Городской конкурс методической продукции по безопасности дорожного движения «А я делаю так».
Проект «Дорожный гамбит»
Номинация: «Проект»
Автор: Щелчков Сергей Вячеславович
педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории.
(89091102773)
г Пермь 2023 год
Паспорт педагогического проекта
по безопасности дорожного движения
Название проекта: «Дорожный гамбит»
Номинация: «Проект»
Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов
Межпредметные связи:
изучение ПДД, истории транспорта, оказание первой помощи осуществляется с помощью погружения в мир шахмат и тесно перекликается с шахматными правилами и изучением азов игры. Творческой составляющей является подготовка визитка каждой команды, которую они готовят вместе с классными руководителями в театрализованной форме.
Аннотация:
проект реализуется в форме квест игры, где героями, дающими задания, являются шахматные фигуры, а выполняют их учащиеся начальной школы. Открытие происходит в театрализованной форме, где ребят встречаются с жителями шахматного королевства, в котором есть строгие правила, и они не могут не следовать им, ибо таковы правила игры. Но жизнь — это не игра и шахматные фигуры отправляются в мир людей, чтобы проверить, что они знают и как следуют правилам дорожного движения, каждая фигура готовит вопросы по определённой теме (подробнее в план - сценарии проекта)
Планируемые результаты:
пробудить интерес к шахматной игре, закрепить и расширить знания по ПДД, поднять уровень безопасности дорожного движения, знания об истории транспорта и его разнообразии в современных реалиях. Мотивировать ребят для вступления в отряд ЮИД.
Этапы и сроки проекта
Подготовительный:
готовится театрализованное открытие проекта с помощью совета старшеклассников и членов отряда ЮИД. Классные руководители готовят с ребятами визитки команд.
Срок: сентябрь – октябрь
Основной: проведение квеста в каждой параллели
Срок: ноябрь – апрель
Заключительный: финал игры между победителями игр в параллелях, закрытие и награждение победителей проекта
Срок: май
2
Ресурсы проекта:
проекторы и компьютеры в классах, колонки, экраны, закрепить за каждым классом консультанта из отряда ЮИД для помощи в подготовке к игре, написать и отрепетировать торжественное открытие и закрытие проекта, изготовить костюмы и атрибуты для шахматных фигур. Разработать и изготовить маршрутные листы и соответствующие шахматные задачи на финал каждой игры. Кураторам этапов подготовить задания, соответствующей тематики, на каждую игру разные, чтобы исключить утечку информации.
Результаты проекта:
снижение нарушений ПДД в рамках школы и района. Вовлечение ребят в отряд ЮИД. Расширение кругозора и знания правил безопасности.
Методы, приёмы, средства оценки результативности проекта:
статистические данные, анкетирование, опросы, интервью.
Риски и ограничения: загруженность детей и педагогов, нестабильная эпидемиологическая обстановка, перегруженность мероприятиями как внутри школы, так и за её пределами финансовые затруднения в приобретении материалов для реализации проекта.
Перспективы развития в том числе онлайн: в перспективе проект может стать ежегодным и традиционным, онлайн формат не станет причиной отказа от проекта, ведь техническое оснащение школы позволяет дистанционно и по видеосвязи вести данный проект.
Приложение:
правила ПДД, литература по истории транспорта, медицины катастроф. Справочная литература в соответствии с тематикой заданий.
3
Сценарий открытия проекта «Дорожный гамбит»
На сцене трон, на экране заставка в виде шахматной доски
Вбегает взволнованный король
К – эй дружина все сюда,
Катастрофа господа!!!
Вбегают пешка, конь, слон, ладья и ферзь
П – что владыка за проблема
Конь – вас волнует, что за тема
С – разберёмся, изничтожим
Л – всё, что в наших силах сможем
Ф – вылечим любую боль
В чём волненье мой король.
Король садится на трон
Итак, прошу минуточку вниманья
В моей душе смятение и боль
В рядах моих идёт непониманье
Ф – так в чём же дело, расскажите мой король
К – наш мир несёт нелепые потери
А шахматы великая игра
С – я этому владыка не поверю
И вам уж успокоится пора.
К – я из разведки точно вас уволю
А ну ка загляните в папку дети
И я спросить сейчас себе позволю
Скажите, где сейчас наш лучший – Петя!!!
Слон роется в бумагах
Так Вася, Ибрагим, Светлана, Оля
Они сейчас на шахматах уже
Сережа и другие пока в школе
Но шахматы всегда у них в душе.
Ф – вас про Петра любезнейший спросили
Не надо воду и статистику нам лить
Конь – мои тут кстати кое-что пробили
И мы готовы правду доложить
4
К – давайте, а то мне уже не спится
Один радею за игру и процветанье
Конь – наш Пётр сейчас находится в больнице
(Король вскакивает)
Да не волнуйтесь он уже в сознанье.
П – докладываем, как же было дело
Пётр изучал ваш шахматный этюд
Но на прогулку запросилось тело
Пускай мозги пока, что отдохнут.
Л – и по двору он погуляв немного
Решил взять покататься самокат
по пути в парк была автодорога
с движением не в один даже ряд.
П – и он рванул по сторонам не глядя
Наперекор оставшейся толпе
Да, не слезая с самоката кстати
И вот итог, случилось ДТП.
С – как следствие ушибы переломы
И руки в гипсе месяц продержать
Мы с технологией игры ведь все знакомы
Без рук, фигуры чем передвигать???
Л – и Петя мозг сотряс ещё к тому же
Всё кружит голову его ещё слегка
Я понимаю, нам он с вами нужен
Но вне игры он к сожалению, пока.
К – позор и безобразие вообще то
Он, что не знает. Как себя вести?!?!
Ведь нужно всем всегда зимой и летом
Все правила дорожные блюсти.
Ведь в шахматах не ходят как попало
И правил много, в расстановке сил
Их Петя изучил уже не мало
А ПДД как видимо забыл.
Ф – но мы при чём, у нас свои заботы
Покой ваш охранять и защищать
А всех дорог крутые повороты
5
Не наше дело в общем изучать.
К – отставить ваши эти разговоры
И слушайте друзья мои указ
Вам 5 минут даю сейчас на сборы
и отправляйтесь в школу в сей же час.
П – куда, зачем, к чему такая спешка
Здесь дел своих у нас невпроворот
Ф – ты ничего не понимаешь пешка
Ведь мы теряем так всегда народ.
И кто же как не мы друзьям поможем
Узнать и правила дороги изучить
По правилам живём, и мы все тоже
А значим всем их сможем объяснить.
К – итак решили взяли ноги в руки
Конь – прошу по коням дамы господа
Ф - возьмём ребят сегодня на поруки
Л – за соблюденье ПДД теперь всегда.
Фигуры, согласно маршрутному бегунку идут в классы. Где их ждут подготовленные команды.
6
План сценарий (ход) мероприятия
1 – торжественное открытие:
Проходит в театрализованной форме (сценарий пишется индивидуально в зависимости от таланта и фантазии режиссёра) в финале которого, команды представляют себя (название, девиз, эмблема) и получают маршрутный лист в виде шахматной доски, где определён путь и очерёдность посещения. Дальше есть два варианта развития событий или фигуры по очереди идут в каждый класс. Или команда бежит по станциям, где их ожидают фигуры.
2 – описание станций : оформлены станции в стиле представляемых фигур, где ведущие рассказывают почему представляемая шахматная фигура ассоциируется именно с этим участником ДД
Ладья - ходит только прямо сверху вниз слева направо, так же двигаются машины пересекая перекрёстки и следуя правилам, поэтому на этой станции задания по правилам ДД для водителей (опять же исходим из возрастных категорий.
Слон – ходит по диагонали, по косым линиям на доске, какой транспорт у нас ходит по линии? Трамвай, значит на этой станции вопросы связанные с любым общественным транспортом (викторина по истории Пермского общественного транспорта или на усмотрение организаторов)
Конь – самая необычная фигура скачет буквой г, кто из участников дорожного движения непредсказуем, прыгает через бордюры и создаёт зачастую аварийные ситуации (самокат, велосипед, скутер) задания на правила управления этими средствами передвижения.
Ферзь – самая сильная фигура, самый главный на дороге у нас инспектор ГИБДД, здесь практическое задание на знания правил регулировки, или знаков ДД
Пешки, самые маленькие, но отнюдь не самые слабые фигуры, каждая пешка, может выбиться в ферзи, здесь проводится викторина или любой конкурс на знание правил пешеходов
Король – главная, но самая беспомощная фигура, она нуждается в опеке и охраняется другими фигурами, которые бросаются ему на помощь конкурс на оказание первой помощи при травмах
3 - Система оценивания:
На каждом испытание команда получает соответствующую фигурку.
Если задание выполнено на отлично ещё получают её координаты на шахматной доске, если на 3, то получают только одну из координат (букву,
7
а,b. C и так далее), если совсем плохо только цифру где она может находиться 1 – 8.
Когда соберут на доске всю шахматную диаграмму команда решает шахматную задачу (мат в один ход) но, если не все местоположения фигур добыты во время квеста, это может оказаться сложным, либо совсем невозможным. Здесь ребята понимают, что только знание в разных отраслях ПДД может гарантировать им принятие правильного решения и безопасность.
Награждение победителей и участников.
Представление для шахматных фигур проводящих испытания:
ЛАДЬЯ
Я – ладья, вы все узнали?
Путь мой прямо лишь лежит
Вертикаль, горизонтали
След ладейный бороздит.
На дороге перекрёстки,
Как на шахматной доске
Перейти их так не просто
Жизнь висит на волоске.
Слон
Я летаю без опаски
Вдоль доски наискосок
И опасные участки
Пешеходам всем урок
Как трамвай бегу по линии
Но без правил не могу
И их знания не лишние
Вам здоровье сберегут.
8
Конь
Я фигура необычная
Могу прыгать и скакать
Безопасность только личную
Твёрдо надо знать на пять.
Самокаты, скутер, велики
И все СИМы не просты
Не открою вам америки
Что аварии часты.
Ферзь
Без меня в игре беда
Самый сильный, самый строгий
Самый нужный я всегда
Как инспектор на дороге.
Но без правил никуда
Все их знаю. Соблюдаю
Потому, что господа
Я порядок уважаю.
Король
Главный я в игре считается
Но возможности не мощные
Почему то получается,
Что всегда нуждаюсь в помощи
Среди видов травм несметных
Как на помощь мне прийти
Как и чем помочь конкретно
Если вдруг беда в пути.
Пешка
Пусть мы слабые нас много
На доске без нас никак
Соблюдаем очень строго
На доске мы каждый шаг.
Переходов пешеходных
На дороге пруд пруди
Всё это для масс народных
Чтоб не сбиться вам с пути.
9