Проект на тему:
«Творчество в деятельности учителя»
Выполнила студентка
Группы Ш-11
Семибратова Анастасия
Содержание
Введение 3
Гл.1. Творчество в педагогической деятельности 5
Гл.2. Процесс развития педагогического творчества 7
Практическая часть 7
Заключение 10
Список использованной литературы 10
Введение
В настоящее время активно обсуждается вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в колледже, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.
Актуальность
Проблема исследования творческой деятельности учителя на сегодняшний день является актуальной. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего творческого потенциала. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.
Объектом является – процесс творческого развития педагога и ученика.
Предмет - обучение как совместное творчество ученика и учителя.
Гипотеза - если педагог обладает необходимым творческим потенциалом, то ученики также будут всесторонне развиваться и творчески подходить к обучению.
Цель, объект и предмет определили следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы развития творчества как личностного феномена.
2. Выявить творческий потенциал у студентов с помощью анкетирования.
Гл.1. Творчество в педагогической деятельности
Понятие «творчество» характеризуется широтой содержания и употребления в различных значениях, что отражается в различных позициях исследователей. Различают творчество в широком смысле как создание материальных и духовных ценностей вообще и творчество в узком смысле слова как создание таких материальных ценностей, какие до этого вообще не существовали. Общепризнанным стало положение о том, что творчество содержит в себе новые материальные и духовные ценности, что оно несет в себе какую-либо новизну и ценность, обладающие общественным значением - это деятельность, порождающая нечто новое, никогда раньше не бывшее.
Педагогическую профессию ещё недавно не относили к числу профессий с творческой идеей. Это вызвано тем, что деятельность педагога имеет широкое распространение и вовсе не престижна, а творческая деятельность является лишь уделом избранных. Более того, одна сфера не может иметь настолько много творчески реализованного персонала. В свой черед существуют аспекты о том, что преподаватель должен преподнести информацию для ученика, которая будет необходима лишь для того чтобы предоставить соответствующий стандарту, общепризнанный уровень образования, и только с помощью властно регламентируемых предписаний дидактики и методики. Зачастую труд педагога сравнивают с деятельностью в различных сферах искусства.
Выделены общие черты педагогической деятельности и деятельности работников искусства:
1) значительное постоянное участие элементов работы, не поддающихся авторизации;
2) наличие внеурочной работы (тренировочной и «над предметом»); 3) специфические профессиональные эмоции;
4) значительная сложность требований, предъявляемых к психофизическому аппарату работника;
5) присутствие творческого элемента.
Педагогическое творчество – это процесс решения педагогом поставленных себе надситуативных задач, результатом которого является нечто качественно новое, способствующее реализации основной образовательной цели. Проявление творчества педагога невозможно без самого педагога, который обладает собственной творческой индивидуальностью.
Педагогическая творческая деятельность служит главным механизмом развития школы и самого учителя. Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д. Выделяют три сферы творческой деятельности учителя:
1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей).
2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию).
3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании)
Педагог, который способен к саморазвитию и самостановлению, может легко приспособиться к изменениям и инновациям в окружающем мире, применять новые знания и технологии, необходимые для осуществления педагогической деятельности.
Гл.2. Процесс развития педагогического творчества
Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий. В литературе определены следующие условия развития творчества педагога:
уровень педагогической компетентности учителя, его педагогического мышления;
стремление к творческому поиску;
владение педагогической техникой, педагогический опыт;
достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления; психологическая безопасность, атмосфера открытости и т. д.
Практическая часть
Я провела опрос «Ваш творческий потенциал» , в котором приняли участие 14 студентов.
Цель: выявить самооценку уровня творческой активности учащихся.
Ход выполнения: необходимо оценить каждый ответ: да – 2 балла, трудно сказать – 1 балл, нет – 0 баллов.
Высказывания.
Мне нравится создавать фантастические проекты.
Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
Мне удается находить причины своих неудач.
Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
Мне не трудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
Убедительно могу доказать свою правоту.
Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
У меня часто рождаются интересные идеи.
Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
Стремлюсь везде найти такое дело, в котором могу проявить творчество.
Мне нравится организовывать своих товарищей на интересное дело.
Для меня очень важно, как оценивают мой труд окружающие.
Уровни творческой активности:
низкий – от 0 до 0,7 балла,
средний – от 0,8 до 1,6 балла,
высокий – от 1,7 до 2 баллов.
Исходя из результатов опроса, я составила диаграмму:
Можно сделать вывод, что у студентом есть достаточно высокий творческий потенциал, который поможет в будущей профессии. Также ,изучив результаты опроса, я подтвердила свою гипотезу о том, что если педагог обладает необходимым творческим потенциалом, то ученики также будут всесторонне развиваться и творчески подходить к обучению. Именно у тех студентов, у которых высокий уровень творческого потенциала, больше шансов стать достойным учителем.
Заключение
Подводя итог, следует обратить внимание на то, что педагогическое творчество – это процесс, направленный от усвоения уже накопленного знания и опыта к изменению и преобразованию. Творчество педагога опирается на знания, опыт и интуицию, новые идеи, умения и навыки, которые помогают находить и применять необычные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать выполнение своих профессиональных функций. Оно возникает на основе усвоения необходимых правил. Следует отметить, что творчество педагога начинается только тогда, когда есть ценностное отношение к труду, стремление к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта, как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Список использованной литературы
М. В. Корепанова, О. В. Гончарова, И. А. Лавринец Основы педагогического мастерств. Москва издательский центр «Академия» 2012. 98 с.
С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка. Москва 1999. 791 с.
А. П. Шмакова Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий. Монография. Москва издательства «ФЛИНТА» 2013.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика. Москва издательский центр «Академия» 2002.