государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования Калининградской области
«Педагогический институт»
Проект на тему: «Этапы создания предметно-развивающей среды в 1 классе».
Руководитель: Белогурова
Лидия Ивановна.
г.Черняховск 2016г.
План:
1)Цель.
2)Задачи.
3)Актуальность.
4)Временные рамки.
5)Участники.
6)Этапы создания предметно-развивающей среды.
Основная идея проекта-заключается в организации предметно-пространственной среды начальной школы в условиях внедрения новых ФГОС и базируется на положении о том, что организуя все компоненты образовательной среды, можно проектировать условия, необходимые для жизнедеятельности и эффективного развития всех участников образовательного процесса.
Цель проекта- организация предметно-пространственной среды в 1 классе начальной школы в условиях внедрения ФГОС нового поколения с учетом ресурсных возможностей школы.
Задачи проекта:
-организация предметно-пространственной среды для учащихся первого класса начальной школы, способствующей реализации компетентностного подхода;
-создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-формирование социально-открытого уклада школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей;
-создание психолого-педагогических условий для адекватного профессионального сопровождения образовательного и воспитательного процесса.
Актуальность проекта:
Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи, не наносился вред здоровью обучающихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма.
Правильно организованная в начальной школе предметно-пространственная среда позволяет облегчить процесс адаптации первоклассников.
Так как большую часть времени дети проводят в школе , значит развитие младших школьников во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей среды в учебном классе.
Обучающиеся 1 класса не должны ощущать существенных изменений при переходе из детского сада в начальную школу, так как это может повлиять на психику ребенка и может снизить мотивацию ученика.
Предметно-развивающая среда в начальной школе позволит обеспечить качество образования в соответствии с требованиями новых Федеральных государственных образовательных стандартов. Создание предметно-развивающей среды образовательного учреждения поможет обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей в школе.
Создание развивающей предметно-пространственной среды возможно при условии, если учитывается возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы.
Временные рамки:
-1 год (подборка материала)
-2-3 месяца (в ходе летних каникул)
Участники:
-Администрация;
-Директор;
-Учитель.
Этапы создания предметно-развивающей среды:
В начальной школе необходимо предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально:
для общения и для уединения;
для подвижных игр и для спокойной работы и общения;
для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений;
для поиска информации.
Создавая предметно-пространственную среду необходимо помнить:
1.Она должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции, работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2.Она должна служить удовлетворению потребностей и интерес ребенка.
3.Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
4.Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
5.Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
7. Материалы, оборудование должны меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
8. Необходимо предоставить детям возможность участвовать в создании и
преобразовании предметно-пространственной среды.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1.ЭТАП – Организационный изучение положения о проведении конкурса; определение ответственных за проект; изучение опыта работы над проектами; подбор информации из интернета и других печатных источников; изучение нормативных документов.
2.ЭТАП – Содержательный
1. Разработка подходов к организации предметно – развивающей среды в начальной школе, обеспечивающей успешную реализацию новых ФГОС.
2. Опрос среди учащихся, учителей, родителей.
3. Выяснение материально – технической базы, наличие наглядности, средств обучения и т. д.
4. Разработка дизайн – проекта.
5. Экономическое обоснование.
6. Составление памятки о правилах поведения в игровой зоне.
7. Практическая деятельность по реализации дизайн – проекта (приобретение, сборка, расстановка, монтирование)
8. Оформление проекта.
3. ЭТАП – Анализ деятельности
В начальной школе мы предусматриваем пространства, постоянно доступные детям и различающихся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально: предназначенные для общения и для уединения; предназначенные для подвижных игр и для спокойной работы и общения; предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений. Мы так же предусматриваем предоставление возможности детям с самого начала своей школьной жизни участвовать в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-развивающей среды. Это даст ребёнку ценностный опыт творческого преобразования действительности. Положительным для учителя является умение организовать в своём кабинете несколько центров активности с расположенными в них соответствующими материалами для работы.
1-Предметная зона:
Может быть представлена тремя центрами
Математичекий - наборы магнитных цифр; геометрических фигур; счётный материал; пластмассовые цифры. - счёты; - кубики; мелкие игрушки. ТП О «Логические задачи»; ТП О «Комбинаторные задачи»
Развитие речи наборы пластмассовых букв;
- «Кубики Зайцева»;
- карточки букв, слогов;
- демонстрационные карточки письменных букв;
- подборка детских книг;
- раскраски; ребусы; кроссворды,полезных ископаемых; гербарии; демонстрационный материал: муляжи овощей, фруктов, грибов, насекомых и т. д.; коллекция бабочек и жуков;
- микроскопы; глобус; компас; секундомер; термометр; атласы. - подборка книг о природе, животных, растениях; детские энциклопедии и т. д.
2-Зона отдыха:
И Г Р О В О Й (а к т и в н ы й о т д ы х)
Мы предлагаем оборудовать полками для игрушек.. Н а полу ковёр с большими мягкими подушками и резиновыми мячами для того, чтобы дети могли принять удобные позы, расслабиться, покататься на мячах, поползать. В углу – столик со стульчиками для настольных игр (шашки, шахматы, конструкторы различных типов, мозаики, домино и т. д.)
3-Творческая зона:
Может представлена местом где ребёнок может проявить свои творческие способности. На столах или стеллажах индивидуальные наборы: цветной бумаги различных типов, картон, фольга, канцелярские принадлежности и т. д. Здесь всё направлено, чтобы ребёнок рисовал, лепил, конструировал, вырезал, клеил. Здесь же выставляются творческие работы детей: поделки, игрушки, рисунки. Рядом информационный стенд содержащий информацию достижений учащихся, листовки, грамоты, поздравления.
Вывод:
На основе вышесказанного мы предположили, что правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к образовательному учреждению, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Дальнейшее развитие проекта заключается в использовании разработанной модели в организации образовательной среды в начальной школе в целях создания единого образовательного пространства школы.