СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом проекте я попыталась обосновать необходимость применения наглядно-репродуктивного метода на уроках инстранного языка в начальной школе, проанализировала некоторые технологии этого метода и обосновать ожидаемые результаты его применения. Проект подготовлен в рамках курса переподоготовки учителей начальных классов "Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Проект наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку в начальной школе»

ООО «Инфоурок»





Проект



Наглядно-репродуктивный метод как основа подготовки по иностранному языку

в начальной школе


по направлению подготовки


Теория и методика преподавания иностранных

языков в начальной школе


слушателя-практиканта

курса профессиональной переподготовки


Алабушевой Светланы Михайловны


























1. Обоснование необходимость использования наглядно - репродуктивного метода при обучении иностранному языку в начальной школе.

Чтобы понять необходимость применения наглядно - репродуктивного метода при изучении иностранного языка в начальной школе необходимо разобраться в самой его сути.

В основу наглядного метода обучения лёг принцип наглядности, сформулированный великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - осязанием. Если же какие-либо предметы и явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами - предоставить нескольким чувствам».

Репродуктивный метод сводится к следующим характерным признакам:

1) знания предлагают в "готовом" виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) ученики усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение.

Несмотря на то, что оба этих метода берут своё начало в традиционной педагогике они актуальны и в современном образовании. Это объясняется тем, что, во-первых, расширилась область наглядности, и усложнился её инвентарь: от предметов и картинок, жестов и движений до видеофильмов и компьютерных программ, моделирующих фрагменты объективной действительности. Во-вторых, учительский лозунг репродуктивного метода: «Делай как я!» ушёл в прошлое, но огромное внимание уделяется объяснению последовательности и приёмов работы, а также их демонстрации. В процессе выполнения детьми практических заданий и проявляется их репродуктивная деятельность, иначе называемая воспроизводящей. Вот здесь то и «переплетаются» два метода – наглядный и репродуктивный, создавая эффективную среду для усвоения знаний.

Сегодня репродуктивный метод обучения невозможен без использования наглядных, практических и словесных приёмов, поскольку они составляют его материальную основу. Ведь методы репродуктивного характера выстраиваются на принципах передачи информации при помощи демонстрации примеров, ярких и понятных речевых оборотов, картин, рисунков, презентаций и графических изображений.

Теперь попробуем сравнить процесс овладения родной речью с процессом овладения иностранным языком, и, таким образом, определить место наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка.

В первые месяцы своей жизни ребёнок не различает слов, и значимые для взрослых слова он воспринимает как комплексы звуков, соотнесенные с действием взрослых. Но так как условия для развития речи ребенка все время поддерживаются, то переданные ему по наследству речевые механизмы постепенно начинают функционировать.

У детей дошкольного возраста речь в основном связана с образно-конкретным мышлением, что означает, что дети усваивают вначале только те слова и только в том значении, которые были связаны с познавательной личной деятельностью ребенка.

Но вот ребенок поступает в школу, и на него обрушивается лавина информации об окружающей его реальной действительности. Причем в большом числе случаев всё это сам ребенок не воспринимает через органы чувств. В связи с этим он очень быстро накапливает языковой материал. Речь ребенка на материале родного языка развивается в связи с необходимостью для него познать окружающую его реальную действительность и выразить свое отношение к ней с тем, чтобы другие могли его понимать.

С другой стороны его речевая деятельность все время контролируется одновременно речевой практикой окружающих взрослых и собственной практической деятельностью.

При овладении иностранным языком эти условия развития речи нарушаются. Во-первых, дети почти не познают окружающую их реальную действительность, а всего лишь овладевают новым способом выражения своего отношения к ней. Во-вторых, овладевать речью на иностранном языке, им помогает только один учитель, да и то очень незначительное время. В-третьих, формируемая речь детей на материале иностранного языка не контролируется ни речевой практикой окружающих его взрослых, ни его практической деятельностью. 

Чтобы компенсировать эти условия при освоении иностранного языка вполне оправданно и даже необходимо использование наглядно-репродуктивного метода обучения, с его привлечением всех органов чувств человека и моделированием фрагментов объективной действительности с одной стороны, и неоднократным повторением, требующим точного воспроизведения с другой стороны. Именно этот метод помогает достаточно быстро вспомнить заученные фразы и небольшие предложения, способствует формированию всех видов навыков, в том числе грамматических и использовать их в речи.

2. Анализ некоторых технологий наглядно-репродуктивного метода, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку в начальной школе.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - эта замечательная пословица не совсем подходит для классификации наглядности, используемой при изучении иностранного языка в начальной школе, так как условно её можно разделить на два вида: языковая наглядность и неязыковая наглядность.

Языковая наглядность связана с непосредственной демонстрацией языка, в виде воспринимаемой на слух речи, либо её зрительного отображения. Русский лингвист Борис Васильевич Беляев утверждал, что: «Так как на занятиях учащиеся овладевают не предметами, а новыми языковыми средствами, так как именно языковой материал является предметом их изучения, то и наглядность должна быть, преимущественно, языковой». Использовать на занятиях языковую наглядность – значит прибегать к иноязычно-речевой практике: слушанию иноязычной речи, говорение на изучаемом языке, чтение иноязычных текстов и выполнение письменных упражнений.

Языковая наглядность включает в себя:

- демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и др.) в устной или письменной форме.

- коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

- лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.)

Демонстрация языковых явлений в изолированном виде: фонем, морфем, слов, предложений и т.п., просто незаменима при вводе, отработке и закреплении новых слов. В языковую наглядность входят всевозможные виды показа устной и письменной речи в исполнении мастеров художественного слова и преподавателя. Активные лексические единицы вводятся с помощью визуальных опор, что облегчает их запоминание, затем тщательно отрабатываются в упражнениях с использованием аудиотехники.

Коммуникативно – речевая наглядность, представляет собой модель речевой ситуации, которая способствует практическому использованию иностранного языка. Эта репрезентация течения повседневной жизни на изучаемом языке, просто незаменима для процесса конкретизации и усвоения правил языка в актах вербальной коммуникации.

Лингвистическая и грамматическая схемная наглядность (таблицы, схемы и другие условно-знаковые пособия) позволяет визуально представлять грамматическую структуру языка. Таблицы служат своеобразной опорой для применения правил; способствуют выработке навыков употребления конкретного грамматического явления в речи; способствуют обобщению и систематизации изученного материала. Схемы позволяют акцентировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале, подводят учащихся к осмыслению закономерности, но не дают готовых выводов, формулировок, требуют от учащихся определенной осмыслительной активности, развивают мышление.

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность (картины, диафильмы, фильмы). Иноязычные слова, словосочетания и предложения усваиваются и прочнее удерживаются в памяти, если они обрабатываются слуховым, артикуляционным, зрительным и двигательным анализатора.

В зависимости от способа воздействия на ученика, неязыковую наглядность можно условно разделить на три группы: изобразительная наглядность, аудиовизуальная наглядность и ситуативно-модельная наглядность.

Изобразительная наглядность имеет целью дать отображение реального мира. Её преимущество в том, что фотографии, рисунки, картины, которые относятся к этому виду неязыковой наглядности, могут заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь показать реальный предмет на занятии часто бывает очень трудно или невозможно (например: крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека. Иллюстративный материал из альбомов по странам изучаемого языка. Фотографии и картины, включенные в альбом, знакомят с достопримечательностями той или иной страны, писателями, учеными этих стран. Каждый ученик в данной ситуации может выступить в качестве экскурсовода.

Аудиовизуальная наглядность, позволяет использовать в учебном процессе звук и изображение. К разряду аудиовизуальной наглядности можно отнести всевозможные виды показа устной и письменной речи в исполнении мастеров художественного слова и преподавателя.

Ситуативно-модельная наглядность включает в себя составление диалогов, прививающих навык речевого общения, театрализацию, ситуативную игру. Этот вид наглядности привносит вторую действительность в учебно-воспитательный процесс.

Несмотря на способ воздействия на учащегося вся неязыковая наглядность должна служить достижению следующих целей:

- возмещать нехватку предметов реальной действительности, которые познает ребёнок, и которые он учится сопоставлять со словами;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве;

- служить зрительной опорой, облегчающей восприятие речи на слух;

- создавать условия для естественного использования языка, для коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

3. Ожидаемые результаты применения наглядно-репродуктивного метода в изучении иностранного языка в начальной школе

В заключение, после обоснования необходимости использования наглядно-репродуктивного метода обучения иностранному языку в начальной школе и анализа некоторых технологий этого метода, применимых в указанных условиях, можно обосновать ожидаемые результаты его применения.

Без сомнения можно утверждать, что наглядно-репродуктивный метод изучения иностранного языка в начальной школе является одним из ведущих в обучении. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. Существуют два направления использования наглядности – в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютерные программы) помогают учащимся овладевать звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации.

Главное преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. При многократном повторении прочность знаний может быть значительной.

Особенно эффективно применяется наглядно-репродуктивный метод в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

В области изучения иностранных языков наглядно-репродуктивный метод можно трактовать как специально организованный показ языкового и экстролингвистического материала с целью его лучшего понимания, усвоения и использования в речевой деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о результатах применения наглядно-репродуктивного метода:

- вызывает познавательную активность учащихся;

- способствует приобретению осознанных знаний;

- обеспечивает их прочность усвоения;

- оказывает положительное эмоциональное воздействие (при выполнении упражнений с применением наглядности ученики говорят и слушают не потому, что обязаны это делать, а им интересно решать подобные речевые задачи);

- способствует успешному решению развивающих, практических, образовательных и воспитательных задач.

8