СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "ЕГЭ без стрессов и тревог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "ЕГЭ без стрессов и тревог"»

Проект "ЕГЭ без стрессов и тревог"

Чаще всего экзамены – это стресс и для школьников, для родителей, и для учителей. Ситуация экзамена для всех обучающихся одинакова, а переживает и ведет себя каждый в ней по – разному. Часто можно услышать следующее: «Я все учил, а на экзамене ничего не мог вспомнить. В голове метались какие - то обрывки мыслей». «Дергаюсь и волнуюсь», «сильно бьется сердце», «нервничаю так, что не помогает и валериана», так описывают свое состояние старшеклассники перед экзаменом. Действительно, слово экзамен вызывает у многих не очень приятные эмоции. В исследовательской работе автор исследует влияние тревожности и стрессоустойчивости на успех в сдаче ЕГЭ.

 

 ВВЕДЕНИЕ.

                    -Я считаю, что  дети должны бояться экзаменов. Страх  не дает расслабляться и заставляет детей трудиться.

                -Ты не права, Ирина Петровна. Страх только мешает детям…

(Реплики из подслушанного нами диалога педагогов в школе)

     В последние годы экзамены в школе стали обычным делом, они начинаются, чуть ли не с начальных классов и заканчиваются эпопеей единых государственных экзаменов, а такие кричащие звонкие аббревиатуры уже почти у всех на устах: ЕГЭ, ЕМТЭ, ГИА….

    Чаще всего экзамены – это стресс и для школьников, и для родителей, и для учителей.   Ситуация экзамена  для всех обучающихся одинакова, а переживает и ведет себя каждый в ней по – разному. Часто можно услышать следующее: «Я все учил, а на экзамене ничего не мог вспомнить. В голове метались какие - то обрывки мыслей». «Дергаюсь и волнуюсь», «сильно бьется сердце», «нервничаю так, что не помогает и валериана», так описывают свое  состояние старшеклассники перед экзаменом. Действительно, слово экзамен вызывает у многих не очень приятные эмоции. К сожалению или к счастью, наша жизнь состоит из преодолений. Мы сдаем экзамены не один десяток раз, начиная с выступлений на новогодней елке в детском саду, школьных контрольных, а потом сессий в институте, собеседований при приеме на работу, сдачи экзаменов на права и многого другого. Нужно научиться собирать силу и волю в кулак, и проявлять свои самые лучшие качества в минуты испытания. Как важно преодолеть  свои страхи и научиться приемам саморегуляции, и концентрации на экзаменах.

    В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в нашей стране, в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры образования, его форм, итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ). 

   Экзамены в традиционной форме и ЕГЭ имеют принципиальные различия в процедуре и форме проведения.  На традиционном экзамене важны не просто фактические знания, а умения их преподнести. Высокий уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях. Хороший уровень кругозора и обширность поверхностных знаний при устном реальном взаимодействии с экзаменатором могут нивелировать отсутствие фактологических конкретных знаний на поставленный вопрос.

    На ЕГЭ оцениваются фактические знания и умения рассуждать, логически мыслить, решать, а также умения удерживаться в рамках задания, четко его выполнять, понимать формулировку тестового задания, организованность, умение строго и грамотно оформлять свою работу, внимательность. В ситуации незнания правильного ответа, тестовое задание позволяет ответить наугад, ориентируясь на интуицию, т.е. часть тестового задания позволяет ответить, опираясь на узнавание ответа.

     На традиционном экзамене существует более вероятная возможность увидеть и исправить ошибку. На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи с экзаменатором и исправить во время ответа на вопрос. При письменном экзамене отслеживание наличия и исправление ошибок происходит во время самопроверки работы. На ЕГЭ можно исправить ошибки при наличии времени на самопроверку. Поэтому необходимо постоянно следить за лимитом времени, сложностью и успешностью решении данных заданий.

     На традиционном экзамене оценивают работу знакомые ученику люди. Это психологически значительно облегчает ситуацию оценивания для ученика. А так же в течение экзамена учащийся всегда может обратиться к учителю, с просьбой разъяснить, тот или иной непонятный нюанс. Сама процедура экзамена проходит в привычных учащемуся условиях, в стенах своей школы, в присутствии знакомых педагогов.

     На ЕГЭ в процедуре оценивания принимает участие компьютер, бланковые КИМы, незнакомые учащемуся и невидимые эксперты, что добавляет объективности оценивания, но усиливает психологическое напряжение учащегося в процессе ожидания результата. А экзамен проходит в незнакомых учащемуся условиях, что добавляет психологического напряжения при его сдаче.     

      На традиционном экзамене ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.). На ЕГЭ процедура экзамена охватывает практически весь объем учебного материала.

     Выпускники демонстрируют разные результаты при сдаче экзаменов в традиционной форме и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ являются менее успешными по сравнению с результатами экзаменов в традиционной форме. Это объясняется недостаточной готовностью учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, а так же психологическими особенностями личности учащихся.

      Однако и в настоящее время ЕГЭ до сих пор вызывает множество дискуссий и сомнений у общественности: педагогов, выпускников и их родителей, психологов, преподавателей, администраций учебных заведений.

    И мне предстоит тоже сдавать ЕГЭ. Для себя и своих одноклассников хотелось выяснить, можно ли успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах, и какую роль при этом может играть тревожность. Права ли педагог, которая утверждала, что страх и тревожность – держат школьников в тонусе, мотивируют к деятельности и являются составляющими успешного результата или, наоборот,  действуют  разрушающее и мешают.

      Мы предположили, и выдвинули  следующую гипотезу: для успешной сдачи ЕГЭ необходимы не только хорошие  знания по предметам у выпускников, но и низкий уровень тревожности,  а также высокий уровень стрессоустойчивости. 

      Цель проекта — выяснить в ходе исследования  влияет ли на успешный результат  сдачи ЕГЭ высокий уровень стрессоустойчивости выпускников, а также  низкий уровень тревожности.

 

       Задачи проекта :

1.     Изучить учебно — методическую литературу по проблеме.

2.     Проанализировать текущую успеваемость выпускников по  профильным предметам.

3.     Изучить уровень личностной тревожности старшеклассников

4.     Исследовать ситуативную тревожность выпускников

5.     Исследовать с помощью проективной методики суждения школьников о ЕГЭ

6.     Изучить уровень стрессоустойчивости выпускников.

        Объект исследования:  эмоциональная, поведенческая,  познавательная  сферы личности.»

 

  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

 

Юношеский возраст, т.е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых важны первые пять лет (от 11 до 16 лет). На основании длительного изучения 165 подростков Гезелл подробно описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, - это золотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. (Гезелл Умственное развитие ребенка. - М.; 1930 с. 157 -230)

 По мнению Шпрангера, главная проблема 14-17-летних – кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21-летних на первый план выступает «кризис оторванности», чувство одиночества и.т.д. Шпрангер подробно описывает исторические условия и социальное положение юношества, его нравственное развитие, формирование правосознания, политическую активность, выбор профессии, становление мировоззрения.  (Шпрангер Э.  Два вида психологии; М.: 1980; С. 286—300).

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес представитель гештальтпсихологии Курт Левин. Он исходил из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой – окружающей среды. Свойства личности и свойства среды взаимны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и.т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и  индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством. (Левин К. Хрестоматия по истории психологии; М.:1980; С.111 - 116.)

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение  юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый мир, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. (Левин К. Хрестоматия по истории психологии; М.:1980; С. 122—142.)

Переходный возраст (12-15 лет) характеризуется, по Пиаже, тем, что у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся. Усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни, включая эмоции. Пиаже указывает на два таких момента. Прежде всего, достижение его мышлением фазы формальных операций вызывает у подростка и юноши особое тяготение к общим теориям, формулам и т.д. Склонность к теоретизированию становится, в известном смысле, возрастной особенностью. Общее решительно преобладает над частным. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви. Как замечает Пиаже, даже девичья мечта о суженом оказывается своеобразной теорией, объединяющей множество свойств, которые либо вовсе несовместимы друг с другом, либо сочетаются крайне редко. (Пиаже Ж. История зарубежной психологии;  М:1986; С. 232—243.) 

Вторая особенность юношеской психики, связанная с формально-операционным мышлением, - изменение отношения категорий возможности и действительности. Ребенок мыслит, прежде всего, о действительности, у юноши на первый план выступает категория возможности. Это объясняется не только его эмоциональными свойствами и особенностями положения, но и тем, что формальная мысль по самой своей природе видит в действительности только часть сферы возможного. Поскольку логическое мышление оперирует не только реальными, но и воображаемыми объектами, освоение этого стиля мышления неизбежно рождает интеллектуальное экспериментирование, своеобразную игру в понятия, формулы и т.д.  Отсюда – своеобразный эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя весь окружающий мир в свои универсальные теории, юноша, по слова Пиаже, ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться системам, а не системы – действительности. (Пиаже Ж. История зарубежной психологии;  М:1986; С. 232—293.)

 

1.1.  Особенности самосознания: открытие «Я»

Развитие самосознания – центральный психологический процесс юношеского возраста. Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которым он себя рассматривает. (Кон И.С. Психология ранней юности.- М.; 1989)

Обретая способность  погружаться в себя и в свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Открытия эти нередко совершаются внезапно, как наитие:  14-15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».

Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Внутреннее «Я» не совпадает с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно, расплывчато, оно не редко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении. (Кон И.С. Психология ранней юности.- М.; 1989 с. 145)

Чрезвычайно важный компонент самосознания – самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и принятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального «Я».

         Существуют и половые различия   в 14—15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д., особенно любовных, сплошной разговор с собой и о себе. Юношеские дневники более разнообразны и предметны, в них шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более скупо и сдержанно. (Ф. Розенберг и Р. Симмонс, 1975).    

Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.

 

1.2. Особенности эмоциональной сферы юношества

   О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением, и т. д. (Д. Хебб и У. Томпсон, 1968).              Эмоциональные проблемы юношеского возраста имеют разные истоки. Подростковый синдром дисморфомании — озабоченности своим телом и внешностью — в юности обычно уже проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в юности,— часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм.(Кон И.С. «Психология ранней юности. - М.; 1989 с. 124)

Существует, по-видимому, общая закономерность, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызывать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. В этом возрасте многие молодые люди имеют  меньшую импульсивность и эмоциональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость.

Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний. Этот возраст характеризуется также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее «в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая подростковая сензитивность — чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Тонкая чувствительность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с подчеркнутой независимостью, борьба с авторитетами — с обожествлением случайных кумиров, чувственное фантазирование — с сухим мудрствованием». (Кон И.С. Психология ранней юности. М.; 1979 с. 97)

 

1.3. Особенности познавательных процессов

     Возраст от 12 до 15 лет является, по Пиаже, периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. К концу подросткового возраста человек уже способен отделять логические операции от тех объектов, над которыми они производятся, и классифицировать высказывания независимо от их содержания, по их логическому типу (выведение по типу «если — то», различение по типу «или — или», включение частного случая в класс явлений, суждение о несовместимости и т.д.). (Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – 1967 с. 67- 89)

Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. Но эти отвлеченные рассуждения так же необходимы и полезны, как бесконечные «почему?» дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно потому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических), и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становится любимейшей умственной игрой.

Отвлеченно-философская направленность юношеского мышления связана, конечно, не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоционального мира ранней юности. Однако эти свойства не стоит преувеличивать. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.

Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и особенно умственных возможностей. Почти во всех старших классах появляется немалое число безразличных, скучающих учеников, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью.

АНКЕТА «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ (ОГЭ)» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Инструкция: для успешной сдачи ЕГЭ (ОГЭ) необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

   

 

 

УТВЕРЖДЕНИЯ

Полностью

не согласен

Скорее не согласен, чем согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее

согласен,

чем не согласен

Абсолютно согласен

1

Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ЕГЭ (ОГЭ)

1

2

3

4

5

2

Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ЕГЭ (ОГЭ)

1

2

3

4

5

3

ЕГЭ (ОГЭ) заранее у меня вызывает тревогу     

1

2

3

4

5

4

Я не очень хорошо представляю, как проходит ЕГЭ (ОГЭ)

1

2

3

4

5

5

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

1

2

3

4

5

6

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ЕГЭ (ОГЭ)

1

2

3

4

5

7

Я умею работать с КИМ

1

2

3

4

5

8

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

1

2

3

4

5

9

Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

1

2

3

4

5

10

Я достаточно много знаю про ЕГЭ (ОГЭ), чтобы понять его преимущества и недостатки

1

2

3

4

5

11

Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

1

2

3

4

5

12

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ЕГЭ (ОГЭ)

1

2

3

4

5

13

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

1

2

3

4

5

14

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

1

2

3

4

5

15

Я чувствую, что сдать ЕГЭ (ОГЭ) мне по силам

1

2

3

4

5

 

С П А С И Б О!            Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке

5

4

3

2

1

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ЕГЭ (ОГЭ), учитывая, что балл по некоторым утверждениям считается в ОБРАТНОМ порядке

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Подсчет баллов в ПРЯМОМ порядке

Подсчет баллов в ОБРАТНОМ порядке

Всего

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ (ОГЭ)

Номера утверждений

1

7

10

13

Номера утверждений

4

баллов

Подсчет баллов

 

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

Способность к самоорганизации и самоконтролю

Номера утверждений

2

5

11

14

Номера утверждений

8

баллов

Подсчет баллов

 

 

 

 

Подсчет баллов

 

 

 

Экзаменационная тревожность

Номера утверждений

3

12

Номера утверждений

6

9

15

баллов

Подсчет баллов

 

 

Подсчет баллов

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ (ОГЭ)»

 

 

Сумма баллов

 

Уровень психологической готовности к ЕГЭ (ОГЭ)

 

от 1 до 5 баллов

 

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

 

от 6 до 10 баллов

 

НИЗКИЙ

 

от 11 до 15 баллов

 

СРЕДНИЙ

 

от 16 до 20 баллов

 

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

 

от 21 до 24 баллов

 

ВЫСОКИЙ

 

25 баллов

 

ОЧЕНЬВЫСОКИЙ