма»
Создание книжек-малышек «Книжка своими руками»
Презентация проекта «Читающая мама, читающая семья»
Ожидаемые результаты от внедрения проекта:
Родители:
Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Дети:
Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
Проявляется интерес к литературе как к виду искусства;
Формируются нравственные и патриотические качества ребенка;
Есть потребность ежедневного общения с художественной литературой;
Вывод:
У родителей появился интерес и потребность в чтении книг детям, а это значит, что поставленные цель и задачи – достигнуты.
Планирую продолжение работы в данном направлении.
Используемая литература
Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение, 2000г.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.
С. Касич-Харахады «Кенджелерге окъунъыз» 1994г.
Дж.Б.Бекиров «Къырымтатар бала эдебиятынынъ хрестоматиясы 1998г.
М.С.Филатова «Легенды Крыма» 2009г. Симферополь
ПРИЛОЖЕНИЕ :
Консультация для родителей
«Десять «почему» детям необходимо читать детям»
Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
Книги - ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
Чтение - самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.
Уважаемые родители, непременно включайте произведения разных жанров. По мнению педагогов, дети к 7-ми годам должны уметь разбираться в жанрах художественных произведений, называть имя любимого писателя, название полюбившейся сказки или рассказа, знать 3-4 стихотворения наизусть, уметь драматизировать сказки и выражать голосом эмоции главных героев произведения.
Консультация: «Книга в жизни ребенка»
Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.
Именно родители читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.
Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.
Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.
Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.
Памятка
«Как организовать домашнее чтение»
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.
Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений. Пусть ребенок вместе с вами выберет нужный журнал или газету
.Выбранные самостоятельно периодические издания он будет читать охотнее.
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
Покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
Выделите дома специальное место для чтения (уголок с полками и т.п.).
В доме должна быть детская библиотека.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
Круглый стол «Читаем детям»
«Судьба ребёнка зависит от того,
какие взрослые люди его окружают»
М.К.Боголюбская
Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.
Детский интерес к книге на первых порах полностью зависит от взрослых, от их умения выбрать книгу, прочитать ее вслух, поговорить о ней.
Как читать эту книгу ребенку? Как добиться того, чтобы малыш заинтересовался ею?
Наверное, самый главный способ — это чтение вслух.
Продолжительность и, если можно так выразиться, «количество чтения», зависят от возраста и индивидуальных особенностей ребенка, от сложности книги, от эмоционального настроя малыша именно в этот момент и, конечно, от ваших способностей к чтению. Но в любом случае надо соблюдать одно главное правило: чтение книги должно быть для ребенка праздником. Не случайным развлечением, не просто приобретением информации, а именно праздником, и большой радостью.
Чтение вслух — дело не простое. И сложность здесь даже не столько в умении делать необходимые паузы и делить текст на смысловые куски. Гораздо важнее самому понять и почувствовать стиль автора, понять главную идею произведения. А это уже подскажет нужную интонацию, поможет найти эмоциональный контакт между писателем, читающим взрослым и маленьким слушателем.
Есть детские книги, которые необходимо перечитывать по нескольку раз. Иногда это получается само собой: ребенок очень полюбил книгу, сам просит почитать ее еще и еще. Иногда это вызвано важностью и нужностью книги, ее глубоким и серьезным содержанием. Но и в том и в другом случае обязательно надо соблюдать меру. Нельзя, чтобы одна книга заслонила все другие.
Дошкольникам совсем не обязательно читать только те книжки, которые можно прочитать за один раз. Детям можно читать и объемные книги, даже такие, в которых несколько сот страниц. Такие книги для малышей тоже есть, например всем известная книга английского писателя А. Милна «Винни-Пух и все-все-все». Конечно, чтение такой большой книги растянется на долгое время и сам способ этого чтения должен быть особый. Читать надо маленькими кусочками, так, чтобы одно приключение кончалось, а следующее начиналось, чтобы у детей не пропадал интерес к проделкам забавного Винни-Пуха. Книга позволяет это сделать.
Нужно постараться, чтобы ребенок стал как бы полноправным членом сказочной компании, сжился с героями этой сказки. Может быть, в этом поможет плюшевый медвежонок, который до того просто лежал в ящике для игрушек. Теперь назовите его Винни-Пухом. Может быть, найдутся в игрушках малыша и все друзья Винни-Пуха, а чудесный лес можно нарисовать или сделать из прутиков, кубиков, просто из стульев. Ребенок с большим нетерпением будет ждать продолжения чтения и все, что было прочтено раньше, запомнит лучше, особенно если играть и распевать веселые бурчалки, шумелки и пыхтелки — песенки медвежонка:
Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь,
Ах, как приятно Тучке
По небу лететь!
Малыш полюбит Винни-Пуха и будут с удовольствием слушать эту книгу хоть целый год.
Но просто прочитать книгу, даже очень выразительно, поиграть в ее героев недостаточно. С ребёнком необходимо еще поговорить о книжке, поговорить в самом процессе чтения.
Вообще нужно стараться всегда читать малышу «не просто так». Рассматривать вместе иллюстрации и разговаривать про них. Вспоминать похожие, живые, жизненные ситуации — и опять разговаривать про них. Придумывать продолжения рассказов или представлять себя на месте действующих лиц, т. е. всячески стимулировать и пробуждать детскую активность, детскую творческую фантазию.
Разговоры о книгах, безусловно, должны иметь и чисто педагогическую направленность. Как ребенок запомнил содержание рассказа? Как понял его? Сумеет ли связно пересказать, ответить на вопросы?
Если сумеет, то попробуйте предложить ему пофантазировать: сочинить продолжение рассказа или свой рассказ, сказку. Так чтение будет способствовать развитию памяти, связной речи, логического мышления.
Читать книги малышам очень интересно. И здесь взрослый может проявить все свои таланты и умения. Давайте пофантазируем, какие возможности таит в себе, например, всем известная русская народная сказка «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого.
Эта сказка маленькая, ее можно прочитать за десять минут. Прочитать — и все. А если поставить эту сказку в домашнем кукольном или теневом театре? Что ж, попробуем. Сначала надо распределить обязанности. Папа или старший брат пусть станет главным режиссером и постановщиком; мама вместе с бабушкой, сестрой и малышом — костюмерами; дедушка пусть готовит ширму и декорации. А куклы и медведь есть у каждого ребенка.
Разучивание пьесы не составит труда. И взрослые, и маленькие участники спектакля быстро выучат слова своей роли и с восторгом будут вопрошать: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?!»
Особого внимания заслуживают стихи, которые так близки детям. Иногда кажется, что в ритме стиха выражен сам ритм детского движения, мышления, биения детского сердца. Наверное, поэтому так легко, играючи, могут маленькие ребята запоминать стихотворные строки. Это происходит у них как будто непроизвольно. Но взрослые должны и здесь вмешиваться, осторожно и настойчиво отбирать для ребенка лучшие образцы детской поэзии, позаботиться о том, чтобы с возрастом расширился и круг поэтических привязанностей малыша. Диапазон здесь огромный. От стихотворной азбуки, которая весело и незаметно поможет ребенку выучить алфавит, до сюжетных длинных стихотворных сказок и произведений литературной классики.
Взрослый человек, читающий ребенку книгу, взрослый человек, просто выбирающий эту книгу для ребенка, неизбежно становится «соавтором» писателя и художника, продолжателем их педагогических и художественных замыслов.
Взрослый человек, - то необходимое связующее звено, которое соединяет новую, только что возникшую жизнь малыша с бесконечным миром творчества, миром книги. И значение этой связи трудно переоценить.
Работа с детьми
Дни недели | Тема | Вид деятельности |
понедельник | «Акъыллы чипчечик» (сказка) «Нарисуй героя сказки» | Чтение, беседа СХД |
вторник | «Сказка о глупом мышонке», «Оп,оп, девелер», «Волк и овца», «Кузь кельди», «Эсмачыкъ буюк олды» | Знакомство с литературными жанрами (сказка, потешка, басня, стихотворение, рассказ |
среда | «Айболит» «Найди ошибку», «Опиши героя» | Просмотр мультфильма Дидактические игры |
четверг | «Из какой сказки герой», «Расскажи сказку», «Сложи картинку»; | Настольно-печатные игры |
пятница | «Отгадай-ка!», «Узнай героя сказки по описанию», «Кто, где живёт» «Закладка для книги» | Дидактические игры Ручной труд |
понедельник | «История возникновения книги» «Двенадцать месяцев» | Презентация Просмотр мультфильма |
вторник | «Легенды Крыма» «Опиши героя», «Из какой сказки?» | Прослушивание аудио (работа перед сном) Дидактические игры |
среда | «Где живет книга?» «Какие разные книги» | Виртуальная экскурсия в библиотеку Выставка книг |
четверг | «Книжкина больница» «Моя любимая сказка» | Трудовая деятельность Выставка рисунков |
пятница | «Библиотека» «Читающая мама, читающая семья» «Моя любимая сказка» | Сюжетно-ролевая игра Оформление фотоальбома Выставка поделок |
Работа с родителями
Дни недели | Тема | Вид реализации |
Понедельник | «Десять «почему» необходимо читать книги детям» | Консультация |
Вторник | «Что такое книжка-малышка» и как ее сделать?» | Беседа |
Среда | «Как организовать домашнее чтение?» | Памятка |
Четверг | «Мой любимый сказочный герой» | Рисуем с детьми |
Пятница | «Читаем детям» | Круглый стол |
Понедельник | «Книга в жизни ребенка» | Консультация |
Вторник | «Легенды «Крыма» | Домашнее чтение |
Среда | «Эчкичигим бар эди» | Разучивание потешки |
Четверг | «Книжки-малышки» | Выставка |
Пятница | «Читающая мама, читающая семья» | Презентация проекта |