Проектная деятельность в работе учителя – логопеда и воспитателей с детьми с ТНР на примере проекта «Что нам осень принесла…»
Введение
Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Педагоги ДОУ ориентируются на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Мы должны через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть знаниями.
Цель любого педагога состоит в том, чтобы сделать ребенка способным развиваться дальше без помощи взрослого, научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложения рассуждений, делать правильные выводы.
Сегодня метод проектов широко внедрен в образовательную практику в России, что в полной мере соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам. Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация.
Метод проекта основывается на интересах детей, они учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам, он незаменим в организации взаимодействия педагогов и социума, поиску новых способов привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом.
Процесс проектирования повышает компетентность педагогов, выступает средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, укрепляет взаимоотношения с родителями, делает процесс обучения интересным и увлекательным. Метод проектов является способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Что нам осень принесла…» Вид проекта: информационно-творческий
Продолжительность: средней продолжительности (сентябрь-октябрь).
Авторы проекта: учитель-логопед, воспитатели.
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: естественно-научный.
По числу участников проекта: группа (12 детей подготовительной к школе группы с ТНР) воспитатели, учитель-логопед, родители.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность темы:
Формирование представлений у старших дошкольников о временах года сложная задача. Знакомство с абстрактными понятиями осень, зима, весна, лето у детей дошкольного возраста происходит постепенно. Сначала детей знакомят (учат различать) с полярными временами года: зима-лето, весна-осень. Постепенно формируя представления ребенка о временах года. Формируя временные представления у детей необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. У ребенка старшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Словесно-логическое мышление только формируется. Исходя из этих особенностей любое абстрактное понятие, в том числе временное, быстрее сформируется с помощью наглядных зрительных образов. Именно, поэтому так важно формировать представление о времени года «Осень» у детей, когда наступило это время года. Практическая наглядность помогает более эффективно формировать представлений о времени года «Осень» у ребенка старшего дошкольного возраста.
Любые временные представления у ребенка будут формироваться быстрее при кратности увеличения повторов для лучшего усвоения информации о времени года «Осень» можно добиться с помощью общих усилий всех участников воспитательно-образовательного процесса, в том числе за счет построения системы междисциплинарного взаимодействия педагогических работников ДОУ с привлечением родителей воспитанников. Расширяя представления детей старшего дошкольного возраста на нашей группе, стартовал проект по лексической теме «Осень».
Поиск ответа на проблемный вопрос ребенка «Какая бывает осень?» с помощью технологии проектирования.
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счёт работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
Цель проекта: Расширение представлений у детей старшего дошкольного возраста о времени года «Осень», с помощью взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса.
Задачи проекта:
- Закрепить и расширить у детей знания об овощах, фруктах, грибах и ягодах (учить называть, различать и классифицировать);
- Сформировать представление о пользе витаминов, содержащихся в овощах и фруктах;
- Развивать умение согласовывать существительные и глаголы, активизировать словарь признаков и действий; умение составлять небольшие описательные рассказы;
-Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- Развивать творческие способности, фантазию, воображение, художественно-изобразительные умения в рисовании, лепке, аппликации, конструировании;
- Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Предполагаемый результат:
-Систематизированы знания детей об осени, об одном из её «золотых периодов»;
-Дети научились работе в коллективе, в группах, в парах; передавать своё отношение к природному окружению способом эмоционального прочтения стихотворений.
- Совместное творчество родителей и детей. Участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности.
-Произошло объединение детей, родителей, педагогов в единый коллектив для достижения целей и задач проекта.
Продукт проектной деятельности: Выставки детских работ «Дары природы», фотоотчёт «Что нам осень принесла…», озеленение территории ДОУ, детско-родительские проекты.
Адресная направленность: дети.
Практическое использование данной разработки поможет найти ответ на проблемный вопрос ребенка, «Какая бывает осень?».
Востребованность.
Использование данного проекта возможно в любом дошкольном учреждении и не только применительно к теме «Что нам осень принесла…»
План реализации проекта с детьми с ТНР в подготовительной к школе группе
«Что нам осень принесла…»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Составление плана совместной работы с детьми, родителями;
Разработка конспектов НОД по образовательным областям программы;
Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, подвижных и речевых игр с детьми;
Подбор художественного материала;
Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Осень»;
Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
Спортивный уголок: комплексы утренней гимнастики с упражнениями по теме проекта; картотека подвижных игр, физкультминуток;
Математический уголок: счетный материал «Белочка собирает урожай», «Сажаем морковку (капусту) на грядку»;
Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Образовательная область | Формы работы | Программные задачи |
1. Познавательное развитие | Цикл наблюдений: - за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) -за красотой и богатством осенних красок - за цветником - за перелетными птицами - за насекомыми - за деревьями, растущими на территории детского сада Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Что нам осень принесла…». Беседы: «Что мы знаем о лесе», «Почему деревья сбрасывают листья», «Осень. Что ты о ней знаешь?» Ситуативная беседа: «Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?» «Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?» «Почему я люблю (не люблю) осень?» | Закреплять и обобщать знания детей об овощах; учить образовывать качественные прилагательные. Развивать познавательный интерес Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга. Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми. |
«Овощи и фрукты-очень полезные продукты» | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Углублять знания детей об овощах и фруктах. Развивать логическое мышление, упражнять в классификации предметов. Развивать связную речь детей, их словарный объём. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением, аргументировать свое мнение. Активизировать познавательную деятельность воспитанников, их интеллект, память, внимание, слух. Формировать познавательный интерес к полезному питанию, желание быть здоровым. |
«Грибы. Ягоды» | Активизировать словарный запас по теме «Грибы. Ягоды» Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, Развивать познавательный интерес. |
2.Речевое развитие | Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, загадки об осени А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «Унылая пора! Очей очарованье»; А. Плещеев «Скучная картина», К. Бальмонт «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень», «Белка готовится к зиме», А. Ерикеев «Наступила осень», Л. Толстой «Дуб и орешник», З. Федоровская «Осень», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев», Н. Носов «Про репку», Л. Н. Толстой «Косточка», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Вкусные сказки». Творческое рассказывание детей по темам: «Мы гуляли на участке» «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок с использованием мнемотаблиц. Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу», «Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Подбери действие», «Да. Нет», «Найди самый красивый листок», «Грибная поляна». | Показать особенность литературных произведений, раскрыть многообразие литературного слова; уточнять и расширять представления детей о дарах природы; обогащать словарь детей, упражнять в подборе эпитетов, сравнений; развивать чувство интонации; воспитывать любовь к литературе, чуткость к художественному слову. Продолжать учить детей оценивать поступки героев, воспитывать уважение к чужому труду. |
Отгадывание загадок | Учить детей отгадывать загадки, анализируя все названные признаки предмета; понимать смысл образных выражений |
Составление загадок описания о фруктах, овощах, грибах, листьях. | Продолжать закреплять умения детей составлять загадки об овощах и фруктах через описание их внешнего вида, вкусовых качеств, способах произрастания. Продолжать развивать умения разгадывать загадки, зарисовывать ответы, правильно отображая цвет, форму, величину. Упражнять в подборе притяжательных прилагательных. Активизировать словарь признаков. Развивать связную речь. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга. |
3.Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Овощи и фрукты» (обрывная) | Продолжать осваивать технику обрывной аппликации, развивать воображение, мелкую моторику рук. |
Рисование «Овощи на грядке» | Учить изображать овощи с натуры, передавая сходство; делать лёгкий набросок карандашом. Развивать глазомер, наблюдательность, чувство цвета. |
Рисование «Мы рисуем фрукты» | Дать представление правильно располагать рисунок на листе бумаги; учить передавать форму и цвета предметов; умение последовательно выполнять рисунок. Продолжать учить рисовать акварельными красками, рисовать кончиком кисти; развивать у детей пространственное мышление, зрительную память, творческое воображение. |
Рисование «Грибная поляна» | Закреплять умение детей изображать грибы на поляне в осеннюю погоду; закреплять навык детей передавать в рисунках характерные особенности грибов, располагать грибы на весь лист бумаги, на разном расстоянии «далеко» и «близко», небольшими группами; Расширять представления детей о явлениях природы осенью; о жизни ежей в лесу; развивать творческий подход детей к своей работе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать самостоятельность, творчество. |
Лепка «Грибное лукошко» | Закрепить умение передавать в лепке изображение и характерные признаки различных видов грибов; познакомить с техникой пластилинового рельефа, учить работать по схеме изготовления рельефа; развивать чувство формы и композиции, моторику рук; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к дарам леса. |
Оригами «Корзина яблок» | Научить сгибать бумагу в разных направлениях, развивать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать аккуратность |
Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем альбом «Осень» | |
4. Социально – коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Осенняя ярмарка». Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Что было бы, если из леса исчезли…» «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы», «Следопыты». Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме», «Прятки» (Д. Коренева), «Гриб – боровик» (инсценирование с использованием театра из бросового материала), Настольно – печатные игры: «Времена года» Трудовая деятельность: трудовой десант на территории ДОУ «Осенние краски», сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария), уборка опавшей листвы, подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвой. Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседы по ОБЖ: «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?» «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?» Осенняя ярмарка «Дары природы»; Участие в Городской акции «Истоки»; Выставка совместного творчества детей и родителей на тему: «Осенний вернисаж» (рисунки «Художница осень» по стихотворениям русских и советских поэтов, поделки из природного материала, аппликация из осенних листьев «Фантазии осени».) | |
5. Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?» «Если хочешь быть здоров!» Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!» «Я знаю 5 названий!» «Осенние листочки» «Вороны и собачка!» «Перелёт птиц» «Гуси – лебеди» Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Клён» - Ветер тихо клён качает…. «Грибы» - Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли…. Пальчиковая гимнастика: «Листья» | |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА
Викторина по теме «Что нам осень принесла» | Закрепить знания детей о дарах природы |
Организация выставок детских работ « Осенние дары» | Раскрытие творческого потенциала детей |
Защита детско-родительских проектов | Повышение личностной самооценки |
Результаты проектной деятельности:
в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом;
большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Эффекты.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют дальнейшему успешному воспитанию и обучению детей в школе.
Выводы:
1. В результате совместной работы всех участников образовательных отношений (детей, родителей и педагогов) по реализации информационно-творческого проекта «Что нам осень принесла» позволило детям удовлетворить познавательную активность, появилось желание продолжать работу в этом направлении и начать разработку долгосрочного проекта «Времена года».
2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, активизировалась речь, появилось стремление познавать все больше нового и интересного, желание заниматься коллективным творчеством со взрослыми и сверстниками, выражать свои чувства к окружающему миру в эмоциональном исполнении стихов и песен. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом в своих рассказах, рисунках, в музыкально-ритмических движениях.
3. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей, ощущали свою значимость в группе.
Список используемой литературы:
1 Н.В. Нищева «Система коррекционной работы»
2. Сезонные наблюдения детском саду. А.И. Иванова, В.Я. Михайленко, Творческий центр, Москва 2010.
3.Дидактические игры с растениями для ознакомления дошкольников с растениями. В.А. Дрязгунова, Москва. Просвещение 1981.
4.Экологические занятия с детьми. А.П. Молодова, Минск,» Асар» 1996.
5.Проектный метод деятельности дошкольного учреждения (пособие для практических работников детского сада) Н.С. Галицина, Москва 2005.
Приложение 1
Игры и упражнения к проекту
Дидактические игры по теме «Осень»:
«Грибная полянка»
Цель: Закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, в каких местах в лесу растут грибы. Провести работу по словообразованию (под березкой – подберезовик, под осиной – подосиновик). Формировать умение находить съедобные грибы на картине. Формировать умение видеть красоту осеннего леса, убранства деревьев, кустарников, многообразие грибов. Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.
Задание. Собрать не меньше трех грибов (грибов одного вида на дидактической картине должно быть несколько, если один «грибник» нашел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти такой же).
Правила. 1.количество играющих 6-7 человек. 2.В лес за грибами можно идти только с корзинкой. 3.Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о грибах.
4.Победителем считается тот, кто в процессе игры наберет больше кружков.
«Найди самый красивый листок»
Цель: Закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения (Дети выбирают из предложенных наиболее понравившиеся).
«Узнай дерево по листочку»
Цель: Закрепить названия деревьев (Детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево).
«Слово об осени»
Цель: Систематизировать и закреплять знание сезонных изменений в природе; упражнять в словотворчестве.
Педагог спрашивает детей. Осень какая? (Указывает на иллюстрации.)
В сентябре: ба... (багряная), же... (желтая), зо... (золотая), наряд... (нарядная), пого... (погожая), су...(сухая), теп... (теплая), разно... (разноцветная), яр... (яркая), ры... (рыжая).
В октябре: об... (облачная), яс... (ясная), зяб... (зябкая), дожд... (дождливая), влаж... (влажная), сы... (сырая).
В ноябре: безлист... (безлистная), вет... (ветреная), гряз... (грязная), ненаст... (ненастная), се... (серая), сля... (слякотная), тем... (темная), туман... (туманная), хо... (холодная), глу... (глубокая), дол... (долгая), тоскли... (тоскливая), уны... (унылая), хму... (хмурая).
«Да или нет?»
Цель: Закрепить знания детьми осенних примет.
Ход игры.
Педагог читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают? Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают? Тучки солнце закрывают? Часто - часто льют дожди? Колючий ветер прилетает? Достаем ли сапоги? | Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко, Ну а птицы гнезда вьют? Можно детям загорать? А букашки прилетают? Ну а что же надо делать - Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевают? |
Приложение 2
Детско-родительский проект
Витамины здоровья
Витамины, витамины, Людям всем необходимы, Получать зимой, весной, Осенью и летом! Мы дадим сейчас совет, Каждому про это. Витамин А очень важен для зрения, его называют «витамином роста». Он есть в капусте, моркови, чернике. Витамин В помогает сердцу хорошо работать, дает энергию нашему организму, хорошее настроение. Находится в картошке, свёкле, яблоке. Витамин Д укрепляет наши косточки. Витамин С укрепляет весь организм, защищает от простуды. Если все таки простудился, то с его помощью можно быстро выздороветь, нужно есть лимоны, лук, смородину. Дети, ешьте витамины, и не будите болеть! | |