Министерство образования и науки Республики Дагестан Республиканский Фестиваль исследовательских проектов младших школьников «Первоцвет»
- «Не забывай о вежливости»
- Секция : «Исследуем словом»
- Выполнила : Азизова Амина
- Ученица 3 «А» класса
- МБОУ НовомехельтинскаяСОШ
- Руководитель : Магомедова Сайгибат Алиевна
- Учитель начальных классов
- МБОУ Новомехельтинская СОШ
Содержание работы 1. Актуальность. 2. Цель исследования. 3. Задачи. 4. Гипотезы. 5. Предмет и объект исследования. 6. Основная часть. 7. Заключение. 8.Список литературы. 9. Приложение.
Актуальность. Многие считают быть вежливым, воспитанным человеком необязательно, что и без вежливости можно добиться поставленных целей. Я с такой точкой зрения не согласна. Меня и в школе и дома учат быть вежливой. Так меня заинтересовала история происхождения вежливых слов, как часто ученики нашей школы используют вежливые слова и вежливы ли мы на самом деле.
Цель исследования.
1.Выяснить происхождение вежливых слов.
2.Изучить влияние вежливых слов на взаимоотношение людей.
3. Определить и изготовить памятку «Не забывай о вежливости».
Задачи.
1.Узнать значение вежливых слов.
2.Подобрать стихи , пословицы на тему проекта.
3. Нарисовать рисунки с одноклассниками по теме проекта.
4. Провести эксперимент на улице.
5. Провести наблюдение за учащимися до уроков и на переменах
(2 смена).
6. Провести анкетирование учеников второй смены.
7. провести анкетирование среди учителей.
8. Взять интервью у учителя и у родителя.
Гипотезы
- 1. Без вежливости никак.
- 2. Дети нашей школы вежливы.
- 3. Учителя любят работать с вежливыми учениками.
Предмет исследования
Объект исследования
Вежливые слова
Ученики и учителя Новомехельтинской СОШ
«Вежа» – знаток «Вежливый» - знающий как себя вести.
Группы вежливых слов 1 . Слова приветствия. 2. Слова благодарности. 3. Слова просьбы. 4. Слова похвалы.
Здравствуйте – пожелание, просьба будь здоров.(Здравствовать ) «Здравия тебе желаю» Всемирный день приветствий отмечается ежегодно – 21 ноября.
Разные формы приветствий
Пожалуйста – уважительная просьба, и ответное внимание. «Пожалуй» - означало – «сделай милость», «окажи любезность».
Спасибо - современная форма выражения признательности. «Хвала тебе» «Спаси вас Бог» 11 января – всемирный день слова «спасибо».
Извините – означает просьбу, простить. «Снимите с меня вину».
До свидания – современная форма прощания при расставании в надежде еще раз встретиться. «Челом да здорово!» - древняя формула прощания.
Пословицы. 1 . Каков привет, таков и ответ. 2. Приветливое слово гнев побеждает. 3. Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. 4. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Рисунки по теме проекта.
Эксперимент на улице. Незнакомые люди все-таки отвечают на приветствие, но не охотно.
Наблюдения за учениками. 1.Взрослые со взрослыми: «Здравствуйте», «Добрый день». 2.Дети со взрослыми: «Здравствуйте». 3. Дети с детьми: «Привет».
Анкетирование учеников. Всего в опросе принимало участие 55 учеников(2 смена). Ученики считают, что без вежливости никак не обойтись, но иногда забывают про нее.
Анкетирование учителей. В опросе принимали участие 16 учителей. Выяснилось учителя любят вежливых учеников, потому что с ними приятнее работать.
Интервью учителя. Вежливость-это доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми. Вежливые слова положительно влияют на человека если они идут от души, от сердца, искренне.
Интервью у родителей. По мнению родителя самым главным «учебным пособием» в привитии ребенку вежливых качеств являются родители .
Стихотворение. Растает даже ледяная глыба, от слова теплого «Спасибо». Зазеленеет старый пень, когда услышит «Добрый день»! Мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь «Здравствуйте»! Когда нас бранят за шалости, говорим – «Простите пожалуйста». И в России, и в Дании на прощание говорят – «До свидания»! Но увидимся с вами опять, чтобы «Здравствуйте!» снова сказать. Как бы ни было в жизни нам туго, надо вежливость не растерять. Мы окажем вниманье друг другу, и друг друга станет легче понять.
Заключение. По итогам исследования 100 % учеников и учителей считают вежливость необходимой. Многие ученики считают себя вежливыми, но здороваются и желают в столовой приятного аппетита далеко не все. Поэтому я составила памятку: «Не забывай о вежливости» так как в вежливых словах заключены великие силы.
Список литературы. 1.Волкова Т.В.- «Наука быть человеком». 2. Классные часы.3кл.Попова Г. П. 3. Давыдова М.- «Доброе слово, что ясный день»-Начальная школа. 4.Ожегов С. И.-Толковый словарь русского языка. 5.Сборник пословиц и поговорок. М.:Просвещение,2001. 6.Интернет.
Приложение 1. 1.Результаты эксперимента на улице. 1 человек был серьёзным. 3 человека улыбнулись. 1 человек не обратил ни какого внимания. 4 человека поздоровались. 2.Наблюдения за учащимися 15 учеников поздоровалось. 9 учеников не поздоровались 3.Результаты анкетирования учителей. Вопрос1. Любите ли вы работать с вежливыми учениками. 1.Да. -16учит. 2.Не знаю. -0. 3.Нет. – 0. Вопрос2. Относитесь ли вы хуже к невежливым ученикам. 1. Да. – 0. 2.Иногда.-6
Приложение 2. Результаты анкетирования учеников 2 «б», 3 «а», 3 «б» - 55 уч. Вопрос 1. Здороваетесь ли Вы с учителями другими взрослыми в школе? 1. Да – 37; 2. Иногда – 18; 3. Нет – 0; Вопрос 2. Извиняетесь ли Вы, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя? 1. Да – 27; 2. Иногда – 17; 3.Нет – 11; Вопрос 3. Извиняетесь ли Вы, если нечаянно толкнул кого – то? 1.Да – 37; 2. Не всегда – 13; 3.Нет – 5; Вопрос 4. Желаете ли Вы приятного аппетита в столовой учителям и друзьям? 1.Да – 27; 2.Только учителям – 7; 3.Только друзьям – 6; 4. Нет – 15; Вопрос 5. Вежливый ли Вы человек? 1. Да – 31; 2. Не совсем – 21; 3. Нет – 3; Вопрос 6. Нужна ли Вежливость? 1.Да- 55; 2. Не знаю – 0; 3. Не нужна - 0;
Приложение 3. Памятка: «Не забывай о вежливости». 1. Не забывай здороваться всегда и со всеми 2.За оказанную услугу, помощь, благодари 3. Не забывай извиниться за причиненное неудобство. 4. Будь приветлив и внимателен к другим. 5. Не отвечай на грубость грубостью. 6. Садясь за стол не забудь пожелать всем приятного аппетита. 7. Выходя из-за стола не забудь сказать: «Спасибо, было очень вкусно.» 8. Когда просишь о чем-либо, говори пожалуйста. 9. Уходя не забывай попрощаться.
Рисунки по теме проекта видео
Рисунки по теме проекта 2 видео
Эксперимент на улице видео
Анкетирование учителей видео
Анкетирование учеников видео
Интервью учителя видео
Интервью родителя видео