Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад № 3 «Соловушка»
Проект на тему:
«Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду»
Подготовила:
Терентьева
Ольга Васильевна
«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.» Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность. Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира. Ребёнок познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. В процессе ознакомления с окружающим происходит развитие дошкольника в познавательной сфере; развивается способность видеть мир с точки зрения других, развивается речь. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребёнка, учит быть внимательным к тому, что его окружает. Дети учатся видеть, слушать, ощупывать и осязать, тем самым создаётся чувственная основа для слова.
Проблема : Дети дошкольного возраста очень плохо владеют таким важным инструментом общения, как речь. Очень часто у дошкольников вызывает затруднение составить описательный рассказ, сделать пересказ услышанного произведения или увиденного явления природы, сделать свои выводы и умозаключения.
Актуальность:
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
В процессе ознакомления с окружающим развивается мышление и речь. Мышление и речь взаимосвязаны. Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, объяснять, доказывать, рассуждать.
Цель:
Формирование и развитие речи дошкольников через ознакомление с окружающим миром
Задачи:
- Обеспечить качественное образование и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- Обеспечить проявление интеллектуальных и творческих способностей воспитанников;
- Непрерывно совершенствовать профессиональные компетентности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники группы, воспитатели, учитель-логопед. ТИП ПРОЕКТА: Обучающий, игровой, долгосрочный.
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса к стихам, песням, сказкам, эмоционального отклика на них;
- Формирование умения повторять несложные фразы;
- Появление самостоятельности у детей, активности в играх;
- Развитие словарного запаса.
I этап - подготовительный
- Изучение опыта работы по данной проблеме в сети Интернет и профессиональных журналах; Обновление и обогащение центров активности группы в соответствии с потребностями и возрастом детей;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями;
- Подбор практического материала.
II этап – практический Работа с детьми:
Речевые игры и упражнения:
- «Подбери картинку»;
- «Чего не хватает?»;
- «Что изменилось»;
- «Назови одним словом»;
- «Кто, что умеет делать»;
- «Угадай, кто, где живет?»
- Важную роль играет: слушание рассказов, сказок и стихов, театрализация, пальчиковые игры, рисование, лепка, конструирование из строительных материалов .
Сюжетно-ролевые игры использую для расширения представления об окружающем мире, развития речевого диалога
Строительно - конструктивные игры развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях, способствуют расширению словарного запаса
С помощью дидактических игр учу детей запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам
Работа с родителями:
Оформление уголка в раздевалке по данной теме.
Изготовление памяток:
- «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»;
- «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»;
- «Речь младшего дошкольника»;
- «Умные игры для дома»;
- «Игры с детьми по развитию речи»;
- «Весна пришла».
Консультации:
- «Роль дидактической игры в семье и в детском саду».
- «Чем занять ребёнка на прогулке зимой?»;
- «Как с пользой провести выходной день с ребёнком»;
- «Что и как читать ребенку дома»;
- «Речевые игры в развитии детей»;
- «Развитие речи и мышления детей через ознакомление с окружающим миром»;
- «Роль семьи в развитии речи ребенка.
Индивидуальные беседы.
В работе над развитием речи детей посредством ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду принимали активное участие родители: - в изготовлении дидактических пособий; - присутствовали на родительских собраниях; - получали индивидуальные консультации.
Результаты педагогической диагностики по образовательной области «речевое развитие»
Результативность:
- У воспитанников появился интерес к стихам, песням, сказкам, дети стали эмоционально откликаться на них;
- Сформировалось умение повторять за педагогом несложные фразы ;
- Появление интереса к стихам, песням, сказкам, эмоционального отклика на них;
- Формирование умения повторять несложные фразы;
- Появление самостоятельности у детей, активности в играх;
- Развитие словарного запаса.
- У детей появилась самостоятельность, активности в играх;
- Расширился словарный запас детей.
III этап - заключительный По данной теме сделала вывод:
развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только в непосредственно образовательной деятельности, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.
Литература по теме:
- 1. Федеральный закон об образовании в РФ (№273-Ф3) ;
- 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ №1155 МИНОБРНАУКИ РФ от 17 октября 2013 г.)
- 3. «Из детства - в отрочество.
- Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 5 года жизни.»
- Т.Н. Доронова, Л.С .Голубева, Т.И .Гризик. ( Москва 1997г.)
- 4. Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.
- 5. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение, 2006. – 112 с.
- 6. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / сост. Т. Н. Доронова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 208 с.
- 7. Максаков А. И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2011. – 144 с.
- 8. Бондаренко А. К. Развитие речи в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 2010. – 160 с.
- 9. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
Спасибо за внимание