Краткая аннотация проекта
Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на базе бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа N69». Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ОВЗ в образовательную среду общеобразовательной школы.
В результате реализации проекта педагоги школы освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Законные представители ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации.
Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ОВЗ в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов
школы, в состав которой войдут:
- учитель
- логопед, педагог
- психолог,
- социальный педагог, фельдшер школы, учителя-предметники.
Всего в проекте будут принимать участие 21 учитель, 33 учащихся с ограниченными возможностями здоровья и 8 обучающихся детей-инвалидов. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.
Предложенную модель инклюзивного образования можно будет использовать в других образовательных учреждениях города Новосибирска и Новосибирской области.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта | Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве |
Основания для разработки проекта | Ø Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании"; Ø Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа" Ø Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Ø Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» |
Автор – разработчик | Шуляк Ирина Викторовна, учитель начальных классов |
Исполнители | Администрация, педагогический коллектив МБОУ СОШ 69 г.Новосибирска |
Сроки реализации | 2018-2019 |
Цель проекта | Создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам т запросам каждого участника образовательного процесса |
Задачи: | 1. Создание нормативно- правовых, кадровых, материально-технических условий, необходимых для реализации проекта. 2. Создание единой образовательной среды для каждого ребенка. 3. Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования. 4. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме. 5. Повышение квалификации педагогических работников для обеспечения инклюзивного образования. |
Основные мероприятия проекта | Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со здоровыми сверстниками) к моменту завершения обучения. Обучающийся полностью включен в общий образовательный поток Опишите примерные направления работы по адаптации образовательной программы для ребенка с ОВЗ, посещающего вашу образовательную организацию (желательно с конкретными выраженными нарушениями психического и (или) физического здоровья) по плану: - создание «безбарьерной» среды; 1.Оборудован пандус для входа в школу, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов. Имеется площадка для игр и отдыха. 2.Организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей.Организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы. 3.Привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе - коррекционно-развивающая работа; Коррекционная работа реализуется поэтапно, в течение учебного года. ▪ Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность), период реализации: сентябрь- октябрь. Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. ▪ Этап планирования, организации, координации (организационно- исполнительская деятельность), период реализации: октябрь- декабрь. Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. ▪ Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Период реализации: январь, май. Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка. ▪ Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Период реализации: февраль- апрель. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы - адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях; Направление: «Развитие письменной и устной речи» обогащение и активизация словаря; развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов); развитие слухового внимания; совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков; развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации; развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.) развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками Направление: «Развитие познавательных интересов» развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развитие мышления:овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций; развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.) Направление «Психологическое развитие» принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничеств - социальная адаптация. |
Объемы и источники финансирования проекта | Текущее бюджетное финансирование |
Система контроля | 1.Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы. 2. Размещение информации на сайте школы в течение всего времени реализации проекта. 3. Ежегодное представление аналитического отчета в форме «Публичного доклада» с выкладкой информации на сайте школы об итогах реализации проекта за текущий год. |
Пояснительная записка
Введение
Актуальность проекта.
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
связи с введением в образовательный процесс школы инклюзивного обучения детей с ослабленным здоровьем, в том числе детей ограниченными возможностями, учеников с особыми нуждами у общеобразовательного учреждения появится возможность создания вариативных условий для реализации права на образование всех категорий школьников с учетом их психофизических особенностей, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
рамках проекта «Наша новая школа» создается государственная (федеральная) программа «Доступная среда - безбарьерная среда». Важно осознать, какие барьеры предстоит преодолеть, чтобы предоставить каждому ребенку право на доступное и качественное образование по месту его проживания, без отрыва от семьи, родителей и сверстников.
Инклюзивное образование – это естественный и закономерный этап в развитии системы образования, подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья. Инклюзивное образование понимается и реализуется как благо для всех тех, кто таких детей учит, кто учится вместе с ними, кто воспитывает их в семье – и как шанс и для всего гражданского общества, получающего возможность на практике реализовать гуманистические ценности равных прав, свобод и достоинств каждого человека.
В настоящее время 1,6 миллионов детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, в соответствии их особыми образовательными потребностями.
В МБОУ СОШ N69 обучаются учащиеся, которым решением городской ПМПК рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VII вида, и дети-инвалиды которые не всегда получают своевременную специализированную помощь, т.к. в школе пока не создана для них идеальная адаптивная среда.
Всѐ чаще возникает ситуация, когда в общеобразовательном классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Чаще всего эти дети проживают на микроучастке нашей школы. Вблизи нет специальных образовательных 3 учреждений, способных удовлетворить образовательные потребности таких детей. Не у всех родителей есть возможность сопровождать ребенка на значительные расстояния, и чаще всего они выбирают школу, расположенную недалеко от места проживания, для обучения ребенка с ОВЗ.
Длительное пребывание детей с ОВЗ в массовой школе без специального подхода к их обучению и воспитанию может привести к образованию у них вредных привычек: к бездеятельному время препровождению, лени, дракам, демонстративному поведению, страху перед вызовом к доске, отвращению к учѐбе, нежеланию ходить в школу и др. Перед школой стоит непростая проблема. Как организовать обучение так их детей, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать
себя в обществе, стать полноценными членами его. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь образовательного учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.
В нашем образовательном учреждении созданы предпосылки для реализации инклюзивного образования. Для определения индивидуального образовательного маршрута дети с ОВЗ направляются в городскую психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Для организации сопровождения детей с отклонениями в развитии непосредственно в условиях образовательного учреждения создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК).
В школе имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие
процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учитель-логопед,
педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер). 8 учителей начальной школы, один учитель английского языка, один учитель русского языка и один учитель математики прошли курсы повышении квалификации по темам «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет-технологий», «Особенности образовательного процесса для детей с задержкой психического развития», 6 учителей имеют курсы по дистанционному обучению детей-инвалидов.
Особая роль отводится специалистам, имеющим образование по профилям: «Олигофренопедагогика», «Специальная психология», «Логопедия», «Социальная педагогика», т.к. психолого–педагогическое и социально–педагогическое сопровождение, названной категории обучающихся, должно быть, во-первых, комплексным и, во–вторых, иметь
коррекционно-развивающую направленность. Все занятия должны проводиться индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребѐнка с учѐтом его интеллектуальных и физических возможностей. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы, несомненно скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
Каждому ребѐнку с ОВЗ необходима индивидуальная помощь, коррекционные занятия, специальные, оздоровительные мероприятия, участие в общественной жизни школы, психолого-медико-педагогическое сопровождение. Поэтому, чтобы создать качественную модель инклюзивного образования, необходимо ввести в штатное расписание образовательного учреждения дополнительно ставку социального педагога, приспособить всю жизнь образовательного учреждения к потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведенный анализ позволяет выделить ряд актуальных проблем, которые необходимо решить, чтобы обеспечить защиту прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на доступное и
качественное образование:
Деятельность образовательного учреждения, обеспечивающего инклюзивное образование, недостаточно обеспечена нормативно-правовой базой.
Недостаточно обеспечена возможность для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через включение в социально-значимые проекты и события, различные виды социальной, творческой деятельности.
В образовательном пространстве школы не сформировано необходимое толерантное отношение к детям с ОВЗ и детям-инвалидам, что затрудняет организацию интегрированного, инклюзивного обучения.
4.Отсутствует система мониторинга качества образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в образовательном учреждении, что затрудняет принятие своевременных и эффективных управленческих решений.
Решив эти проблемы, мы можем создать предпосылки для внедрения модели более гуманного, качественного образовательного процесса, включающего обучение всех детей, в том числе имеющих ОВЗ и детей-инвалидов.
Идея проекта
Обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей.
Гипотеза
Если устранить образовательные барьеры, то каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей.
Объект проектирования: деятельность участников 0бразовательногопроцесса.
Субъект проектирования:родители, обучающиеся, учителя,администрация.
Предмет проектирования: модель инклюзивного образования.
Цель и задачи проекта
Цель:
Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
1.Создать нормативно-правовые, кадровые, программно-методические, материально-технические условия, необходимые для реализации проекта.
2.Создать единую доступную образовательную среду для каждого ребенка.
3. Организовать систему эффективного психолого-педагогического
сопровождения процесса инклюзивного образования.
4. Повысить квалификацию педагогических работников для обеспечения инклюзивного обучения.
Этапы реализации проекта
этап | Задачи | сроки |
Подготовительный | Разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постояннодействующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров дляизучения потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства, Изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями; Разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании; Разработка программно-методического обеспечения работы с ОВЗ и детей-инвалидов. | |
Этап запуска проекта | На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
| |
Основной этап развертывания проекта | 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов. 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление Индивидуальных образовательного маршрута и Индивидуальных образовательных планов. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся 4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса. 5. Оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса. | |
Завершающий этап проекта | Проанализировать реализацию Проекта и достигнутых результатов, определить проблемы, возникшие в ходе реализации Проекта, наметить пути их решения, составить перспективный план дальнейшей работы в этом направлении. | |
Ожидаемые результаты:
-выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
-реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
-реализация себя в обществе
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий | Показатели |
Реализация индивидуального подхода к детям. | Составление индивидуального учебного плана с учетом данных диагностики. |
Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. | Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности ребенка, обеспеченной наблюдающей позицией взрослого. |
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями. | Активное включение в образовательный процесс всех его участников. |
Междисциплинарный подход. | Междисциплинарное проведение и обсуждение диагностики, составления и реализации ИОП. |
Партнерское взаимодействие с семьей. | Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни школы, консультации родителей по волнующим их вопросам |
Мероприятия по реализации проекта
№ | Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнители |
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение |
1.1. | Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов | постоянно | администрация |
1.2. | Положение об инновационной деятельности | январь | администрация |
1.3. | ДОГОВОР о предоставлении детям с ограниченными возможностями здоровья инклюзивного образования | июнь-август | администрация |
1.4. | Адаптированная образовательная программа | Январь-август | Заместитель директора по УВ |
1.5. | Положение о реализации инклюзивной практики в школе | Январь-август | Заместитель директора по УВ |
1.6. | ПОЛОЖЕНИЕ «О классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении". | Январь-август | Заместитель директора по УВ |
1.7. | Маршрутный лист учителя по сопровождению ребенка с ОВЗ | Январь-август | Заместитель директора по УВ |
1.8. | Должностная инструкция методиста – координатора по инклюзивному образованию | январь | администрация |
1.9 | Приказ о создании рабочей группы по внедрению инклюзивного образования | январь | администрация |
2. Работа с родителями |
2.1 | Анкетирование и опросы, консультации | Январь-май | Социальный педагог, педагог-психолог |
2.2. | Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы. | Январь-май | Педагог-психолог |
2.3 | Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию | Январь-май | Специалисты, учителя |
2.4 | Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта. | Январь-май | Специалисты, учителя |
3. Организация образовательного процесса |
Обучающиеся |
3.1. | Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий | Январь-сентябрь | Педагог-психолог |
3.2 | Участие и проведение детских мероприятий: акция милосердия, конкурсы творческих работ «Образование без барьеров». Конкурс рисунков «Сделай мир добрее». | Январь-сентябрь | Классные руководители |
3.3 | Участие в кампании «Все дети должны учиться вместе». | Январь-сентябрь | Классные руководители |
3.4 | Включение всех детей с ОВЗ в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий. | Январь-сентябрь | Классные руководители, учителя. |
Учителя |
3. 5. | Индивидуальное планирование работы учителями | август | Завуч, учителя-предметники |
3.6 | Проведение диагностики по УУД в интегративных классах | В течение года | Завуч, учителя-предметники |
3.7 | Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов | В течение года | Завуч, учителя-предметники |
3.8 | Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам. | В течение года | Завуч, учителя-предметники |
3.9 | Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-предметниками. | В течение года | Завуч, учителя-предметники |