Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Нижневартовская православная гимназия»
ПРОЕКТ:
Организация оздоровительной
площадки с дневным пребыванием детей
Нижневартовской православной гимназии
Авторы проекта:
учителя начальных классов
ШмелеваТатьяна Васильевна
Горбунова Татьяна Николаевна
2014 год
Сейчас в гимназии обучается 181 учащихся с 1 по 10 класс.
Учебный план гимназии включает в себя предметы необходимые для полноценной реализации программ, согласно утвержденных федеральных образовательных стандартов. Что в дальнейшем предоставляет широкий круг возможностей для получения высшего образования. Помимо общеобразовательных предметов, в гимназии преподаются «Основы православной культуры», литургика, история церкви, церковнославянский и латинский языки. Высококвалифицированные педагоги обучают детей хоровому пению, живописи, драматическому искусству. Помимо этого, творческие способности учеников гимназии развиваются в кружках и клубах по интересам и спортивных секциях. Наши гимназисты – участники и победители различных интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований.
К сожалению, самой большой проблемой на сегодняшний день в нашей гимназии является высокий показатель детей с патологией здоровья:
36% - учащихся имеют нарушение осанки;
11% - сколиоз;
6% - плоскостопие;
6% - заболевания верхних дыхательных путей,
8% - нарушение зрения;
4% - хирургическая патология;
3% - ожирение.
При нарушении осанки и сколиозе начальных степеней у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. У многих детей с подобными диагнозами ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.
Практика показывает, что занятия в больших группах не дают возможности проследить за правильностью выполнения упражнений каждым ребенком в отдельности, в спортивном зале (единственном на гимназию) или учебном классе нет условий для проведения специальных упражнений на коррекцию осанки, выполнение которых предполагает использование различного инвентаря (коврики, гимнастические палки, стенка, мячи, фитболы и т.д.).
Исходя из создавшейся ситуации, летом в 2013 году была организована оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей православной гимназии.
Цель проекта:
Организация оздоровительной площадки для поддержания и улучшения здоровья учащихся православной гимназии.
Задачи проекта:
Создать творческую группу по разработке проекта.
Создать координационный совет.
Составить план реализации проекта.
Проверить и сделать анализ состояния и корректировку плана материально-технического развития школы.
Создать нормативно-правовые условия для организации летней оздоровительной площадки для учащихся православной гимназии.
Укомплектовать кадры оздоровительной площадки.
Провести мониторинг заболеваний учащихся со специальной группой здоровья.
Пройти повышение квалификации учителям физической культуры.
Приобрести оборудование и спортивный инвентарь по смете расходов для оздоровления учащихся.
Укомплектовать группы.
Введение соответствующей документации по нормированию, планированию и оздоровления учащихся на площадке.
Провести мониторинг физического развития учащихся, посещающих оздоровительную площадку.
Показать положительную динамику показателей физического развития учащихся.
14. Обобщить опыт работы на городском уровне по охране и укреплению здоровья учащихся.
Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике заболеваний. Метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней.
Средства физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Понятие "Здоровьесберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровьесберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе.
Целевая аудитория:
Проект рассчитан на учащихся 1-8 классов, которые посещают летнюю оздоровительную площадку.
Группы в летней оздоровительной площадке комплектуются по возрастному принципу. Дети с различными нарушениями ОДА занимаются вместе, т.к., во-первых, часто встречаются различные нарушения у одного ребенка (например, нарушение осанки и плоскостопие), и, во-вторых, очень часто одно нарушение ведет к другому (например, если у ребенка плоскостопие, то из-за неправильного распределения веса тела искривляется позвоночник). А также на каждом занятии отводится время на индивидуальную работу с каждым ребенком (индивидуальные комплексы упражнений, корригирующие позы).
Этапы реализации проекта:
Организационный – 1.03. 2014г. –31.05. 2014г.
Основной – 1.06.2014- 30.06.2014г.
Заключительный –1.07.2014г. -31.07.2014г.
Рабочий план реализации проекта
1 этап – организационный
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Создание творческой группы по разработке проекта | март-апрель 2014 г | педагоги | зам. директора по ВР |
2 | Создание координационного совета | март 2014 | педагоги | директор гимназии |
3 | Составление плана реализации проекта | март-апрель 2014 г. | педагоги | зам. директора по ВР |
4 | Проверка и анализ состояния спортивной материально-технической базы и корректировка плана материально-технического развития гимназии | март-апрель 2014 г., ежегодно | хозяйственная служба | зам. директора по АХЧ |
5 | Создание нормативно-правовых условий для организации оздоровительной площадки для учащихся православной гимназии. | март-апрель 2014 г. | педагоги | зам. директора по УВР, АХЧ, учителя физкультуры |
6 | Комплектование кадров | март-май 2014 г. | педагоги | директор гимназии |
7 | Мониторинг заболеваний учащихся, посещающих оздоровительную площадку. | март-май 2014 г. | учащиеся | мед работник, учителя физической культуры |
2 этап – основной
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Участие в городском конкурсе общественно значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций | май 2014г. | педагоги | творческая группа по разработке проекта |
2 | Повышение квалификации учителей физической культуры | по мере необходи мости | педагоги | зам. директора по УВР |
3 | Подготовка кабинетов для оздоровительной площадки. | май- июнь 2014г. | хозяйственная служба | зам. директора по ХЧ |
4 | Приобретение оборудования и спортивного инвентаря по смете расходов для спортивного зала | срок получения гранта | хозяйственная служба | зам. директора по АХЧ |
5 | Составление сметы расходов спортивного оборудования и инвентаря для спортивного зала | срок получения гранта | хозяйственная служба | зам. директора по ХЧ |
6 | Проведение собрания для родителей учащихся, посещающих оздоровительную площадку | 1 раз в месяц | родители | зам. директора по ВР |
7 | Комплектование групп оздоровительной площадки | май 2014г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
8 | Введение соответствующей документации по нормированию, планированию и учету эффективности оздоровительной площадки | май- июнь 2014г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
9 | Составление расписания занятий групп, занимающихся в спортивном зале | июнь 2014г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
10 | Разработка и оформление странички оздоровительной площадки на гимназическом сайте | июнь 2014 г. | педагоги, родители, учащиеся | зам. директора по ВР |
11 | Мониторинг посещения учащихся оздоровительной площадки | июнь 2014 г. | учащиеся | зам. директора по ВР |
12 | Мониторинг физического развития учащихся, посещающих оздоровительную площадку | июнь 2014 г. | учащиеся | учителя физкультуры |
15 | Сотрудничество с организациями дополнительного образования | постоянно | учащиеся | зам. директора по ВР |
16 | Развитие и совершенствование спортивной инфраструктуры гимназии | постоянно | педагоги, хозяйственная служба | директор гимназии, зам. директора по ВР, АХЧ |
3 этап – этап заключительный
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Анализ достижений запланированных целевых показателей | июль 2014 г. | педагоги, учащиеся | зам. директора по УВР, учителя физкультуры |
3 | Обобщение опыта работы на городском уровне | июль 2014г. | педагоги, | зам. директора по УВР, ВР, учителя корригирую- щей гимнастики |
4 | Перспектива дальнейшего развития проекта | июль 2014 г. | учащиеся | Координа ционный центр |
Проблема
На педагогическом совете НОУ НПГ в 2013-14 учебном году были обсуждены итоги работы летней оздоровительной площадки.
Функционирование летней оздоровительной площадки при гимназии позволило
1) получить значительный оздоровительный эффект за счет целесообразного планирования оздоровительных мероприятий, умелой их организации, грамотного подбора кадров, умеющих обеспечить индивидуальный подход к детям,
2) реализовать основные направления деятельности по их оздоровлению;
3) выстроить системным образом комплекс мероприятий, способствующих укреплению психического, социального и физического здоровья;
повысить оздоровительный потенциал каждого мероприятия;
учитывать интересы, потребности, возможности детей при построении оздоровительной деятельности;
организовать оздоровительный режим с учетом состояния здоровья детей.
результаты:
в спортивный зал гимназии и произведена оплата коммунальных услуг учреждения.
Создание нормативно-правовой базы для оздоровительной площадки.
Укомплектование кадрами оздоровительную площадку– 8 человек.
Создание банка данных о динамике здоровья обучающихся;
Повышение квалификации учителей ФК– 1 человек.
Приобретение оборудования и спортивного инвентаря по смете расходов для спортзала.
Разработка комплексов по физической культуре– 5 шт.
Комплектование спортивных групп - 8.
Положительная динамика отсутствия заболеваемости ОРЗ, ОРВИ на 5 %.
Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата учащихся на 3 %.
Сокращение пропусков уроков по болезни ежегодно на 5%.
Повышение качественной успеваемости на 6 %.
Увеличение объема недельной двигательной нагрузки до 3-4 часов.
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования (посещение оздоровительной площадки учащимися ) до 20%.
Модернизация материально-технической базы школы более чем на 5%.
Обобщение опыта работы на городском уровне по охране и укреплению здоровья учащихся – не обобщён.
ЦВЦЦВ
Вывод: Цели и задачи проекта достигнуты от 30% до 50%. Так как средства гранта в основном пошли на оплату коммунальных услуг. А три тренажёра, закупленные для оздоровления детей в летней оздоровительной площадке, были приобретены после окончания работы площадки. Координационный совет с творческой группой по разработке проекта решили продолжить работу по данному направлению, чтобы в полном объёме достичь цели и задачи проекта.
Смета расходов
п/п | Наименование товара | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
| Фитбольные мячи | 20 | 1 000 | 20 000 |
| Спортивные маты | 10 | 1 000 | 10 000 |
| Коврики гимнастические | 30 | 1 000 | 30 000 |
| Комплексный тренажёр | 2 | 30 000 | 60 000 |
| Шведская стенка (гимнастическая) | 2 | 20 000 | 40 000 |
| Гантели-утяжелители | 10 | 1 000 | 10 000 |
| Эспандеры кистевые | 10 | 1 000 | 10 000 |
| Набивные мячи | 20 | 500 | 10 000 |
| Обручи гимнастические | 20 | 500 | 10 000 |
| Тренажер детский механический (разного вида) | 15 | 4 000 | 60 000 |
| Итого: | | | 260. 000 |
Схема управления проектом
Для координации деятельности педагогического коллектива по достижению цели и задач проекта директором гимназии создан координационный совет, в состав которого вошли заместители директора, курирующие сферу обучения, воспитания и здоровьесбережения. Для принятия управленческих, конструктивных решений и координации действий заседания планируется проводить 1 раз в месяц.
Структура управления представляет собой следующую модель:
Создана творческая группа по разработке и составлению плана реализации проекта.
Заместитель директора по АХЧ делает проверку и анализ состояния материально-технической базы, приобретает оборудование и спортивный инвентарь по смете расходов для спортивного кабинета, производит оплату по тепловой, электроэнергии и подаче воды за период оздоровительной площадки.
В июне, в оздоровительной площадке медицинский работник школы определяет физкультурную группу, группу здоровья в соответствии с состоянием здоровья детей и рекомендациями врачей.
Учителя ФК проходят повышение квалификации, разрабатывают комплексы для занятий.
Заместителем директора по ВР проводится анализ занятости учащихся в спортивных кружках и секциях в ОП.
Классные руководители совместно с учителями физической культуры проводят анализ посещаемости занятий ОП.
Учителя физической культуры и медработник комплектуют группы учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях и проводят 1 раз в месяц мониторинг физического развития учащихся.
Ожидаемые результаты:
социально ориентированных некоммерческих организаций – получение гранта
Создание нормативно-правовой базы для оздоровительной площадки
Укомплектование кадрами оздоровительную площадку– 8 человек.
Создание банка данных о динамике здоровья обучающихся;
Повышение квалификации учителей ФК– 2 человека.
Приобретение оборудования и спортивного инвентаря по смете расходов для спортзала.
Разработка комплексов по физической культуре– 5 шт.
Комплектование спортивных групп - 8.
Положительная динамика отсутствия заболеваемости ОРЗ, ОРВИ на 15-20%.
Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата учащихся на 5-7%.
Сокращение пропусков уроков по болезни ежегодно на 10-15%.
Повышение качественной успеваемости ежегодно на 5-10%.
Увеличение объема недельной двигательной нагрузки до 6-7 часов.
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования (посещение оздоровительной площадки учащимися ) до 30%.
Модернизация материально-технической базы школы более чем на 20%.
Обобщение опыта работы на городском уровне по охране и укреплению здоровья учащихся.
Перспектива:
В настоящее время, при переходе на ФГОС, ученик начальной школы у нас находится в стенах гимназии от 8 до 10 часов. Таким образом, существует потребность в улучшении инфраструктуры, связанной со здоровьесбережением, а также с организацией позитивного досуга учащихся в формах, позволяющих достигать, прежде всего, релаксации. Для учащихся начальной школы оно возможно, прежде всего, через игру. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие.
Таким образом, в перспективе, приобретаемое оборудование для спортивного зала (детский велотренажер, комплексный тренажер и др.), будет выполнять функцию релаксации: выполняющее непосредственно игровую функцию и направленное на развитие силовой и двигательной активности младших школьников гимназии).
Литература:
Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекионно-развивающее обучение: Нач.классы/Сост. Л.А.Вохмянина. - М.: Дрофа, 2009.
Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р.Гатиатулин. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2010.
13