Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4»
Педагогический проект
«От зернышка до каравая»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа №2 «Эколята»
Сроки реализации проекта: 19.09.2022 г. – 30.09.2022 г.
Составители проекта:
Воспитатель: Студеникина С.А.
Воспитатель: Черноголова Ю.В.
г. Майкоп, 2022 год
Цель проекта: создание условий для формирования общечеловеческих ценностей (бережное отношение к хлебу, к труду людей), целостного представления о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе, приобщения к истокам русской культуры детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание (задачи):
Для детей:
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении;
познакомить с историей возникновения хлеба;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
воспитывать желание делиться полученными знаниями.
Для родителей:
Методы и формы реализации проекта:
опыты, экспериментирование;
беседы;
чтение художественной литературы;
рассматривание иллюстраций;
творческая мастерская;
заучивание стихотворений ;
отгадывание загадок;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
дидактические игры, подвижные игры;
постановка и решение вопросов проблемного характера;;
Предполагаемые результаты:
Для детей (в результате работы над проектом воспитанники смогут):
назвать более 10 разновидностей хлебобулочных изделий;
назвать какие зерновые произрастают на полях;
описать процессы выращивания зерновых и приготовления хлебобулочных изделий;
перечислить профессии людей, которые выращивают и изготавливают хлеб;
узнать традиции русского народа, связанные с хлебом;
назвать пословицы, загадки и стихи о хлебе;
провести «виртуальную» экскурсию по полю (выращивание злаковых); на хлебозавод (выпекание хлеба);
приобрести навыки группового взаимодействия, умение работать в коллективе;
приобрести навык исследовательской работы;
приобрести способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
Для родителей:
повышение качества сотрудничества и сотворчества, необходимых для формирования бережного и уважительного отношения к хлебу и его создателям.
Продукт проекта:
выставка рисунков «Хлеб – всему голова!»;
выставка поделок из бросового материала «Мельница»;
слайдовые презентации.
Этапы реализации проекта
I. План-график мероприятий (этапы реализации проекта):
1. Подготовительный этап.
Получение информации об уровне знаний детей о процессе выращивания зерновых культур, изготовления хлеба.
Формулирование целей, задач и содержания проекта, определение этапов его реализации.
Подбор методического материала, художественной литературы, пословиц и поговорок по данной теме.
Подготовка дидактических игр, пособий, иллюстраций по теме «Хлеб».
Подбор обучающих фильмов из сети Интернет с сайта youtube.
Создание презентации «Откуда хлеб пришел»
2. Основной этап (реализация проекта).
День (неделя) | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Вид деятельности. Тема | Цель |
Понедельник 19.09.2022 г. | Беседа «Как на наш стол хлеб пришел» Рассматривание картин И. И. Шишкина «Рожь» Ознакомление с художественной литературой Я. Тайц «Все здесь» | Формировать представления детей о хлебе, как одном из величайших богатств на земле. Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба. Дать представление о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему. Развивать умение словесного описания картины. Воспитывать любовь к искусству и родной природе. Продолжать расширять представление детей о выращивании хлеба | Подбор иллюстраций о хлебе. |
Вторник 20.09.2022 г. | Беседа «История возникновения хлеба» Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса) Изобразительная деятельность. Рисование «Пшеничное поле» Опыт: «Проращиваем пшеницу» | Познакомить с историей происхождения хлеба Развивать познавательно – исследовательскую деятельность, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения. Закреплять знания о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), дать представление о композиции; учить подбирать цветовую гамму, учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов, учить гармонично располагать изображения на листе бумаги; развивать видение эстетической красоты в натюрморте. Уточнить знания детей о необходимых условиях для роста и развития пшеницы. |
Среда 21.09.2022 г. | Беседа по картинкам «Какие сельскохозяйственные машины помогают выращивать и убирать хлеб?», «Кто такой хлебороб» Ознакомление с художественной литературой Паустовский «Горячий хлеб» Сюжетно-ролевые игры: «Семейное чаепитие», «Пекарня», «Магазин». | Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу). Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения Обогащать игровой опыт детей. Учить использовать свои знания для развития сюжета. |
Четверг 22.09.2022 г. | Грамматическая речевая игра «Отгадай профессию» Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Ознакомление с художественной литературой В. Крупин «Отцовское поле» Опыт: «Заплесневелый хлеб» | Развивать словотворчество Учить выстраивать сюжетные картинки в правильную последовательность, аргументировать свое мнение. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения Предложить установить , что для роста мельчайших животных организмов (грибков) нужны определённые условия. |
Пятница 23.09.2022 г. | Составление рассказов по иллюстрации «Как выращивают хлеб» Развивающая дидактическая игра «Я знаю пять названий» Просмотр мультфильмов: «История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена | Учить выстраивать сюжетные картинки в правильную последовательность, аргументировать свое мнение. Развивать связную речь. Обогащать словарный запас детей. Учить правильно называть хлебобулочные изделия. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения |
Понедельник 26.09.2022 г. | Беседа «Как испечь хлеб в домашних условиях» Дидактическая игра «Какой хлеб?» Ознакомление с художественной литературой Литовская сказка. «Как волк вздумал хлеб печь» Сюжетно-ролевые игры: «Семейное чаепитие», «Пекарня», «Магазин». | Обсудить с детьми способы изготовления хлеба и хлебобулочных изделий. Учить подбирать определения к существительному . Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения. Обогащать игровой опыт детей. Учить использовать свои знания для развития сюжета. | Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка). Конструирование совместно с родителями из бросового материала и выставка работ «Мельница – вертельница» |
Вторник 27.09.2022 г. | Ознакомление с художественной литературой Чтение стихов о хлебе (Приложение) Сравнительная беседа та тему «Как хлеб растили в старину? Как выращивают его сейчас» Грамматическая игра «Угадай, что это?» | Предложить детям послушать стихи и обсудить содержание. Предоставит возможность для дошкольников сравнить с опорой на сюжетные картинки , как выращивали хлеб в старину, когда не было машин и как это происходит в наше время. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Учить согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье |
Среда 28.09.2022 г. | Просмотр документальных фильмов «Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка». Лепка. Тестопластика . «Испечѐм каравай» (из солѐного теста) | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание произведения. Способствовать углублению интереса детей к предметной лепке из теста; учить детей лепить хлебные изделия различной формы, украшать свои изделия; воспитывать желание радоваться результатам своего труда, делать приятное другим; учить детей бережливости («Каждую крошку в ладошку»). |
Четверг 29.09.2022 . | Просмотр мультфильмов «Чудо – мельница!» русская народная сказка. Исследовательская деятельность «Сделаем муку, как наши предки». | Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения. На тарелочке (в лукошке), лежат зерна пшеницы. На столе стоят ступа и кофемолка. Дети кладут зерна в ступу и толкут до тех пор, пока не получится мука.. Затем тоже самое проделать с помощью кофемолки. Воспитатель обсуждает с детьми, каким способом удобнее и легче получить муку? |
Пятница 30.09.2022 г. | Исследовательская (экспериментальная) деятельность «Тепло и холод» Чтение рассказов: В.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом». | Определить влияние температуры на поднятие теста Формировать у детей умение эмоционально воспринимать и понимать содержание художественного произведения. |
3. Заключительный этап.
альбом «Хлеб – святыня русской земли»;
выставка рисунков «Хлеб – всему голова!»;
выставка поделок из бросового ( и природного) материала «Мельница»;
слайдовые презентации.
Оценка результатов и отчетность
В результате работы над проектом дети узнали.
Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб. Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях. Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека. Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «От зѐрнышка к хлебушку», «Хлеб всему голова!» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г.Х. Андерсена. Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
Таким образом, проведѐнная нами работа,помогла обогащению и расширению представлений детей о хлебе. Дети узнали последовательность выращивания и уборки хлеба, познакомились с профессиями людей, занимающимися посадкой, уборкой, выпеканием хлеба. В их словаре появились такие новые слова, как: «Пахарь», «Мельник», «Комбайн», «Комбайнѐр», «Серп», «Плуг», «Коса» и другие. Наши ребята познакомились и разучивали пословицы и поговорки, стихи о хлебе, которые с удовольствием рассказывали сверстникам и родителям. Поделки, сделанные совместно с родителями помогли творчески проявить себя. Дети осознали, что хлеб проходит длинный путь, прежде чем придти на наш стол. Они стали бережнее относится к хлебу.
Приложение 1
Загадки о хлебе
Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
Есть такие слова: «Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле)
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Пословицы и поговорки о хлебе
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
Хлеб в пути — не тягость.
Приложение 2
Стихи о хлебе
Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть:
«Черный хлеб прибавит силы».
Съел. И завтра буду есть!
И. Коньков
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это - наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с медом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят все со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечет,
Для детишек объеденье,
Разевай по шире рот!
Приложение 3
Опыт: «Заплесневелый хлеб»
Цель: установить , что для роста мельчайших животных организмов (грибков) нужны определѐнные условия.
Материалы и оборудование: полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта.
Опыт отсрочен во времени! Ход:
-Ребята, а вы знаете о том, что хлеб может портиться? На нѐм начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Вместе с воспитателем дети составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в тѐплое место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в тѐплое сухое место без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течении нескольких дней: дети рассматриваю результаты через лупу и дают свои комментарии.
Результат: Во влажных тѐплых условиях появляется плесень, в сухих или холодных плесени нет.
Вывод: Для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и все грибы, растѐт и развивается в тѐплых и влажных условиях. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в прохладном и сухом месте.
Опыт: «Проращиваем пшеницу»
Цель: уточнить знания детей о необходимых условиях для роста и развития пшеницы
Материалы: семена для проращивания «Пшеница» Емкости и земля.
ХОД:
После беседы о том, какие по мнению детей, необходимы условия для роста и развития растений (солнечный свет, вода, тепло), детям было предложено проверить так ли это.
Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе в две емкости были помещены семена пшеницы. В первой емкости семена находились во влажной среде: на ватном диске и периодически поливались, а во второй емкости семена находились без влаги.
По истечении 2х дней были подведены итоги: семена, которые находились во влажной среде – проросли, а семена без влаги – нет.
Таким образом дети сделали вывод, что первым необходимым условием для развития растений является вода. Затем детям было предложено продолжить эксперимент. На втором этапе Семена совместными усилиями пересадили в три горшочка. Первый горшочек поставили в теплое место, но накрыли коробкой, тем самым ограничив попадание света на растение. Второй горшочек поставили рядом с первым, но на него попадал солнечный свет Третий горшочек поставили в хорошо освещаемое, но прохладное место. Все тир горшочка ребята периодически поливали.
Через четыре дня подвели итоги.
Растение в горшочке под №1 приобрело светлую окраску и вытянулось в длину.
Растение в горшочке №2, густо разрослось, имело яркую, насыщенную окраску.
Растение под №3, имело густую окраску, но росло не активно. Таким образом мы подтвердили, что для полноценного развития и роста пшеницы, чтобы был хороший урожай необходимы три условия - вода, солнечный свет и тепло.
Экспериментальная деятельность «Тепло и холод»
Цель: определение влияния температуры на поднятие теста
Чтобы определить, как влияет температура на поднятие теста и следовательно на готовый хлебобулочный продукт, необходимо:
замесить 2 клубочка теста из одинакового количества продуктов (положили муку, воду, сахар, дрожжи, масло растительное и, конечно, дрожжи). Дрожжи, положенные при замесе теста, сбраживают содержащиеся в муке сахаристые вещества, разлагая их на углекислый газ и спирт. Углекислый газ, образующийся в тесте в виде пузырьков, поднимает тесто и разрыхляет его.
затем один клубочек теста поставим расстаиваться в холодильник, а другой в теплое место. И оставим на 2 часа.
Вывод: для выпечки изделий из дрожжевого теста требуется температура 25-35°С, т.е выше комнатной. И тогда булочки получатся пышными, мягкими и очень вкусными. если температура ниже, то дрожжи не смогут сбродить и изделия получится жестким.
Приложение 4
Литовская сказка. «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка.
— Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть? — Ещѐ нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть? — Ещѐ нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть? — Ещѐ нет. Надо еѐ убрать.
— А когда уберѐшь, можно уж есть? — Ещѐ нет. Надо еѐ смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть? — Ещѐ нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечѐшь, можно есть? — Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.
Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом»
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля. – От неѐ пахнет лекарствами. Моя мама – врач.
Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлѐнно спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя.
Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь.
Все здесь, внученька. Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
В. Крупин «Отцовское поле»
Весь детский сад, кроме группы — малышовки, повели в поле, чтобы посмотреть, как работает комбайн. Они пришли в поле, там было два комбайна, но оба стояли. Там был и Ванин отец. Он озабоченно заглядывал вниз, под комбайн, и спрашивал: «Ну, как? Треснул или совсем?» Снизу, где на земле лежали комбайнеры, доносилось лязганье гаечных ключей.
Отец поздоровался с ребятами, кивнул Ване, не выдержал и полез сам посмотреть неисправность. Ребята обошли вокруг комбайна. Ваня был горд тем, что объяснял: «Это хедер называется, режет колосья, они по транспортеру идут на молотилку, она внутри.
Вверху бункер, там копится зерно, а потом его высыпают через этот рукав. А сзади копнитель, туда идет солома и там прессуется, а потом выбрасывается…»
- Юлия Герасимовна, — услышали они голос Ваниного отца, — отпустите Ваню, надо в мастерские сбегать, чтоб срочно сварщика сюда. Вал треснул, надо заварить. А мы пока его вывинтим, приготовим.
Ах, как сорвался с места и побежал Ваня! Даже не подождал разрешения. Дорога, по которой они шли все вместе, показалась сейчас в два раза короче. Вот и мастерские, Ваня, задыхаясь, объяснил, зачем его послали.
- Заводи аварийку! – скомандовал сварщик.
Взял Ваню под мышки и посадил в кабину машины «Техническая помощь». На машине дорога показалась вовсе короткой. В поле один комбайн уже работал, ходил по кругу, а другой стали ремонтировать.
Ребятам велели отвернуться, не смотреть на яркий огонь сварки. Трещину на валу заварили, потом, когда вал немного остыл, место сварки зачистили, вал поставили на место.
И вот по огромному просторному желтому полю ходили два комбайна, к ним подъезжали машины. Кузов в этих машинах был застелен брезентом, чтобы ни одно зернышко не пропало.
Юлия Герасимовна расставила ребят цепью вдоль скошенного пространства, и они прошли туда и обратно, соревнуясь, кто больше соберет упавших колосков. Каждый набрал немного, штук по десять, но когда они сложили их в одно место, то оказалось много. Эту грудку колосьев обмолотили отдельно, и ребята своими глазами видели тоненькую струйку золотистого теплого зерна, которое они спасли. Но радости этого дня на этом не кончились.
- Побудьте еще в поле, Юлия Герасимовна, — сказал отец Вани.
- Ой, не, нам давно пора. Нам обедать пора.
- А вы дойдите до речки, она же рядом, и руки вымойте, — сказал отец. – У нас для вас секрет.
Оказывается, он из полевого вагончика по рации попросил привезти в поле обед не только для механизаторов, но и на ребят, и предупредил, чтобы в детском саду их к обеду не ждали.
Вот уж это был обед так обед! Ребята ели свежий борщ со сметаной, котлеты, пили компот. И все ели с радостью и гордостью. Еще бы – обед был заработанный!
Приложение 5
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
Грамматическая игра «Угадай, что это?»
Учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
Ржаное — это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные — это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?
Грамматическая речевая игра «Придумай слово».
Развиваем словотворчество
Отгадай профессию.
На тракторе работает – кто? (тракторист),
На комбайне работает – кто? (комбайнер)
Землю пашет – кто? (землепашец).
Разводит овощи – кто? (овощевод).
Разводит свеклу – кто? (свекловод).
За семенами следит – кто? (семеновод).
На поле работает – кто? (полевод).
Выращивает лѐн кто? (льновод).
Сады выращивает – кто? (садовод).
Приложение 6
ПОЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ
1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
2. Белорусская сказка «Лѐгкий хлеб».
3. Константин Ушинский «Два плуга».
4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
5. Русская народная сказка «Колосок».
6. Э.Шим «Хлеб растѐт».
7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
8. Т.Аргези «Хлеб».
9. Д.Родари «Чем пахнут ремѐсла», «Какого цвета ремѐсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тѐплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой)
Приложение 7
Беседа о труде хлебороба
Программное содержание:
Уточнить, закрепить знания детей о труде хлеборобов (рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подаётся к столу).
Активизировать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий – комбайнёр, дождевальная установка.
Учить осмысленно отвечать на вопросы воспитателя и понятно для окружающих выражать свои мысли.
Воспитывать у детей уважение к хлебу и труду хлеборобов, выращивающих хлеб – самое главное богатство страны.
Индивидуальная работа.
Ход занятия:
- Дети, кем вы хотите стать, когда вырастите? (ответы детей)
- Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Вот именно долго и упорно. В какое время года много дел у хлебороба? Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики. Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги. Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.
По земле сырой и жёсткой
Там, где тракторы прошли
Неглубокие бороздки
В чёрной пашне пролегли.
И до вечера, и чаще
До полночи с темноты
Зёрна сыпались, как дождик
Точно дождик золотой.
Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.
Тихо встала рожь на цыпочки
Потянулась к небесам
Лето пёстрое рассыпалось
По полянам и лесам.
Солнце чертит в небе полосы
Птицы песни завели
Созревай же колос к колосу
Сладкий хлеб моей земли.
Будто солнцу улыбаясь
На соломке золотой
Дремлет медленно качаясь
Ржи колосик золотой. (Жуковский)
И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит». От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы — нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины.
За селом, за доном крайним
тропки сходятся в дали
На поля идут комбайны
Словно в море корабли.
И плывут они простором
Волны хлеба за бортом
Хорошо быть комбайнёром
Плавать в море золотом. (Белкин)
Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми и зерно о сыпется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям. От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище. Машины самые хорошие помощники, если с ними умело обращаться.
Сегодня мы вспомнили и поговорили о труде хлебороба, о том, как долго и трудно нужно потрудиться, чтобы вот из таких зёрен получить хлеб. Вот почему нужно с большим уважением относиться к хлебу, дорожить каждым куском. Не бросать хлеб. Не играть с ним, взятый кусок нужно доесть до конца. В этих кусках заложен огромный труд ваших пап и мам, всех землевладельцев. Не случайно о хлебе сказано много пословиц: «Хлеб – всему голова!», «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно» и др.
Издавна, самых дорогих гостей встречали русские люди хлебом и солью.
Приложение 8