МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» пгт. Новый Уоян, Северо - Байкальский р-н, р. Бурятия
ПРОЕКТ
«ИГРОГРАД»
Профориентация детей через сюжетно-ролевую игру
Автор – составитель:
Намдакова Л.В.,
Воспитатель выс.кат.
2020
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «ИГРОГРАД» Профориентация детей через сюжетно-ролевую игру |
База создания | МБДОУ «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» |
Автор - составитель | Намдакова Л.В. – воспитатель высшей категории |
Руководитель проекта | Другова Т.Л. – старший воспитатель |
По продолжительности | Долгосрочный |
По количеству участников | Коллективный , групповой (Воспитанники ДОУ и их родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения, работники библиотеки, школы, больницы, магазина, аптеки, пожарной части, полиции, лесхоза |
Тип проекта (по приоритетному методу – по целевой установке) | Информационно – практико - ориентированный, исследовательский, творческий |
Направление проекта | Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых |
Цель проекта | Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в поселке (районе, регионе), через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами. |
Формы реализации: | Детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные и очные экскурсии, встречи с представителями различных профессий. |
Условия реализации проекта | Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить сюжетно-ролевую игру как средство ранней профориентации детей. Изменение характера мышления детей позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых по средствам сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. |
Практическая значимость проекта | Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с востребованными профессиями. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, востребованных в сельской местности, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации. |
Практический результат | У воспитанников дошкольного учреждения будет: Развито эмоционально – положительное отношение, интерес к профессиям взрослых; Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; Воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда; Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; Вызвано желание научиться выполнять различные трудовые действия. |
Актуальность
В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС ДО) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», возникает необходимость поиска новых подходов к организации трудового воспитания, к ознакомлению детей с миром профессий. Например, одним из направлений такого поиска является организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальными партнёрами.
В настоящее время ориентация детей в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в детстве.
Необходимым условием и средством реализации задач ранней профориентации дошкольников является профессионально ориентированная игровая деятельность ребенка. Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить сюжетно-ролевую игру как средство ранней профориентации детей. Изменение характера мышления детей позволяет перейти от непосредственного к опосредованному знакомству с трудом взрослых по средствам сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации. В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт, посредством которого эти знания ребёнком присваиваются.
Поэтому, на базе МБДОУ «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА» был создан проект «ИГРОГРАД» Профориентация детей через сюжетно-ролевую игру.
Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых
Класс: интегративный, долгосрочный
Тип: Ролево-игровой, информационно-исследовательский.
Участники проекта: Воспитанники ДОУ и их родители (законные представители), педагогические работники, сотрудники дошкольного учреждения, работники библиотеки, школы, больницы, магазина, аптеки, пожарной части, полиции, лесхоза
Формы реализации: Детско-родительские проекты, досуговая деятельность, детские мастерские, лаборатории, творческие группы, выставки, игровая деятельность, конкурсы, заочные и очные экскурсии, встречи с представителями различных профессий.
Цель: Создание в дошкольном учреждении условий, направленных на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в поселке (районе, регионе), через организацию предметно – игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.
Задачи проекта:
1. Организовать в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации детей;
2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОУ по вопросам ранней профориентации дошкольников;
3. Популяризировать:
- рабочие специальности,
- повышение престижа рабочих профессий и социального статуса человека труда,
- профессионализма в любой сфере труда;
4. Содействие формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;
5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых в, на уровне дошкольного образования.
Обучающие задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) |
Дети 4-5 лет | Дети 6-7 лет |
1. | Формировать представления воспитанников о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; | Формировать у детей желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
2. | Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями. | Обогащать и конкретизировать представления детей дошкольного возраста о профессиональной деятельности взрослых. |
3. | Формировать первоначальные представления о труде как экономической категории. | Систематизировать представления о взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности. |
4. | Формировать у детей дошкольного возраста обобщенные представления о структуре трудового процесса. |
Развивающие задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) |
Дети 4 – 5 лет | Дети 6 – 7 лет |
1. | Развивать эмоционально-положительное отношение к труду, трудовым действиям. | Развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями. |
Воспитательные задачи:
№ | Курс обучения (возраст детей) |
Дети 4 – 5 лет | Дети 6 – 7 лет |
1. | Воспитывать у детей положительное отношение к труду и уважительное отношение к людям труда. | Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий. |
2. | | Воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда. |
Основные направления ранней профориентации ребёнка – дошкольника:
наиболее полное знакомство с миром профессий, востребованных в сельском поселении (информационный характер);
совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;
формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).
Работа по ранней профориентации детей строится с учетом следующих принципов:
1 Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2 Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3 Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4 Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5 Принцип активного включения детей в деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
6 Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что используемые в ходе работы, максимально разнообразные формы образовательной деятельности с детьми, разнообразие приёмов, методов и средств воспитательно-образовательной работы способствует:
у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
пополнить представление детей о профессиях родного края
дети должны научиться рассказывать о профессиях
у детей должно сформироваться уважение к труду взрослых и желание трудиться.
Методы развития содержания сюжетно–ролевых игр:
1. Проведение экскурсий
2. Организация встреч с людьми разных профессии.
3. Чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых.
4. Беседы, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых.
5. Рассказы воспитателя по специально подобранным фотографиям, репродукциям с картин, о профессиях взрослых.
6. Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдениями за трудом взрослых.
7. Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о профессиях.
Алгоритм ознакомления с профессией.
Ресурсное обеспечение проекта
Для реализации проекта необходимо ресурсное обеспечение, планируется:
обучение педагогов на семинарах (курсах повышения квалификации) по ведению профориентационной работы в условиях дошкольного учреждения;
сопровождение педагогических работников по ведению деятельности по ранней профориентации в ДОУ
Организационные условия:
Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта.
ликвидация правовой безграмотности субъектов учебно-воспитательного процесса;
создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОУ;
развитие у воспитанников лидерских качеств;
сотрудничество с социумом;
включение дошкольников в реальные социально – значимые дела.
Методические условия:
разработка методических рекомендаций для педагогов по ранней профориентации воспитанников;
повышение уровня теоретической (предметной) и психолого - педагогической подготовки педагогов;
обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы;
работа по изучению новых инструктивно-методических материалов по профориентационной работе;
обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе.
Информационные условия:
Сайт ДОУ
методические рекомендациями;
формирование банка педагогической и методической информации;
обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОУ.
Материально-технические условия:
реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения;
групповые комнаты и помещения детского сада оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центрами активности в соответствии с образовательной программой детского сада
дополнительные помещения - музыкальный зал, спортивный; В ДОУ работает «Игроград» центр сюжетно-ролевых игр, «Лаборатория «Всезнайка» - центр экспериментирования, центр творчества, центр конструирования, «Зимний сад» - центр природы, музейный комплекс «Родник», «Лесничество»
обеспечение фондов учебно-методической литературы;
огород, теплица, клумбы.
Мотивационные условия:
Поддержка положительного имиджа ДОУ, группы, педагога;
Использование в работе новых технологий, аттестация педагогов.
Моральное и материальное поощрение педагогов, родителей и детей;
Удовлетворение желания быть значимой личностью;
Стимулирующее оценивание;
Направленность на усвоение новых знаний.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями, востребованными в сельском поселении. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, востребованных в сельской местности, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.
Ориентированность проекта на конкретный практический результат.
У воспитанников дошкольного учреждения будет:
Развито эмоционально – положительное отношение, интерес к профессиям взрослых;
Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
Воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда;
Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
Вызвано желание научиться выполнять различные трудовые действия.
Этапы реализации проекта
I этап - информационно-аналитический, организационный
Срок реализации: январь - август 2020 г.
На данном этапе будут осуществляться:
анализ психолого-педагогических условий в ДОУ, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ;
анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;
организация в образовательном пространстве ДОУ, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.
II этап – внедренческий
Срок реализации: сентябрь 2020 г. – сентябрь 2025 г.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно – игровой профсреды:
Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик: а) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ «СТРАНА ПРОФИ», б) ПРОГРАММА «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ»
Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;
Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;
Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
III этап - рефлексивно – обобщающий (результативный)
Срок реализации: октябрь - декабрь 2025 г.
1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Направления и календарно-тематический план профориентационной работы
Работа по формированию у детей ранней профессиональной ориентации строится по основным направлениям:
-профессиональное воспитание (формирование у детей интереса к труду, трудолюбия);
-профессиональное информирование (обеспечение детей информацией о мире профессий).
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:
Приближение детей к труду взрослых в процессе организации НОД и совместной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. НОД сопровождается беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, подвижными играми (по тематике).
Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, очных и заочных экскурсий, встреч с представителями профессий (родителями), востребованных в родном крае, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно – творческая деятельность, познавательно – исследовательская и досуговая деятельность.
Календарно-тематический план
Дата | Содержание работы | Ответственный |
Сентябрь | Разработка перспективного плана мероприятий по проведению профориентационной работы с детьми на учебный год. Чтение художественной литературы о профессиях. Создание мини-музеев Организация игровых зон по профессиям | Ст. воспитатель Воспитатели групп Все группы |
Октябрь | Экскурсии в школу и библиотеку Виртуальные экскурсии на РЖД и лесхоз, хлебозавод. Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Театрализованная деятельность. Совместные праздники с участием родителей | Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Ноябрь | Экскурсии по детскому саду (знакомство с профессиями медсестры, дворника, прачки, повара, логопеда, заведующего) Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки Создание мини-музеев профессий | Воспитатели средней группы Все группы |
Декабрь | Экскурсии на почту, в магазин и в Школу искусств Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. Чтение художественной литературы о профессиях. | Музыкальный руководитель и воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Январь | Встречи с работниками больницы Конкурс чтецов «У каждой профессии запах особый» Изготовление Лэпбуков Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах. | Воспитатели средней группы Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Февраль | Конкурс рисунков «Мой папа на работе» Фотовыставка «Я у папы на работе» Встречи с сотрудниками Дорожной полиции, полиции Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки | Воспитатели старших и подготовительной Воспитатели средней группы Все группы |
Март | Конкурс рисунков «Моя мама на работе» Встречи с работниками СМИ и ТВ (района, поселка) Фотовыставка «Я у мамы на работе» Чтение художественной литературы о профессиях Проект «Мини-огород на окне» | Воспитатели старших и подготовительной групп Воспитатели средней группы Все группы |
Апрель | Виртуальные экскурсии на предприятия Встречи с пожарными, строителями. Познавательно-экспериментальная деятельность детей в мини-лабораториях, центре науки Изготовление Лэпбуков Организация сюжетно-ролевых игр и дидактических упражнений в игровых центрах и зонах | Воспитатели старших и подготовительной групп Все группы |
Май | Проекты «Огород», «Клумба» Экскурсии в лес, по улицам поселка Мониторинг | Все группы Ст. воспитатель |
В течение года Обновление и дополнение сюжетно-ролевых и литературных центров, дидактических игр; беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фото - и видеопрезентаций, учебных фильмов на НОД и в режимных моментах на соответствующую тематику. |
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана в средней, старших и подготовительной группах.
Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения
Первый год обучения
Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль различными игрушками (куклами, животными -лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).
- обучение действиям с собака, кошка, курочка,
Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).
Второй год обучения
Октябрь - последовательное обыгрывание куклы. Ноябрь, декабрь - "Дочки-матери".
Январь - "Автобус".
Февраль - "Магазин игрушек".
Март - "Семья" (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т.п.).
Апрель - "Доктор" (прием врача в детском саду).
Май - "Детский сад" (с использованием игры "Автобус" и "Семья").
Третий год обучения
Сентябрь, октябрь - "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин". Ноябрь - "Доктор".
Декабрь - "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов). Январь - "Детский сад".
Февраль - "Парикмахерская".
Март - "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов).
Май - "Кукольный театр" (в игру входят инсценировки сказок). Июнь - "Зоопарк".
Четвертый год обучения.
Сентябрь - "Магазин" (Универсам). Октябрь - "Поликлиника". Ноябрь -"Поликлиника" и "Аптека". Декабрь - "Вызов врача на дом", "Скорая помощь". Январь - "Детский сад". Февраль - "Моряки". Март - "Почта".
Апрель - "Школа" и "Магазин школьных принадлежностей" (объединение сюжета). Май - "Зоопарк".
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр по возрастам
Младшая группа
Перечень игр:
1квартал: «Семья», «Детский сад», «Магазин», «В гостях у матрешки», «Кукольный спектакль», «День рождения Мишки», «Автобус», «Уложим куклу спать», «Мойдодыр в гостях у ребят», «С куклой Соней на прогулку», «Час обеда подошел».
2квартал: «Больница», «Парикмахерская», «Большая стирка», «На празднике елки».
3квартал: «Магазин игрушек», «Пароход», «Зоопарк», «Шоферы», «Разговор по телефону».
Остальные игры с усложнением.
Средняя группа
Перечень игр:
1квартал: «Моряки», «У зубного врача», «Прачечная», «Овощной магазин».
Остальные игры с усложнением.
2квартал: «Салон красоты», «День рождения мишки Винни-Пуха», (Карлсона, «Театр», «Экскурсия в музей», «Кукольный театр», «Столовая», «Концерт для кукол».
3квартал – все игры с усложнением.
Старшая группа
Перечень игр:
1квартал: «Кондитерская фабрика», «Магазин» (кондитерский, хлебный, молочный, «Поликлиника», «Жатва», «Пароход» (труд речников, «Пароход» (плывем по реке Ворона, Хопер, «Транспорт» (сухопутный, воздушный, «Животноводы», «Путешествие в Атлантиду или на другую планету», «Путешествие в дальние страны», «Больница с разными отделениями», «Аптека», «Строители космодрома».
2квартал: «Строим город будущего», «Аэропорт», «Мы – артисты», «Ателье», «Цирк», «Путешествие с приключениями» (на суше, на море, «Пограничники», «Мы – художники», «Рыболовецкое судно», «Библиотека».
3квартал: «Строим город Борисоглебск», «Зоолечебница», «Почта», «Мамин праздник дома», «Космическое путешествие», «Мы - цирковые артисты», «Газетный киоск», «Кулинария», «Дискотека», «Лесная школа», «Весенний бал», «Уличное движение», «В театре – премьера», «В ботаническом саду».
Подготовительная группа
Перечень игр:
1квартал: «Школа», «Путешествие по России», «Фабрика игрушек», «Осенняя ярмарка – дары природы», «Мы – фермеры», «Библиотека», «Играем в театр», «Мы едем в другую страну», «Консервный завод», «Путешествие по пустыне, или степи», «Журналисты», «Фотоателье».
2квартал: «Стадион», «Семья» (юбилей бабушки, дедушки или другой семейный праздник, «Кинотеатр», «Цирк», «Скорая помощь», «Проводы зимы», «Телевидение», «КВН», «Я беру интервью», «Театр пантомимы», «Животноводы», «Швейное ателье», «Железная дорога», «Космос».
3квартал: «Пожарная часть», «Скорая помощь» (ожоги, отравления, «Зоолечебница», «Мы – инопланетяне», «Утренняя звезда», «Карнавал в Африке», «Стоматология», «Поликлиника» (укусы, травмы, «Дом моды», «Полет в космос», «Поле чудес», «Путешествие на батискафе», «Аптека трав», «Стадион» (спортивные игры, «Конкурс красоты» (моделирование одежды, «Скорая помощь» (попадание инородных тел, доноры, «Полет на луну», «Дог – шоу», «Пограничники».
Основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры
Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно –ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т. п. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Распределение ролей. Педагог должен стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, можно использовать некоторые методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода. Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные роли распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации. Существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре: а) взрослый обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «есть товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении);
б) педагог должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива;
в) все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрение, наказания - педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая игровой ситуации;
г) в ходе сюжетно - ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами;
д) в процессе игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.
Таким образом, можно сделать вывод, что через сюжетно-ролевую игру ребенок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Сюжетно-ролевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.
Примерный перечень тем:
Примерный перечень тем для обыгрывания кукол
"У нас в гостях кукла Аня (Ваня)"; "Кукла хочет спать"; "Завтрак куклы Ани"; "День рождения медвежонка Дани"; "Прогулка малышей"; "У матрешки новоселье"; "Купание малышей-голышей"; "Стирка"; "Праздник елки"; "К нам в новый дом пришли матрешки"; "К нам в гости пришли матрешки"; "Оденем доченьку на прогулку"; "Аня проснулась (утро куклы)"; "Поездка в гости на автобусе" и т.п.
Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы.
Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных: "Идем во двор к собачке в гости (собачья будка...)"; "Нам подарили котенка"; "Покормим нашу курочку с цыплятами"; "Покатаемся на лошадке"; "Прогулка в лес (знакомство со зверушками)" и т.п.
Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей: "Привезем на грузовике кубики для постройки дома"; "Новоселье" (перевозка на грузовике мебели); "Покатаем зверюшек в поезде"; "Покатаем зверюшек в автобусе" и т.п.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Семья": "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."
Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.
Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка, передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т.п.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Детский сад": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда, учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п. Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т.п.; чтение детской литературы.
Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры,, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т.п.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Автобус": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т.п.
Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т.п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Магазин": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т.п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".
Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т.п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.
Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская": "Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)"; "Едем на автобусе в парикмахерскую"; "Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую"; "Делаем прически к Новогоднему празднику"; "Приглашаем парикмахера в детский сад" и т.п.
Подготовительная работа: рассматривание картины "Парикмахер" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.
Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди, ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т.п.).
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Доктор" (2-й год обучения): "На приеме у врача в детском саду"; "Вызов врача на дом (кукла заболела)", "Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)", "Папа вызывает врача на дом к больной дочке" и т.п.
Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.
Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.
Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника", "Аптека", "Скорая помощь" (3-й и 4-й год обучения): "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра, ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь"; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".
Диагностика игровой деятельности
(игры профессионального характера В.П. Кондрашов)
6-7 лет
Критерий | Показатели |
Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр обучающих мультфильмов и пр.). | Самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие. Играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда. Использует в сюжетно-ролевых играх знания о современных профессиях банкир, налоговый инспектор, провизор и др. |
Самостоятельное создание игровых замыслов. | Строит сюжет из 6—8 смысловых эпизодов. Отражает в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения. |
Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером | Объединяют в одной игре несколько сюжетов. Самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия, персонажей. |
Характеристика уровней
Высокий уровень – у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе.
Средний уровень - дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.
Удовлетворительный уровень - представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем.
Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях
.
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.
Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.
Содержание диагностического задания
Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
Примерные вопросы беседы:
1. Какая профессия у этого человека?
2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
3. Что делают люди этой профессии?
4. Объедини строителей.
5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?
3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.
4