Проект «Мебель»
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели группы
Срок реализации проекта: краткосрочный
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями
Мебель окружает нас повсюду. В современном мире существует многообразие предметов мебели, отличающихся не только внешним видом, но и материалами из которых они сделаны, их функциональным назначением. Важно, чтобы ребенок знал и правила безопасности в обращении с мебелью, как и с любыми другими предметами.
Цель проекта: расширять и систематизировать представления детей о предметах мебели и их назначении. Учить различать и называть детали мебели. Закрепить обобщающее понятие «мебель». Познакомить с историей создания стола и стула, с профессией столяра. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанным руками людей. Обобщить, уточнить и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, диван, кресло, стул, стол, комод, полка, тумба, табурет, ножка, подлокотник, спинка, сиденье. Развитие и коррекция речевых и психических процессов.
Задачи:
- Уточнить и расширить представление о предметах мебели, сформировать понятие – «Мебель»;
- Уточнить и активизировать словарь по теме, формировать умение анализировать, обобщать. Развивать интерес к процессу познания;
- Совершенствовать употребление предлогов, согласовывать числительное с существительным.
- Развитие зрительного внимания и восприятия, фонематического слуха, памяти, моторики, логического мышления, познавательной активности, коммуникативных навыков;
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, воспитание бережного отношения к труду людей;
- Развитие связной речи - умения составлять рассказы по картинам и рассказы –описания
Планируемые результаты:
-Расширение кругозора детей о мебели.
- Развитие у детей внимания, логического мышления, любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Обогащение словаря, качественное улучшение лексико-грамматической стороны речи.
- Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Постановка целей;
- Разработка задач;
- Самообразование – изучение литературы по теме;
- Составление конспектов НОД;
- Подборка игр для индивидуальных и подгрупповых занятий.
2 этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о предметах мебели и развитию речи
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность
• дидактические игры: «1-2-5», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Из чего сделана мебель?», «В нашей квартире», «У куклы в комнате», «Подскажи словечко».
• настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».
• сюжетно-ролевые игры: «Мой дом», «Магазин мебели», «Новоселье»
• подвижные игры: «Чья команда быстрее соберет мебель», «Столяры».
•пальчиковая гимнастика: «Мебель», «Много мебели в квартире».
Познавательная деятельность
• Беседы: «Из чего делают мебель?», «Кто изготавливает мебель?», «Мебель в доме», «Мебельная фабрика».
Коммуникация
М. Дружинина «Кукольный домик»
Русская народная сказка «Маша и медведи»
Сказка про «Кроватку»
С. Я. Маршак «Откуда стол пришел?»
• составление рассказов по иллюстрациям.
• разгадывание загадок.
Художественное творчество
•Аппликация из геом. фигур «Мебель»;
•Раскрашивание предметов мебели;
•Пластилинография - выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру
Работа с родителями
• Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы.
• консультация на тему: «Дети - отличные помощники по дому».
3 этап – заключительный.
• Оформление результата проекта в виде презентации.
Конспект занятия в средней группе по теме «Мебель».
Цель: Познакомить детей с предметами ближайшего окружения; с мебелью, их функциональным назначением.
Задачи:
Уточнять и расширять знание детей о мебели.
Познакомить детей с частями мебели.
Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Мебель».
Словарь:
Мебельный цех, сборщик, плотник, собирать, деревянный.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением мебели.
Предварительная работа:
Рассказ о производстве мебели.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть очень внимательным. Сегодня мы с вами отправимся в царство мебели. Вы хотите узнать, как делают мебель?
Когда вырастают большие деревья, их вырубают и спиливают все ветки. Таким образом получаются брёвна, которые укладывают в грузовые машины и отправляют в мебельный цех, где делают детали для мебели. Сборщики собирают из них предметы мебели: кровати, стулья, столы, шкафы. Готовую мебель продают в мебельных магазинах.
Физкультминутка:
Стул и стол, диван, комод (загибаем пальцы, перечисляя мебель).
Мебелью зовёт народ! (показать ладошки).
Шкаф наш служит для того, (развести руки в стороны).
Чтобы класть туда бельё! (руки, согнутые в локтях перед грудью).
Для чего нужна кровать? (руки развести в стороны).
Чтоб удобно было спать! (ладони сложить и под щеку).
Мебель создаёт уют! (повороты с полуприседаниями вправо-влево).
И на даче, в доме, тут! (развести руки в стороны).
Воспитатель: «Какие бывают столы и шкафы?».
Стол, за которым пишут, какой? (Письменный.)
Стол, за которым обедают? (Обеденный.)
Стол, на котором лежат журналы, газеты? (Журнальный.)
Шкаф, в котором хранят одежду? (Платяной.)
Шкаф, в котором хранят книги? (Книжный.)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
Воспитатель: Что это? (Это стул.)
Воспитатель: Посмотрите, из каких частей состоит стул. У стула есть ножки. Сколько ножек у стула?
Воспитатель: На ножках стул стоит. У стула есть сиденье. Сколько сидений у стула?
Воспитатель: На сиденье мы сидим. У стула есть спинка. Сколько спинок у стула?
Спинка стула нужна для того, чтобы опираться спиной.
Отгадайте следующий предмет:
Под крышей – четыре ножки
А на крыше – суп да ложки (Это стол.)
Воспитатель: Посмотрите, из каких частей состоит стол! У стола тоже есть ножки, как и у стула. Сколько ножек у стола, посчитайте?
Послушайте следующую загадку:
Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан,
Мама вещи в нем хранит. (Это шкаф.)
Воспитатель: Посмотрите, из каких частей состоит шкаф! У шкафа есть стенки, полки, дверца, ручки. Сколько стен у шкафа? (Считают вместе).
Дети. Три стены.
Воспитатель: Сколько дверей?
Дети. Две двери.
Воспитатель: Послушайте следующую загадку:
По ночам во мне ребятки
До того задремлют сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я … (кровать)
Воспитатель: Из каких частей состоит кровать! У кровати тоже есть ножки и спинки. Сколько спинок у кровати? (две)
Воспитатель: Сколько ножек? (четыре)
Воспитатель: Для чего нам нужна кровать? (чтобы спать)
Правильно, на кровати мы спим, поэтому она мягкая, чтобы нам было удобно спать.
Итог занятия:
Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
Ребята, вы сегодня все дружно занимались, правильно отвечали на все вопросы, молодцы!
Конспект непосредственной образовательной
деятельности
Тема: «Мебель».
Интеграция образовательных областей: ОО «Коммуникация» разделы: «Формирование словаря», «Звуковая культура речи».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.
Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения: с мебелью, их функциональным назначением.
Задачи:
ОО «Познание»: раздел «Формирование целостной картины мира»
образовательные:
- дать представление об основных предметах мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван;
- познакомить детей с частями мебели: ножки, сиденье, спинка, дверце, ручки, стенки, полки;
- дать представление о материале, из которого изготовлена мебель;
- формировать обобщающее понятие «мебель» на основе выделения существенных признаков;
Коррекционно-развивающие:
- развитие активного словаря по теме мебель;
- развивать связную речь.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к предметам ближайшего окружения.
ОО «Коммуникация» раздел «Формирование словаря»:
- активизировать употребление в речи названий предметов ближайшего окружения;
- закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных;
- закреплять умение детей отвечать на вопрос полным предложением.
Раздел «Звуковая культура речи»: Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.
Предварительная работа: СРИ «Магазин» (играли).
Демонстрационный материал: предметы кукольной мебели: стол, стул, кровать, шкаф, диван; предметные картинки с изображениями предметов мебели; кукла, кукольный дом (с открытой стеной).
Этапы НОД:
Вводная часть: Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Педагог. Ребята, сегодня на занятие к нам пришла кукла Таня. У неё новая квартира, но мебели ещё нет. Кукла Таня просит, чтобы вы ей помогли выбрать нужную мебель. Давайте отправимся с вами в «магазин мебели» и посмотрим, что такое мебель, какая она бывает и для чего она нужна. Вы готовы отправиться в «магазин» и помочь кукле Тане?
Дети. Да!
Педагог. Тогда закрываем все глаза и говорим следующие слова:
Раз, два, три,
В магазин мы пришли!
Основная часть.
Педагог. Вот мы и оказались в магазине мебели! Давайте посмотрим, какие предметы мебели здесь есть! Отгадайте загадку:
На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
Педагог. Что это? (если дети затрудняются, педагог задает сопутствующие вопросы, показывает на соответствующий предмет).
Дети. Это стул.
Педагог. Посмотрите, из каких частей состоит стул. У стула есть ножки. Сколько ножек у стула?
Дети. (Считают) Четыре ножки.
Педагог. На ножках стул стоит. У стула есть сиденье. Сколько сидений у стула?
Дети. Одно сиденье.
Педагог. На сиденье люди сидят. (Педагог обращает внимание детей на созвучие слов «сиденье» и «сидят».) У стула есть спинка. Сколько спинок у стула?
Дети. Одна спинка.
Педагог. Спинка стула нужна для того, чтобы опираться спиной. (Педагог обращает внимание детей на созвучие слов «спинка» и «спина»).
Педагог. Отгадайте следующий предмет:
Под крышей – четыре ножки
А на крыше – суп да ложки
Педагог. Что это?
Дети. Это стол.
Педагог. Посмотрите, из каких частей состоит стол! У стола тоже есть ножки, как и у стула. Сколько ножек у стола, посчитайте?
Дети. (Педагог указкой показывает, а дети считают) Четыре ножки.
Педагог. Правильно! На ножках стол стоит. У стола есть столешница. Сколько столешниц у стола?
Дети. Одна.
Педагог. А для чего нужен стол, ребята?
Дети. Чтобы кушать за столом, заниматься, читать.
Педагог. (Помогает, если дети затрудняются ответить на вопрос о назначении мебели; исправляет ошибки при неправильном употреблении предлогов: «за столом»).
Педагог. Послушайте следующую загадку:
Он стоит в углу у стенки
Ох, огромный он на вид,
Но он вовсе не наказан,
Мама вещи в нем хранит.
Дети. Это шкаф.
Педагог. Посмотрите, из каких частей состоит шкаф! У шкафа есть стенки, полки, дверца, ручки. Сколько стен у шкафа? (Считают вместе).
Дети. Три стены.
Педагог. Сколько дверей?
Дети. Две двери.
Педагог. Где находятся ручки у шкафа.
Дети. На дверце. (Педагог исправляет, если дети неправильно произносят).
Педагог. Шкаф закрыт со всех сторон: снизу и сверху тоже. А для чего нужен шкаф?
Дети. Чтобы складывать туда одежду, бельё.
Педагог. (Помогает, если дети затрудняются ответить на вопрос о назначении мебели; исправляет ошибки при неправильном употреблении предлогов: «в шкафу», «складывать в шкаф»). Послушайте следующую загадку:
По ночам во мне ребятки
До того задремлют сладко,
Что не хочется вставать,
Что за штука я …(кровать)
Педагог. Посмотрите, из каких частей состоит кровать! У кровати тоже есть ножки и спинки. Сколько спинок у кровати?
Дети. (Считают) Две.
Педагог. Сколько ножек?
Дети. (Считают) Четыре.
Педагог. Для чего нам нужна кровать?
Дети. Чтобы спать.
Педагог. Правильно, на кровати мы спим, поэтому она мягкая, чтобы нам было удобно спать.
Педагог. А это что?
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать-
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать
Дети. Это диван?
Педагог. У дивана, как и у стула, есть сиденье, спинка, только они удлинённые. Есть также ножки. Посчитайте сколько ножек у дивана.
Дети. (Считают) четыре.
Педагог. Для чего нам нужен диван?
Дети. Диван нужен, чтобы отдыхать, посидеть или полежать перед телевизором.
Педагог. Правильно, диван мягкий, как и кровать, поэтому такую мебель называют «мягкой».
Педагог. Все эти предметы можно назвать одним словом – «мебель». Мебель в основном делают из дерева – деревянная. Кукольную мебель делают чаще из пластмассы – пластмассовая мебель. (Педагог просит повторить новые слова).
Дети с воспитателем выбирают для куклы мебель, «покупают» по одной кукольной мебели и «возвращаются» в детский сад.
Педагог. Теперь, чтобы вернуться в детский сад, надо снова закрыть глаза, и сказать:
Раз, два, три,
В детский садик мы пришли.
Давайте поможем кукле Тане расставить мебель в её новой квартире. (Дети расставляют мебель по очереди). Что ты положил?
Дети. Стол.
Педагог. Куда ты поставил стол?
Дети. В квартиру (и т. д. каждый из детей ставит по одному виду мебели и называет куда поставили).
Педагог. Вот, Танечка дети расставили новую мебель в твою квартиру! Кукла Таня очень довольна, что вы помогли ей, и она хочет с вами поиграть в игру «Мебель».
Физминутка «Мебель»
Раз, два, три,
раз, два, три,
(дети шагают)
Шкаф высокий – посмотри!
(руки высоко поднять вверх)
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре,
(дети шагают)
Стульчики у нас в квартире.
(приседания – пружинки)
Есть столики, кроватки –
(руки вытянуты перед собой ладонями вниз,
наклон вперед с разведением рук)
Мебель вся у нас в порядке!
(руками сделать большой круг перед собой).
Дети садятся на стулья полукругом перед мольбертом. На мольберт педагог по очереди выкладывает картинки с изображениями предметов мебели и просит каждого из детей повторить как называется.
Педагог. Теперь поиграем в игру «Назови ласково»! Я говорю – стул, а вы? (Педагог указывает на картинку).
Дети. Стульчик.
Педагог. Стол.
Дети. Столик.
Педагог. Шкаф.
Дети. Шкафчик.
Педагог. Кровать.
Дети. Кроватка.
Педагог. Диван.
Дети. Диванчик.
Педагог добивается правильного произношения слов.
Заключительная часть.
Педагог. Что нового вы сегодня узнали? (С какими предметами познакомились?)
Дети. Стул, кровать, стол, диван, шкаф.
Педагог. Как все эти предметы называют одним словом?
Дети. Мебель.
Педагог. Правильно. Для чего нужна мебель?
Дети. Стул нужен для того, чтобы сидеть. Стол нужен для того, чтобы кушать, заниматься, читать. Диван нужен для того, чтобы сидеть или лежать, отдыхать. Кровать нужна для того, чтобы спать. Шкаф нужен для того, чтобы хранить одежду. (Педагог помогает при затруднении).
Педагог. (Обобщает знания детей) мебель нужна для удобства и для порядка. А из чего делают мебель? (Помогает при затруднении).
Дети. Из дерева – деревянная мебель, из пластмассы – пластмассовая.
Педагог. А как вы думаете, за мебелью надо нет ухаживать?
Дети. Да (не знаем).
Педагог. За мебелью оказывается тоже надо ухаживать: мыть, протирать. Нельзя ломать, рисовать на ней. Если будете аккуратно и бережно относиться к мебели, то она прослужит очень долго (будет долго как новая).
Кукле Тане понравилось с вами играть, она вас благодарит и говорит: «до свидания!».
Дети. До свидания.
Педагог. На этом занятие заканчивается. Все хорошо поработали, молодцы, ребята!
Использованная литература:
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-5 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128с.
Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991. – 208с.
От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2013. – 336 с.
Интернет ресурсы (картинки с изображениями предметов мебели)
Раз, два, три, четыре. Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили… Много мебели в квартире. | ритм. сжимание и разжимание пальцев обеих рук Поочередное загибание (или разгибание) пальцев одной из рук чередовать хлопок в ладоши и удар кулачками |  |
Мебельный магазин.
Эту мебель мы купили Ребенок ритмично сжимает
С папой вместе в магазине. и разжимает пальцы рук.
Это стул, на нем сидят. Загибает или разгибает пальцы на руке,
Это стол, за ним едят. перечисляя мебель.
На диване отдыхают,
Книги умные читают.
На кровати крепко спят.
Вещи все в шкафах хранят.
Эту мебель мы купили Произносит текст, ритмично
С папой вместе в магазине. сжимает и разжимает пальцы рук.
Платяной шкаф.
Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой. Показывает, какой большой шкаф.
Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки, Загибает пальцы на двух руках.
Свитера и пиджаки.
И носки с футболками
Уберу на полки я.
Стихи о игрушках
Свет зажигаем - уют, красота!
В кукольном домике все настоящее,
Даже цветы на окошке стоящие,
Столик, посудка и даже плита!
Мы для гостей наготовим сластей,
Клоуну - пиццу, мишке - коврижки,
Шницели - льву, марципаны - мартышке,
А карамельки разных мастей -
Это для куколок
И для детей.
Три медведя – читайте текст сказки с картинками в пересказе Л.Н. Толстого

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровнин, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол.

Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иванычева; другая средняя — Настасьи Петровнина; третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?
Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле
Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну.

Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
Сказка про кроватку
Жила-была кроватка. У неё было розовое в цветочек одеяльце, мягкая белая перинка и жёлтая в горошек подушечка. А ещё у кроватки была очень капризная девочка. Девочку звали Анечка. Каждое утро Анечка просыпалась, сладко потягивалась и, отбросив розовое одеяльце, выскакивала из кроватки, как пружинка. Анечка торопилась позавтракать и начать какую-нибудь новую интересную игру. И, конечно, ей и в голову не приходило поправить подушку и одеяло, заправить свою кроватку так, чтобы она выглядела опрятной, а не стояла распустехой до прихода Аничкиной бабушки.
Кроватка очень расстраивалась из-за этого, но утешала себя: «Анечка ещё маленькая, вот подрастет, научится всё делать сама и не будет про меня забывать». С этими мыслями кроватка, повздыхав, засыпала. А вы разве не знали, что кроватки днем спят? Ведь они всю ночь показывают детям интересные сны, баюкают и согревают своих малышей, вот и устают. Поэтому днем они отдыхают. А когда наступает вечер, они просыпаются, полные сил…
Вот только нашей кроватке совсем не хотелось просыпаться. Но не подумайте, что она не любила свою девочку.
Нет, что вы! Всё дело в капризах. Помните, что девочка у кроватки была очень капризная? Так вот, как только приходило время ложиться спать, Анечка начинала твердить: «Не хочу в кроватку! Не пойду спать!» Принималась плакать и даже топала ножками. А кому же понравится такое отношение? И с каждым вечером кроватка грустила всё больше и больше. И однажды решила окончательно: «Не нужна я Анечке! Уйду, куда глаза глядят, вернее, куда ножки идут!» Ведь это так печально, когда тебя не любят…
Сказано — сделано. Дождалась кроватка, пока бабушка её заправит и выйдет из комнаты, а потом — шмыг, и сама за порог. Ножки одну за другой переставляет, торопится. Вышла кроватка на улицу, а куда идти — не знает. Но это не беда, ножки её сами по тропинке повели. Им с непривычки по утоптанной земле легче ходить, чем по травке. Привела тропинка кроватку в лес. А там… Деревья стоят высоченные, шумят. Птицы с ветки на ветку порхают, поют. По земле звери всякие бегают, каждый своим делом занят. «Ох, — вздохнула кроватка, — а мне- го как быть? Может, попробовать найти себе нового хозяина в лесу?»
Не успела кроватка подумать об этом, смотрит — навстречу ей по тропинке муравей ползёт, соломинку тащит.
— Муравей, послушай, тебе кроватка не нужна?
Тот даже свою ношу от удивления выронил, да как рассмеётся!
— Что ты! Я ведь в муравейнике живу. У меня там прекрасная постель из еловой хвои. А к кроватям мы, муравьи, непривычные. Да ты для меня велика слишком. Поищи себе другого хозяина.
Вздохнула кроватка, потопала дальше. Слышит: кто-то вкустах сопит и пыхтит. Подошла поближе — надо же, медведь в малиннике сидит, ягоды ест.
— Миш, а Миш, тебе случайно кроватка не нужна?
— Без надобности, — отрезал медведь. Погладил себя по толстым бокам и покачал головой.
— Я же тебя раздавлю. Мне сподручней в берлоге, на ветках и мхе. Может, кому другому сгодишься…
Кроватка расстроилась и побрела по тропинке дальше. Задумавшись, она чуть не наступила на бельчонка.
— Эй, осторожней! — возмутился тот.
— Прости, пожалуйста. Я просто никак не могу найти себе хозяина. Может, тебе пригожусь?
— Ух, ты! — бельчонок с удовольствием запрыгнул на спинку кроватки, пробежался по одеялу и свернулся клубочком на подушке. — Мягко-то как! И просторно — не то, что у нас в дупле!
— Рыжик! — вдруг послышалось откуда-то сверху. — Хватит баловаться. Марш домой!
— Извини, — сказал бельчонок. — Мне пора, мама зовет. Ты просто замечательная, но на дерево тебе не залезть, да и в дупле ты не поместишься.
Бельчонок молнией взлетел на сосну и пропал в густых ветвях. Кроватка растерянно остановилась посреди лужайки. Тропинка закончилась. Вокруг плотной стеной стояли деревья. Кроватка вдруг почувствовала, как сильно устали её не привычные к ходьбе ножки. Вспомнила, как долго она уже бродит по лесу, что скоро наступит вечер, а за ним и ночь, и горько-горько заплакала.
А в это время девочка Анечка, напившись душистого чаю с вкусным печеньем, вошла к себе в комнату. На ходу Анечка уже начала было канючить: «Не хочу спать, не пойду в крова…» Но вдруг остановилась, замерев на полуслове. Кроватки не было. Анечка внимательно осмотрела каждый уголок комнаты. Заглянула под шкаф, в ящик для игрушек и даже, задрав голову, задумчиво изучила потолок. Все напрасно! Кроватка пропала, а вместе с ней исчезли розовое одеяльце, белая перинка и желтая подушечка. «Как же я спать буду?» — воскликнула Анечка. Внезапно она поняла, что ей до ужаса хочется спать, прямо глаза слипаются. Больше всего на свете желала бы она сейчас очутиться в своей уютной маленькой кроватке. Но где же её отыскать?
Анечка выглянула во двор. На тропинке отпечатались необычные квадратные следы.
Они вели в лес. Забыв про сон, девочка поспешила туда. Ветки цеплялись за её одежду. Корни то и дело норовили подставить подножку — нельзя гулять маленькой девочке вечером одной так далеко от дома! Но Анечка всё шла и шла, озираясь вокруг, и звала: «Кроватка, милая, где ты?»
Вдруг она услышала чьи-то всхлипывания. Анечка заспешила вперёд и выбежала на лужайку. Там одна-одинешенька стояла её маленькая кроватка и горько плакала. Девочка запрыгнула на перинку, обняла подушечку и сказала: «Милая кроватка, наконец-то я тебя нашла! Пойдем домой, пожалуйста!» Кроватка всполошилась: Анечка одна, в лесу, так поздно! Нужно сейчас же отвезти домой маленькую девочку! И, конечно же, кроватка перестала плакать и даже улыбнулась. Ведь это так приятно, когда есть о ком заботиться.
Полуночница-сова сидела на высокой ветке и изумлённо крутила головой. Не каждый день увидишь такое в лесу! По тропинке, осторожно переступая четырьмя ножками, шагала маленькая кроватка. А на ней, укрывшись розовым одеяльцем, прижавшись щекой к жёлтой подушечке, крепко спала маленькая девочка. Ей снился удивительный сон про торопливого муравья, ленивого медведя и непоседливого бельчонка. Вы же знаете: самые интересные сны снятся, когда спишь в своей любимой кроватке.
Самуил Маршак «Откуда стол пришёл?»
Берёте книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришёл?
Недаром пахнет он сосной.
Пришёл он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришёл.
Пришёл он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.
У нас под ним — паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провёл,
Ветвями шевеля.
Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.
Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.
Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.
Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал...
И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.
Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нём рогатый сук,
Виднеется глазок.
Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.
Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырёх ногах!..
Но в лес он больше не пойдёт —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.
Стоит чернильница на нём, —
Лежит на нём тетрадь.
За ним работать будем днём,
А вечером — читать.
На нём чертёж я разложу,
Когда пора придёт,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолёт.









