СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по творчеству И. С. Тургенева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по творчеству И. С. Тургенева»

Тургенев Иван Сергеевич

Тургенев

Иван Сергеевич

Долгосрочный проект «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева – заключительный этап творческого пути писателя».

Долгосрочный проект

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева – заключительный этап творческого пути писателя».

В том-то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви…» (Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на съезде Общества русской словесности).

В том-то и заключается сила и величие русской литературы, что она способна вложить в сердца читающих свет истины, добра и любви…» (Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на съезде Общества русской словесности).

В работе над проектом принимали участие не только учителя МО русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14», но и учащиеся 5 -11 классов, а также преподаватели других учебных дисциплин: изобразительного искусства, музыки, технологии, информатики, так как современное преподавание литературы невозможно без метапредметных связей.

В работе над проектом принимали участие не только учителя МО русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 14», но и учащиеся 5 -11 классов, а также преподаватели других учебных дисциплин: изобразительного искусства, музыки, технологии, информатики, так как современное преподавание литературы невозможно без метапредметных связей.

Цель разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева с учетом их жанра в средних и старших классах общеобразовательной школы;

Цель

  • разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методическую систему изучения «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева с учетом их жанра в средних и старших классах общеобразовательной школы;
Гипотеза В результате работы над проектом у нас получится презентация, которую можно будет использовать на уроках литературы при изучении «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева

Гипотеза

В результате работы над проектом у нас получится презентация, которую можно будет использовать на уроках литературы при изучении «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева

Задачи 1)  провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения содержания понятий:

Задачи

  • 1) провести анализ литературоведческой и методической литературы с целью уточнения содержания понятий: "жанр", "стихотворения в прозе", поиска подходов к проблеме жанровой специфики произведения в школьном литературном образовании;
  • 2) выявить особенности психологической организации читателя-подростка и специфику восприятия учащимися средних классов произведений Тургенева разных жанров;
  • 3) определить своеобразие тургеневской повествовательной манеры и разработать систему уроков по анализу "Стихотворений в прозе" Тургенева в 5-11 классах с учетом их жанровой специфики;
Задачи 4)  разработать систему самостоятельных заданий, проблемных вопросов, которые сориентировали бы учащихся в определении специфики жанра стихотворений и обеспечивали динамику понимания особенностей анализируемых произведений; 5)  обосновать значение произведений И.С. Тургенева для нравственно - эстетического воспитания школьников; 6)  теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков (в рамках исследовательского проекта) по изучению произведений И.С. Тургенева с учетом жанра в плане выявления ее практической значимости для современной школы.

Задачи

  • 4) разработать систему самостоятельных заданий, проблемных вопросов, которые сориентировали бы учащихся в определении специфики жанра стихотворений и обеспечивали динамику понимания особенностей анализируемых произведений;
  • 5) обосновать значение произведений И.С. Тургенева для нравственно - эстетического воспитания школьников;
  • 6) теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной системы уроков (в рамках исследовательского проекта) по изучению произведений И.С. Тургенева с учетом жанра в плане выявления ее практической значимости для современной школы.
Методы исследования - метод теоретического исследования (изучения психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических и практических заданий семинара; - метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием вопроса об изучении произведений И.С. Тургенева в средних и старших классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы, их сочинений); - экспериментально-опытная работа по рекомендуемой методике велась на уроках учителей русского языка и литературы: Левашевой В.Г, Макаровой Н.К, Лазаренковой Е.А, Кабановой Н.Л, Решетниковой А.П., что дало положительные результаты.

Методы исследования

- метод теоретического исследования (изучения психологической, литературоведческой, педагогической и методической литературы для обоснования теоретических и практических заданий семинара;

- метод наблюдения (наблюдение за современным состоянием вопроса об изучении произведений И.С. Тургенева в средних и старших классах; изучение письменных и устных ответов учащихся на поставленные вопросы, их сочинений);

- экспериментально-опытная работа по рекомендуемой методике велась на уроках учителей русского языка и литературы: Левашевой В.Г, Макаровой Н.К, Лазаренковой Е.А, Кабановой Н.Л, Решетниковой А.П., что дало положительные результаты.

Этапы работы над проектом   Первый этап (сентябрь-ноябрь) - целеполагания и проблематизации: знакомство с теорией учебного проекта, определение заданий для каждой группы, теоретическое обоснование, определение аспектов исследования, изучение литературоведческих понятий; учителями русского языка осуществлялось наблюдение за деятельностью учащихся на уроках анализа произведений Тургенева, проводились беседы с учителями и школьниками по избранной нами теме исследования.

Этапы работы над проектом

  • Первый этап (сентябрь-ноябрь) - целеполагания и проблематизации:
  • знакомство с теорией учебного проекта, определение заданий для каждой группы,
  • теоретическое обоснование,
  • определение аспектов исследования,
  • изучение литературоведческих понятий;
  • учителями русского языка осуществлялось наблюдение за деятельностью учащихся на уроках анализа произведений Тургенева, проводились беседы с учителями и школьниками по избранной нами теме исследования.
 Этапы работы над проектом   Второй этап (декабрь - январь) – реализация проекта. Каждый из учителей МО русского языка и литературы подготовил папку с материалами для группы учащихся. Этот же педагог являлся консультантом, помогал учащимся достигнуть поставленной цели.

Этапы работы над проектом

  • Второй этап (декабрь - январь) – реализация проекта.
  • Каждый из учителей МО русского языка и литературы подготовил папку с материалами для группы учащихся. Этот же педагог являлся консультантом, помогал учащимся достигнуть поставленной цели.
Этап реализации Работа в группах (мини-проекты): 1 группа: «Иллюстрации к стихотворениям в прозе «Старуха», «Два брата», «Дурак», «Собака» - руководитель группы Левашева В.Г. 2 группа: «Средства выразительности в стихотворении в прозе «Воробей» - руководитель группы Макарова Н.К. 3 группа: «Разработка даймонда по стихотворениям в прозе «Нищий» и «Милостыня» - руководитель группы Решетникова А.П. 4 группа: «Работа с карточками – информаторами, составление схем – диаграмм при анализе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева по теме «Любовь, графика настроения, ритм «Стихотворений в прозе»- руководитель Кабанова Н.Л.

Этап реализации

  • Работа в группах (мини-проекты):
  • 1 группа: «Иллюстрации к стихотворениям в прозе «Старуха», «Два брата», «Дурак», «Собака» - руководитель группы Левашева В.Г.
  • 2 группа: «Средства выразительности в стихотворении в прозе «Воробей» - руководитель группы Макарова Н.К.
  • 3 группа: «Разработка даймонда по стихотворениям в прозе «Нищий» и «Милостыня» - руководитель группы Решетникова А.П.
  • 4 группа: «Работа с карточками – информаторами, составление схем – диаграмм при анализе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева по теме «Любовь, графика настроения, ритм «Стихотворений в прозе»- руководитель Кабанова Н.Л.
Этап реализации 1 группа: «Иллюстрации к стихотворениям в прозе «Старуха», «Два брата», «Дурак», «Собака» - руководитель группы Левашева В.Г.

Этап реализации

1 группа: «Иллюстрации к стихотворениям в прозе «Старуха», «Два брата», «Дурак», «Собака» - руководитель группы Левашева В.Г.

Этап реализации 2 группа: «Средства выразительности в стихотворении в прозе «Воробей» - руководитель группы Макарова Н.К.

Этап реализации

  • 2 группа: «Средства выразительности в стихотворении в прозе «Воробей» - руководитель группы Макарова Н.К.
Средства выразительности в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Воробей»

Средства выразительности

в стихотворении в прозе

И.С. Тургенева

«Воробей»

Цели минипроекта: углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;  выявить идею стихотворения; проанализировать использованные автором средства выразительности; совершенствовать навыки монологического высказывания.

Цели минипроекта:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить идею стихотворения;
  • проанализировать использованные автором средства выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.
«Воробей» История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год. Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу. Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой. Жанр – стихотворение в прозе.

«Воробей»

  • История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые оно было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.
  • Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.
  • Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.
  • Жанр – стихотворение в прозе.
Средства выразительности Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”. Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его” .

Средства выразительности

  • Эпитеты“молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.
  • Метафоры“ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его” .
Этап реализации 3 группа: «Разработка даймонда по стихотворениям в прозе «Нищий» и «Милостыня» - руководитель группы Решетникова А.П.

Этап реализации

  • 3 группа: «Разработка даймонда по стихотворениям в прозе «Нищий» и «Милостыня» - руководитель группы Решетникова А.П.
Даймонд Цель – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в творчестве Тургенева (на примере «Стихотворений в прозе»)  Даймонд – особая форма творческой работы.  Даймонд состоит из 7 строк. Dliamond(англ.) – от греческого «алмаз, бриллиант»

Даймонд

Цель – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в творчестве Тургенева (на примере «Стихотворений в прозе»)

Даймонд – особая форма творческой работы.

Даймонд состоит из 7 строк.

Dliamond(англ.) – от греческого «алмаз, бриллиант»

Алгоритм написания даймонда:   Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Алгоритм написания даймонда:

  •   Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.
  • Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
  • Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.
  • Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.
  • Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.
 Примеры даймонда:   1 Гипербола 2 Огромная, наибольшая. 3 Преувеличивает, преумножает, расширяет. 4 Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. 5 Преуменьшает, умаляет, суживает. 6 Крохотная, наименьшая 9 Литота. 1 Мастер.  2 Талантливый, одарённый.  3 Живёт в центре Москвы.  4 Книгу Мастера не приняли в издательстве.  5 Полное разочарование в окружающей его действительности.  6 Случайно во время одинокой прогулки встретился с Маргаритой.  7 Мастер и Маргарита обретают вечный покой в потустороннем мире. 1 Встреча.  2 Наступившая, желанная.  3 Тревожит, радует, происходит.  4 Встреча состоялась, 5 разлука впереди.  6 Горькая, долгая.  Бередит, томит, печалит.  7 Разлука.

Примеры даймонда:

1 Гипербола

2 Огромная, наибольшая.

3 Преувеличивает, преумножает, расширяет.

4 Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.

5 Преуменьшает, умаляет, суживает.

6 Крохотная, наименьшая

9 Литота.

1 Мастер. 2 Талантливый, одарённый. 3 Живёт в центре Москвы. 4 Книгу Мастера не приняли в издательстве. 5 Полное разочарование в окружающей его действительности. 6 Случайно во время одинокой прогулки встретился с Маргаритой. 7 Мастер и Маргарита обретают вечный покой в потустороннем мире.

1 Встреча. 2 Наступившая, желанная. 3 Тревожит, радует, происходит. 4 Встреча состоялась, 5 разлука впереди. 6 Горькая, долгая. Бередит, томит, печалит. 7 Разлука.

И. Тургенев «Милостыня » И. Тургенев «Нищий» 1.Милостыня 2. Нищий, усталый 3.Шатался, закапали, роздал 4.Осенила радость и подал милостыню 5.Купил, показался сладок, не было стыда 6. Малая, тихая 7. Щедрость 1. Нищий 2.Убогий, грязный 3. Протягивал, стонал, мычал 4. Получил подаяние от моего брата 5. Ждал, колыхалась, вздрагивала 6.Потерянный, смущенный 7.Богатый

И. Тургенев «Милостыня »

И. Тургенев «Нищий»

1.Милостыня

2. Нищий, усталый

3.Шатался, закапали, роздал

4.Осенила радость и подал милостыню

5.Купил, показался сладок, не было стыда

6. Малая, тихая

7. Щедрость

1. Нищий

2.Убогий, грязный

3. Протягивал, стонал, мычал

4. Получил подаяние от моего брата

5. Ждал, колыхалась, вздрагивала

6.Потерянный, смущенный

7.Богатый

Этап реализации 4 группа: «Работа с карточками – информаторами, составление схем – диаграмм при анализе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева по теме «Любовь, графика настроения, ритм «Стихотворений в прозе»- руководитель Кабанова Н.Л.

Этап реализации

  • 4 группа: «Работа с карточками – информаторами, составление схем – диаграмм при анализе «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева по теме «Любовь, графика настроения, ритм «Стихотворений в прозе»- руководитель Кабанова Н.Л.
https:// img-fotki.yandex.ru/get/9740/112265771.7cb/0_c2d4c_c32e39b6_XL.png  http:// dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ivan_Turgenev_Signature.jpg  Шрифт - Agatha-Modern http:// narodna-osvita.com.ua/uploads/posts/2014-01/1389586509_turgenev.png  Рабочий слайд Титульный слайд

https:// img-fotki.yandex.ru/get/9740/112265771.7cb/0_c2d4c_c32e39b6_XL.png

http:// dic.academic.ru/pictures/wiki/files/73/Ivan_Turgenev_Signature.jpg

Шрифт - Agatha-Modern

http:// narodna-osvita.com.ua/uploads/posts/2014-01/1389586509_turgenev.png

Рабочий слайд

Титульный слайд