СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Кухня семейских".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект рассказывает кто такие семейские, почему они так называются, что и как они готовили.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Кухня семейских".»

Конференция «Защита детских исследований и проектов младшими школьниками в рамках интегрированного курса «Забайкаловедение»









КУХНЯ СЕМЕЙСКИХ.










Работу выполнила:

Шишмарёва Елизаветы, ученица 3 «а» класса

ГОУ «Красночикойская СОШ №2»,

Руководитель:

Кузина Наталья Борисовна,

учитель начальных классов.



с. Красный Чикой, Забайкальского края

2014

Содержание:

Краткая аннотация…………………………………………………….3

Аннотация………………………………………………………...........4

Научная статья…………………………………………………………5

Глава Ӏ. Кто такие семейские……………….………………………..5

Глава ӀӀ. Кухня семейских…………...………………………………14

Список литературы.…..………………………………………………20

План исследования…..…………………………………………….…21

Приложения……..…………………………………………………..22





































Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс


Краткая аннотация

Однажды мама сказала, что наша бабушка, прабабушка, прапрабабушка они все семейские, что у них всё особенное и даже кухня. И тогда мне стало интересно узнать кто они, семейские, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? И чем же рецепты семейских, отличаются от наших.




























Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс

Аннотация.

Мы с мамой часто ездим в гости к бабушке, я люблю у неё бывать, потому, что в её доме всё по - особенному. И однажды там, в разговоре я заметила несколько слов, смысл которых мне совершенно непонятен. Это были такие слова как студень, сбитень, сочиво, взвар идр.

Я задавала бабушке много вопросов о жизни семейских, о том, чем они занимались, какую одежду носили, что готовили. Интересным оказалось то, что не так просто было приготовить их блюда, так как существуют определённые церковные праздники, и пища у них была согласно установленным церковным канонам.

Мне очень захотелось узнать кто такие семейские, почему они так называются, что и как они готовили. Поэтому тема моего проекта: «Кухня семейских».

Цель работы: изучение особенностей кухни семейских.

Проектным продуктом будет сборник «Рецепты кухни семейских».

Задачи: сбор и анализ литературных и интернет источников по теме работы; посещение Историко – этнографического музея им. Н.В. Гладких в с. Красный Чикой; ответить на вопрос кто такие «семейские», описать особенности кухни семейских; собрать и составить книгу рецептов.

При решении поставленных задач использованы методы: изучение литературы, опрос, сравнение, анализ, систематизация, обобщение.

Практическое знание работы: некоторые положения данной работы можно использовать на уроках на уроках краеведения, народоведения.


Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс

Научная статья.

Глава Ӏ. Кто такие семейские.

Я всегда задаю маме много вопросов, но на этот раз, чтобы ответить на вопросы о семейских, об особенностях их кухни нам потребовалась помощь работников музея и библиотеки. Я узнала, что в этническом многообразии Забайкальяы среди русского населения выделяется группа, которую принято называть «семейские».
Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют?
Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены.
    Два крупнейших явления в истории России: раскол и Петр I. Русскому правителю хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью Царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах. Вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствую Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли.
    Семейские были переселены в Забайкалье из города Ветка. Город Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Польши. Первый разгром Ветки произошёл в 1735 году. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими».

  Прошло около 240 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи и моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинную форму одежды.

Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых в глубину средневековья.

Семейские хлебосольный, гостеприимный народ любят яркие веселые тона. Раскраска карниза, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке. Кухня семейских, представляет, большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, оладьев, щей, каш каждый захочет, вновь вернутся.

В Читинской области староверы, или как чаще их называют семейские, проживают в долине реки Чикой, в Красночикойском районе. Здесь что ни село — то свой особый мир, свои особенности обычаев, быта, одежды, речи. В среднем течении реки Чикой раскинулось старинное Забайкальское село Архангельское, основанное в 1768 году. В прошлом — это переселенцы из Польши, проживали по реке Сожи.

Необычный говор местных жителей, красочные сарафаны, которые пожилые женщины носят по сей день, бережное хранение старины, обычаев и обрядов приковывают сюда взоры этнографов и фольклористов.

Из поколения в поколение передавались рассказы о прошлом, о нелёгкой и даже трагичной судьбе этого народа. Три года длилось то переселение, в дороге рождались и умирали. Оказавшись на берегу реки Чикой, были поражены богатством природы и решили навсегда здесь остаться. Жизнь была очень трудной — кругом дикая нетронутая тайга. Стали понемногу обживаться, появились первые села, зазеленели пашни. Суровым условиям края семейские противопоставили трудолюбие, прилежание. Они вырубили дремучие леса, вспахали нетронутую целину и получили плодородные земли.

Рассказывает Кондратьева Екатерина Демьяновна (1914 г. р.): «Очень давно люди жили в убогих, покосившихся избушках с маленькими окнами. В домах стояли только столы да лавки деревянные, около печи — ленивка, где обычно отдыхали старые люди. Ребятишкам одеть было нечего, и поэтому они почти весь день сидели на печи, а спали на полатях. Пол в избах был некрашеный, на него сыпали песок, принесенный издалека, на следующее утро его выметали и насыпали чистый. Это была адская работа».

Люди знали только работу, а отдыхать, не было времени. Все изготавливали своими руками: одежду, домашнюю утварь. Какова же была старинная одежда?

Головной убор называется кичка, который состоит из кокошника и подзатыльника. Носили этот головной убор только замужние женщины. В этом уборе они работали и спали. Снимать его не разрешалось.

Обувь — чирки, сшитые из кожи. В таких чирках ходили как дети, так и взрослые. А чтобы сшить рубаху, брюки, сарафан (а их шили только из холста), надо было немало потрудиться. Сначала нужно было посеять семя конопли, вырастить, вырвать, вымочить в озере, высушить в бане, смять на мялке, потом только в ступе, вычесать щеткой. Хорошо вычесанную пеньку пряли на самопрялке, а затем ткали на самодельном ткацком станке ткань. Потом вымачивали вместе с древесной золой, т. к. мыла не было. А чтобы холст был белым, надо было все лето мочить его в воде и сушить на солнце. После этого холст готов. Из него шили и женскую, и мужскую одежду, и одежду для детей. Полотенца и скатерти тоже были из холста, по краям их украшали замысловатыми узорами. Каждая девушка с любовью вышивала свои вещи.

В поле работали простыми орудиями труда: жали серпом, хлеб молотили цепами, пахали сохой.

Посуду для домашнего хозяйства изготавливали из дерева и глины. В них можно было хранить и собранные ягоды, и любые заготовленные в прок продукты".

Семейские — чикояне сумели до наших дней сохранить нравы и культуру XVIII века. Пожилые женщины по-прежнему не расстаются со своими красочными нарядами, только теперь вместо кокошников носят яркие платки.

Характерными чертами этих людей является честность и необыкновенное, удивительное гостеприимство.

В каждом доме обязательно есть русская печь. Домашняя утварь — хлебная лопата, клюка, ночевка (сито), веселка (лопатка для замешивания теста), ухват, сковородник — напоминают музейные редкости. Однако все эти вещи находят практическое применение.

У многих в домах полы застелены яркими домоткаными дорожками. Обязательно в каждом доме есть божница — в «красном углу», повыше прибита полка, укрытая вышитым рушником (полотенцем). На божнице стоят иконы, свечи. Старые люди в наши дни, войдя в дом, крестятся (двумя перстами), обращаясь к иконам, произносят слова молитвы, и только потом приветствуют хозяев. Это означает, что такой человек не может принести зло.

Необычен говор жителей села. За долгие годы скитания на огромные расстояния русская речь наших предков вобрала в себя и белорусские, и украинские, и польские слова. Этот диалект сохранен до наших дней в неизменном виде. То есть, неоценимы заслуги старообрядчества в деле сохранения культуры и памятников средневековья.

Семейские не курили, алкоголя употребляли мало. В домах на видном месте держали полную бутылку водки — это означало, что хозяин дома не пьёт водку.

Глава II. Кухня семейских.

Кухня семейских с большим количеством хлеба и овощей. Мясо: баранина, свинина, говядина, дикой козы и изюбря. Мясо жареное и тушеное. Не ели зайчатину. Часть блюд заимствована у бурят, например, саломат. Строго соблюдали посты. В году было до 244 постных дней. Чай пили не все; вместо чая пили кипячёную воду, настой трав или бадана.

Обрядовая кухня. Семейские неукоснительно соблюдали все церковные праздники, приучая к этому детей, и пища у них была согласно установленных церковных канонов.

Рождество -7 января по н. с. На Рождество устраивается праздничный стол. Во время святок - с 7 по 17 января –мясо, употребляли каждый день согласно церковным правилам. 18 января – Крещенский сочельник, день постный. Начиная с 19 января – праздник Крещения Господня - мясо дозволяется, есть в любой день недели, кроме среды и пятницы. На праздник готовили такие блюда: блины, студень, заливные блюда, разнообразные мясные и рыбные блюда, пироги, пряники. Из напитков следует отметить сбитень.

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Велика дня (Пасхи). Последнее воскресенье перед Масленицей носило название «мясного воскресенья». Основным блюдом на масленицу были блины. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления своих «фирменных» блинов. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки. Масленица или последняя приготовительная неделя к святой Четыредесятнице называлась также еще сырной. В эту неделю уже не употребляли мясные продукты, а церковью приписывались молочная, сырная пища. В среду и пятницу сырной седмицы предписывалось пощение до вечера, как в Великий пост.

День Благовещения Пресвятой Богородицы – двунадесятый праздник – 8 апреля н. ст. По торжеству Благовещения празднование ему не отлагается даже в день Пасхи, если эти праздники совпадают, а если этот день приходится на дни поста, то пост ослабляется. По церковным канонам в этот день ели в основном рыбные блюда и другую постную еду.

Пасха! Праздник этот называют Великим днем, Великой радостью. Самому празднику предшествует Страстная неделя. Готовиться к Пасхе уже начинают с Великого четверга. В четверг красят яйца, в пятницу делают куличи и пасху. На праздничный пасхальный стол подавались холодные блюда - свиной окорок, телятину. Горячие блюда и рыбу в этот день готовить не принято. Крашеные яйца являлись в любой семье обязательным блюдом пасхального стола.

Семейские не использовали в пост горшки, чугуны, сковородки и тарелки, которые были в обиходе в мясоед.

Рождественский (Филиппов) пост длится с 28 ноября по 6 января по н. ст. и установлен ко дню Рождества Христова. Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря), т. е. рыба позволяется во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Если праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) выпадает на среду или пятницу, то и в этот день разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество Рождества Христова пост соблюдается так же, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, пища не употребляется до появления первой вечерней звезды, после чего принято есть кутью или сочиво (вареные в меду зерна пшеницы), а также взвар (так называют отварные сухие плоды с сахаром).

Великий Пост, или Святая Четыредесятница, начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы «сорока дней» и Страстной седмицы - недели, предваряющей Пасху». Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста «чистый понедельник» установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи.

В остальные дни недели поста: - в понедельник, среду и пятницу - сухоядение «хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот», вторник, четверг - горячая пища без масла «овощная, крупяная, грибная», в субботу и воскресенье разрешается растительное масло. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Рыба разрешается два раза за весь пост в Благовещение Пресвятой Богородицы, «если праздник не выпал на Страстную седмицу» и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу «суббота перед Вербным воскресеньем» разрешается рыбная икра. В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы. Семейские строго соблюдали Великий Пост.

Петров пост. Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост «сухоядение»: хлеб, вода, фрукты, вареные овощи, компот. В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится великий святой в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом.

Успенский пост наступает через месяц после Петрова поста.

Три праздника Спасу - «медовый Спас», Преображение Господа Бога и Спаса Исуса Христа «яблочный Спас» и перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворногого Образа Господа Исуса Христа - как бы связуют весь Успенский пост. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав церкви предписывает питаться сухоядением, во вторник и четверг можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей. В праздник Преображения Господня по церковному уставу разрешается на трапезе рыба.

Похороны. Своеобразна кухня поминального обеда семейских с. Качена Красночикойского р-на, которая сохранилась и до настоящего времени. Стол накрывается холодными закусками: рыба, квас, грибы, варенье, ягода. На передний стол подается кутья – пшеница, сваренная с медом. Затем по мере освобождения посуды блюда подаются в следующем порядке: щи, лапша, каша с ореховым маслом, пироги, драчена и завершающим блюдом являются оладушки с черемухой и оладушки с ореховыми ядрами (жмыхом).

Старообрядцы-семейские за сотни лет своего жизненного уклада сумели обеспечить для жизнедеятельности сбалансированное питание, решая при этом вопросы трудовой, хозяйственной деятельности и гармоничное отношение с природой.

В обычные будние дни, страдную пору пища семейских состояла из малого количества блюд: мясного бульона, густых мясных щей, каши, хлеба, чая с молочными продуктами, включая иногда овощные блюда в виде огурцов, помидоров. Растения являлись также и лекарственными средствами, например лук, чеснок, черемша, свекла.

В кушаньях ценилось в первую очередь их калорийность, вкус, быстрое приготовление на всю семью и на весь день. Пищу готовили в чугунах, на сковородах в русских печах. При еде использовали деревянные чашки и ложки, деревянные стаканы. Применялись глиняные и берестяные изделия, особенно туески, для хранения молочных продуктов, варенья, ягод.

Главным продуктом традиционного стола семейских испокон веков являются хлеб и множественные изделия из ржаной и пшеничной муки. Хлеб замешивали на опаре и выпекали на поту, т.е. на кирпичах. В пище семейских характерно было употребление большого количества мяса в виде жирного бульона, щей, отварного мяса с минимальным количеством добавления разных приправ. Зачастую эти блюда были и первыми и вторыми, которые назывались: жерёха, жаренина, жаркое. В качестве вторых блюд в основном была томленая каша, молочные продукты, малосольные огурцы и помидоры. Готовились блюда из разнообразной рыбы. Однако рыбная ловля для них не являлась постоянным видом промысла. Разную рыбу ели в сезон и солили впрок. На праздники из рыбы в основном пекли пироги. Рыбные блюда использовались в пище семейских в постные дни. Также семейские выращивали разнообразные овощи: картофель, помидоры, огурцы, репу, редиску, редьку, свеклу и др. Разводили плодово-ягодные растения: черемуху, смородину, землянику и многие другие насаждения. Овощи в пищу употреблялись в самом разнообразном виде: сыром, в виде салата, вареные, тушеные, жареные, и в самом разном сочетании. Овощи служили хорошей приправой к разнообразным мясным и рыбным блюдам и как основной продукт питания в религиозные праздники и во время поста. Дикорастущие растения в качестве салатов использовались в страдную пору, на сенокосе, в тайге при сборе лесных ягод, кедрового ореха, черемши. В каждом хозяйстве у семейских имелись птица и молочные животные. Блюда из молочных продуктов и яиц были постоянно на столе. Молоко пили парное, топлёное, делали сметану, творог, сыворотку, другие молочные продукты. Молоко использовали во всех кулинарных блюдах: супах, кашах, приправах, наполнителях для разных блюд. Применяли молочные продукты и в лечебных целях. Разный сок, отвары, напитки, чай с вареньем, молоко и молочные напитки также были излюбленным кушаньем. Такая еда была в основном в рабочую пору, страду. В праздничные дни пища отличалась большим разнообразием, особенно в части изделий из теста. Из сдобного теста на молоке с добавлением животного жира и яиц крутились тарки со сладкой начинкой, ватрушки с творогом, сгибни с начинкой из масла и сахара, лепешки, начиненные ягодами, или сладкие пироги.

2.1 Рецепты кухни семейских.

Проведя беседу со своей бабушкой о семейской кухне Лиза узнала много нового и интересного. Все блюда в основном готовились в русской печке. Удалось записать несколько рецептов блюд, которые в наше время уже не используются.

Вот некоторые из них:

КАРТОШКА В РУССКОЙ ПЕЧКЕ.

Сначала картошку варят в шелухе (в мундире), потом очищают от шелухи, в чугунной сковороде рубят ножом, солят, заливают сметаной или маслом и снова ставят в печь запекаться, чем дольше стоит в печке тем вкуснее.

Мы это блюдо готовили с бабушкой.

ЩИ.

В чугунок ложили все сразу: мясо, капусту, картошку, заливали водой, солили, и ставили на целый день в русскую печку томиться.

ПАРЕНКИ.

Из брюквы. После того как испекут хлеб брюкву бросали в печку на пот (на кирпичи), закрывали заслонкой, замазывали глиной все щели на сутки. На следующий день печь откупоривали, паренки доставали, выносили на улицу и замораживали. Это блюдо готовили впрок. Нужное количество заносили, таяли и ели. По вкусу напоминает повидло.

ПАРЕНАЯ КАПУСТА.

Свежие кочаны капусты ложили в печь на пот (на кирпичи) после выпечки хлеба, на сутки но печь не замазывали. Тоже заготавливали впрок и хранили на улице. А еще эту пареную капусту квасили. Качан разрезали пополам заливали соленой водой, сверху ставили гнет, и квасили три дня.

СОЛОМАТ.

Муку немного поджаривали, заливали водой (в чугунной сковороде), замешивали густо, солили, ставили в русскую печь вариться до готовности, потом смазывали маслом и ели.

КВАСНИКИ.

Делали из ржаной муки. Муку заваривали густо, ставили на край печки (на шасток) на сутки солодиться (напариваться). На следующий день из этого делали лепешки, садили их в печь на сутки чтобы засохли на сухари. На вкус получались сладкие. Их ели сухими и делали из них квас (заливали водой).

Ну а самое главное что готовили в русской печке – это пекли ХЛЕБ.

ХЛЕБ печеный в русской печке «на поту» т.е. без на кирпичах, на опаре:

С вечера ставили опару на отрубях. В квашню (емкость для теста) наливали воду, добавляли дрожжи, и отруби, делали жидко.

Утром рано эту массу процеживали, в получившуюся жидкость добавляли соль, замешивали мукой туго. Оставляли тесто (квашню) подходить. Потом раскатывали хлеб в булки, оставляли на столе еще раз подойти. Потом хлеб садили в печь примерно на час.

Если нужно было постряпать, то немного опары отливали в отдельную емкость, добавляли яйца, сахар, масло и муку. Тоже давали подойти и делали пирожки с разными начинками.

Мы с бабушкой вместе пекли хлеб в русской печке.




































Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс

План работы.

Этапы работы

Сроки выполнения

Сбор и анализ литературных и интернет источников по теме работы.

Ноябрь - декабрь

Посещение Историко – этногафического музея им. Н.В. Гладких в с. Красный Чикой.

январь

Обработка материалов.

февраль

Описать рецепты кухни семейских

Январь - февраль

Произвести фото и видеофиксацию этапов выпекания хлеба.

январь

Выступление перед классом

февраль












Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс

Заключение.

Выполнив работу мы узнали, что семейские проживают в основном в юго- западной части Забайкалья. Это потомки старообрядцев (староверов), поселённых здесь в 18 веке. В Забайкалье старообрядцев ссылали семьями, и, поэтому они получили название «семейские». Семейские неукоснительно соблюдали все церковные праздники, приучая к этому детей, и пища у них была согласно установленных церковных канонов.

Поставленные нами задачи  выполнены: изучив специальную литературу, мы узнали историю появления семейских, их обычаи;  познакомились с особенностями приготовления различных блюд, выступили перед ребятами и показали им как раньше пекли хлеб в русских печках.













Кухня семейских.

Шишмарёва Елизавета

Россия, Забайкальский край, село Красный Чикой

Государственное общеобразовательное учреждение

«Красночикойская средняя общеобразовательная школа №2»

З-а класс

Список литературы:

  1. Арефьева М.И. этнографическая коллекция семейских Красночикойского историко – этнографического музея им. Н.В. Гладких читинской области. Методическая разработка экскурсии./Дипломная работа, Улан – Удэ, 2007.

  2. Кузнецова И.С. быт и культура семейских старообрядцев Красноярской волости Нижегородского уезда Забайкальской области второй половины I - начала  вв./дипломная работа, Красноярск, 2005.

  3. http://www/krasnycnikoy.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=32&Itemid=60

  4. http://www.semeyskie.ru/kostum_comp.html