СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Эти удивительные камни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект о камнях, как используют люди камни в быту в своей жизни. знакомство с живой и не живой природой. Для старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Эти удивительные камни"»



Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №152»






Эколого-познавательный проект



«Эти удивительные

камни!»










Автор проекта: воспитатель

Рогова Светлана Александровна,

дошкольники группы «Ромашки»

и их родители.









Оренбург, 2024г



ВВЕДЕНИЕ.


Мир меняется, каким он будет – во многом зависит от нас и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни.


Экономические, социальные, экологические и другие проблемы, вставшие не только перед нашей страной, но и перед всем человечеством, по всей сути имеют общий корень и могут быть сведены к общей проблеме – проблеме человека. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг.


Что определяет, характеризует человека и общество прежде всего? Его культура! В приложении к человеку это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека и есть отражение его внутреннего мира.


Отсюда следует, что многочисленные современные проблемы нашей жизни связанные с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Поэтому в деле экологического воспитания и образования вопросы культуры должны стоять на первом месте.


Одной из главных задач культурно – экологического воспитания является задача, решение которой выразится в гармоничном сочетании практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, человека с человеком, что обеспечит его выживание и развитие. Эта задача полностью согласуется с идеалом воспитания всесторонне развитой личности, способной жить в гармонии с окружающим миром.


Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.


В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия камней и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомились с миром камня, особенностями их происхождения, использование камня человеком. В ходе проектной деятельности дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.


Актуальность проекта:

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний

об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности..

Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.


Гипотеза: если будет реализован проект, то у детей расширятся представления о разнообразии камней , будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.


Цель:

Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять горизонты окружающего мира в процессе формирования интереса к объектам неживой природы.


Задачи проекта

Образовательные:

- Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств.

- Учить детей классифицировать камни по происхождению.

-Формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

-Развивать умение сравнивать и анализировать.

-Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

-Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

-Развивать исследовательские навыки: принимать и ставить цель, выделять существенные признаки и связи, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к природе.

-Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность и любознательность ко всему живому.


Предполагаемые результаты:

-Повышение уровня экологических знаний дошкольников по циклу «Песок, глина, камни»

-Совершенствование педагогического мастерства педагогов, использование инновационных технологий в экологическом воспитании детей и в работе с родителями воспитанников.

-Создание коллекции камней «Эти Удивительные камни»


Методы проектной деятельности:

-Познавательные беседы

-Экологические занятия

-Рассматривание

-Просмотр видеоматериалов

-Чтение художественной литературы

-Игровая деятельность дошкольников

-Художественно – творческая деятельность с детьми

-Исследовательская деятельность


Этапы эколого-познавательного проекта «Эти Удивительные камни»


1 этап Выявление первоначальных знаний детей о камнях.

Что мы знаем о камнях?

Что мы хотим узнать?

Где узнать ответы на ваши вопросы?

*Камни твердые, а еще они разные.

* Из них делают дома, дворцы, мосты и для опытов.

*Из них делают браслеты, бусы и берут для изучения.

*Бывают каменные дороги и стены.

*Из них делают колонны, серьги.

* Я знаю мрамор, из него бывают ступеньки и чаша. Я видела в музее.

* Я знаю гранит. Он есть у меня дома.

* У меня дома есть каменная фигурка.

*Почему камни бывают красивые и блестящие?

*Как из них делают драгоценности?

*Какие бывают камни?

*Как появились камни?

*Как из камней получают украшения?

*Почему камни такие разные?

*Откуда взялись камни?

*Почему камни такие разные?

*Спрошу у мамы и папы.

*Расскажет воспитатель.

*Нужно посмотреть в книжке.

*Есть все в компьютере.

*Посмотреть в журнале.

*Найти картинки про камни.




2 этап. Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Цель: Заинтересовать и увлечь детей и их родителей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.

Продукт проекта: коллекция камней.

Задачи:

1. Расширить знания детей об окружающем мире.

2. Развивать мышление, активизировать речь.

3. Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.

4. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.


3 этап. Разработка проекта.

Задачи:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

3. Подобрать материалы для коллекции, атрибуты для игровой деятельности.

4. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

5.Проведение первоначальной диагностики уровня экологических знаний дошкольников


Формы и методы работы с детьми:

Игровая деятельность.

-Дидактические игры: «На что похож?», «Сосчитай-ка», «Составь картинку из камней», «Игра с ящиком ощущений», «Камни, ножницы, бумага», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак»,

- Сюжетные игры: «Ювелирный магазин», «В поисках клада».

- Подвижная игра: «Гора и камешки»

Продуктивная деятельность.

- Рисование:

«Ожившие камни», «Печатаем узор на камне» ;

- Лепка

Составление на камне узоров из пластилина: «Бабочка» «Гусеница» «Волшебный цветок», «Божья коровка» (на воображение ребенка), Отпечатки на пластилине;

- Конструирование

Создание объемных конструкций из камней с использованием пластилина. «Весёлые зверюшки из камней»;

Выкладывание из камней мозаичных изображений.


Экспериментально-поисковая деятельность:

-Обследование камня посредством органов чувств.

-Рассматривание камней под лупой.

-Знакомство со свойствами камня.

-Создание «Мини энциклопедии камней».


Речевая деятельность:

-Составление описательных рассказов о камне.

-Речевые упражнения «Какой камень?»

-«Вспомни сказку»


Экологические занятия из цикла «Песок, глина, камни».

«Самый главный минерал в жизни» (соль)

«Камни из растений и животных»

«Подземная кладовая»

«История солнечного камня»

«Тайна лесного муравья»

«Лечебные свойства янтаря»

«Янтарь в руках человека»

«История солнечной комнаты»

«Великолепие благородных камней» (знакомство с полудрагоценными и драгоценными камнями)

«Что такое горы»

«Почему разрушаются горы»

«Дымящиеся горы»

«Кто живет в горах»

«Растения гор»

«Как человек использует камни»


Наблюдения на прогулке

Отпечатки на песке; Весёлые мухоморчики.


Чтение художественной литературы:

-Знакомство со сказками Бажова

-Стихотворение В. Кудрявцевой «Алмазная гора»

-Стихотворение Р. Сефа «Камень»

-Сказка «О чем шептались камешки»

Формы и методы работы с родителями.

  1. Родительское собрание с родителями о важности реализации данной проблемы через педагогику.

  2. Привлечение к участию в выставке камней

  3. Привлечение родителей к пополнению коллекции новыми экспонатами.

  4. Придумывание сказок и историй.

  5. Смотр-конкурс поделок, выполненных совместно с родителями «Ожившие камни»


4 этап. Презентация проекта.

1. Представление коллекции камня.

2. Выставка совместных с родителями поделок из камней «Ожившие камни»

3. Итоговое экологическое занятие «Удивительные камни».

4. Итоговая диагностика по экологическому воспитанию дошкольников по блоку программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжовой «Песок, глина, камни».


5 этап. Показ всем дошкольникам, педагогам и родителям воспитанников детского сада коллекции камней.


Результаты проведения эколого-познавательного проекта «Эти Удивительные камни».

На заключительном этапе проекта нами проведен анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей.


По итогам начальной диагностики:


Дошкольники называют небольшое количество свойств камней.

Дети не знают что такое кристаллы.

Дошкольники называют 1 – 2 драгоценных камней.

Затрудняются ответить на вопрос, как могут помочь камни человеку.

Дошкольники не точно дают определение, что такое горы.

Возникают затруднения назвать горы нашей страны.

Называют 2 – 3 животных, обитающих в горах.


Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики по проектной деятельности выявил положительную динамику усвоения детьми знаний по проекту «Удивительные камни»:

Все дошкольники перечисляют 6-7 свойств камней.

Большинство дошкольников знают, что такое кристаллы.

Перечисляют 5-6 драгоценных камней.

Знают, как камни помогают человеку.

Дошкольники уверенно дают ответ, что такое горы.

Перечисляют достаточное количество животных, живущих в горах.


В результате реализации экологического проекта «Удивительные камни»:

-Значительно повысился уровень знаний дошкольников по разделу «Песок, глина, камни».

- Углублены знания дошкольников о свойствах камней, о горах, животных, живущих в горах.

- Сформировано представление о кристаллах, драгоценных камнях.

- Выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, сказок, аудиозаписей).

- Пополнена эколога – развивающая среда группы : создана коллекция камней.

- Разработаны игры для дошкольников по проекту «Эти Удивительные камни».

-создана «Мини энциклопедия камней».


На основании выше сказанного можно сделать

ВЫВОД: Цель проекта достигнута в полном объёме.

Список литературы



  1. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. М., 2000.

  2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2005.

  3. Дыбина «Опыты и эксперименты в детском саду».

  4. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М.: «Новая школа», 1993.

  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат.центр «Академия», 1999.

  6. Николаева С.Н. Метод.пособие к программе «Зеленая тропинка». М.,

  7. Николаева С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод.матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.

  8. Николаева С.Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.

  9. Саморукова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Изд-е 2-е. М., 1973.

  10. Федотова А.М. Экологическое воспитание дошкольников: учеб. пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение, 1986.




























Фотоматериалы