Проект по конструированию
« Сколково – дорога в космос»
Тип проекта: практико – ориентированный.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Участники проекта: педагоги, родители, дети старшей группы
Возраст участников: 5-6 лет.
Актуальность: Москва – город с богатой историей и необозримым будущим. Знакомя детей с прошлым Москвы и настоящим, был выявлен интерес к современной архитектуре. Архитектурные сооружения – это часто произведения искусства. Эстетика архитектурного сооружения: красота, привлекательность каждого здания, сочетание внешнего и внутреннего облика, гармония композиционной формы и деталей оформления – важная особенность, на которую ребенок, прежде всего, обращает внимание.
Одним из путей познания для ребёнка является возможность практического воспроизведения того или иного объекта. Получение собственного творческого продукта особенно радует ребенка. Одним из видов деятельности, направленной на воплощение окружающего пространства, является конструирование, которое представляет объекты в самых существенных чертах и отношениях и имеет огромное значение для развития ребёнка, т.к. создавая конструкции / модели ребёнок начинает совершенно иначе воспринимать сам объект и качество восприятия значительно возрастает. Так, А.Р. Лурия в своих работах сделал вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л.А. Венгер. Он указывал, что сама конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А.Р. Лурия, Н.Л. Линьковой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Венгер и др.
Наблюдение за детьми в свободной деятельности показало, что при наличии большого интереса к конструктивной деятельности постройки отличаются хаотичностью, отсутствует представление, план о собственной деятельности.
Цель: активизировать мыслительно - поисковую деятельность детей, развитие индивидуальности каждого ребенка, творческих способностей детей по изобразительной деятельности и конструированию.
Задачи: приобщать детей к процессу конструирования; формировать предпосылки поисковой деятельности при использовании для конструирования бумаги; развивать творческое мышление и воображение; познакомить участников проекта с новыми технологиями и помочь их освоить.
Развитие конструктивных способностей детей проходило в три этапа, которые включали в себя непосредственную образовательную деятельность, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.
1-ый этап: знакомство с разнообразием архитектурных форм на примере современных построек Москвы, формирование умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.
Родители и дети создали коллекцию моделей достопримечательностей Москвы и пополнили предметно – окружающую среду группы. В ходе бесед было выявлено, что одним из наиболее интересных районов для детей стал комплекс Сколково, и постройка макета центра стало заключительным этапом нашего проекта.
Характерной особенностью процесса конструирования является воссоздание и преобразование (комбинирование) пространственных представлений (образов), что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. При этом особенно важно развитие пространственного воображения и образного мышления (Н.Н. Поддьяков). С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.
Представление о пространстве при этом складывается из конкретных признаков формы, величины, протяженности, объемности предметов, а также их структурных единиц: частей, деталей. Данная работа проводилась на НОД по ФЭМП. Блоки Дьенеша способствуют развитию таких логических операций, как анализ, сравнение, классификация, и др., учат понимать схемы.
2-ой этап: создание первых проектов.
На данном этапе дети учились представлять свою постройку посредством художественного творчества, проходило создание построек с использованием конструкторов различного вида. Также дети познакомились с конструктором из бумажных модулей, который состоит из квадратных и треугольных блоков. Для его создания детям необходимо освоить простые приёмы оригами, а для построек необходимо только неограниченное воображение и бумага.
Заключительной работой на данном этапе было проведение НОД Аппликация «Что нам стоит дом построить»
Цель: Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, развивая образные представления, воображение и творчество.
3-ий этап.
Заключительным этапом стало создание макета «Сколково» с проекцией в будущем. Дети более подробно познакомились с инновационным центром Сколково, его архитектурой. В ходе бесед поразмышляли о будущем центра, был спроектирован космодром.
Макет, создавался с помощью бумажных модулей и дополнен элементами конструктора Лего.
Коллективная работа
«Космический городок»
Цель: закрепление умения составлять план собственной постройки и выполнять её, познакомить с новым видом конструктора; развитие творческого мышления, внимания.
В
результате реализации данного проекта дети узнали много нового о Москве, познакомились с такой профессией как «Архитектор», были систематизированы знания в области «Познавательное развитие», в совместной работе дети научились согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
Дети научились проектировать и воплощать свои постройки, таким образом, сформировались представления о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества.
Детская инженерия - это инновационное мышление, представляемое как мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях и х
арактеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное, прагматичное и преобразующее, и данный вид деятельности, представленный в конструировании, необходимо развивать с дошкольного возраста.
Список литературы
1. Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников/ Ю. И. Дорогов, Е. Ю. Дорогова: Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2004.
2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2013.
3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016