СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей детей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. А. Сухомлинский

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

Просмотр содержимого документа
«Проект «Нетрадиционная техника рисования с детьми ОВЗ как средство развития творческих способностей детей».»

Проект «Нетрадиционная техника рисования

с детьми с ОВЗ как средство развития творческих способностей детей»

В. А. Сухомлинский

«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».



Актуальность:

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство учеников. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. 

Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления школьника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание я уделяю нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.



Социальная значимость проекта:

Проект способствует социализации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие творческих и изобразительных способностей.

Цель проекта:

- способствовать развитию у детей c ОВЗ интеллектуальных и творческих способностей, фантазии, воображения, способности выражать восприятие окружающего их мира с помощью нетрадиционных техник рисования;

-формированию уверенности в себе, в своих способностях;

Задачи проекта:

- развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

- познакомить с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;

- воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Гипотеза: чем разнообразнее будут условия, в которых протекает творческая деятельность обучающихся, содержание, формы, методы и приемы работы, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей с ОВЗ.

Описание проекта:

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Новый материал представляется как увлекательный, игровой, как сказка с выходом на деятельность. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.

Зачастую у детей с ОВЗ отмечается низкий уровень технических навыков рисования: это слабый нажим на карандаш, неравномерное закрашивание, выход за границы контура, редко проявляются фантазии, отсутствует живость воображения, лёгкость при возникновении образов. А работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Одним из главных достоинств применения нетрадиционных техник считаю то, что результат изобразительной деятельности ребенка не может быть плохим, вне зависимости от его творческих способностей. Ведь работа каждого ребенка получается яркой, индивидуальной и неповторимой, что вызывает у детей чувство радости, гордости, уверенности в своих силах и дальнейшего желания творить.

Критерии эффективности проекта:

- рост и развитие творческих способностей детей;

- увеличение работ, выполняемых детьми посредством применения нетрадиционных техник рисования;

- удовлетворенность родителей возможностью развития творческих способностей детей;

- уровень мотивации учащихся к предмету ИЗО;

- уровень самоопределения детей в видах и формах творческой деятельности.

Этапы проекта:

№ п/п

Этапы проекта

Содержание

Сроки реализации

1.

Подготовительный

(организационно-

прогностический)








- изучение и подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме

- составление перспективного плана

-подбор наглядного и дидактического материала

-прогнозирование ожидаемых результатов проекта






2.

Основной










-реализация проекта в учебно-воспитательном процессе

-промежуточная диагностика результатов внедрения проекта

- создание предметно-развивающей среды, обеспечивающей достижение цели проекта и соответствующей возрастным особенностям детей

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками (Приложение 1)

-разработка конспектов мероприятий по развитию художественных способностей на основе нетрадиционных техник рисования с использованием различных материалов


3.

Заключительный










- выставка работ, выполненных детьми на базе школы

- участие воспитанников в творческих конкурсах различных уровней

- умение применять освоенные техники изобразительной деятельности

- анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта, в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей



Ожидаемые результаты:

Для учеников:

  • Повышение уровня развития творческих способностей детей, применяя нетрадиционную технику рисования;

  • Овладение методами самообразования.

  • Развитие навыков исследовательской деятельности на базе применения нетрадиционных техник рисования.

  • Развитие креативных способностей.

  • Повышение культуры общения в процессе учебной деятельности.

  • Повышение мотивации к учению.

  • Пробуждение в детях интереса к познанию и применению в работе новых техник нетрадиционного рисования.

Для педагога:

- личностный и профессиональный рост;

- внедрение новых методов в работе с детьми

Для родителей:

- Возможность расширения поля взаимодействия с педагогами.

Трудности при применении  нетрадиционных техник рисования могут заключаться:

- в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- в применении методов и приемов работы с детьми с ОВЗ, исходя из их индивидуальных особенностей;

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Заключение

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представление о мире.

По предварительным результатам своей работы я отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют к ним большой интерес. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь. Ребята с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, а те в свою очередь и сами с удовольствием посещают наши занятия и рисуют вместе с нами!