Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Нижневартовская православная гимназия»
ПРОЕКТ:
Создание кабинета корригирующей гимнастики
с целью оздоровления учащихся православной гимназии
2014 год
Сейчас в гимназии обучается 190 учащихся с 1 по 9 класс.
Учебный план гимназии включает в себя предметы необходимые для полноценной реализации программ, согласно утвержденных федеральных образовательных стандартов. Что в дальнейшем предоставляет широкий круг возможностей для получения высшего образования. Помимо общеобразовательных предметов, в гимназии преподаются «Основы православной культуры», литургика, история церкви, церковнославянский и латинский языки. Высококвалифицированные педагоги обучают детей хоровому пению, живописи, драматическому искусству. Помимо этого, творческие способности учеников гимназии развиваются в кружках и клубах по интересам и спортивных секциях. Наши гимназисты – участники и победители различных интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований.
К сожалению, самой большой проблемой на сегодняшний день в нашей гимназии является высокий показатель детей с патологией здоровья.
Официальные показатели результатов медицинской диагностики учащихся нашей гимназии, подтверждая общую картину, свидетельствуют об ухудшении здоровья: процент практически здоровых детей снизился с 9% в 2010г. до 5% в 2012г., со 2 гр.здоровья – с 61 в 2010г. до 51 в 2012г. процент учащихся с 3 гр.здоровья возрос с 10% в 2010 до 14% в 2012г. Соответственно произошло перераспределение учащихся по физкультурным группам: процент основной группы снизился (с 67 до 54), а подготовительной вырос с 12 до 16 %.
Первое место в структуре заболеваемости наших учащихся занимает опорно-двигательная система –53%:
36% - имеют нарушение осанки;
11% - сколиоз;
6% - плоскостопие.
Далее:
12% - желудочно-кишечный тракт:
6% - заболевания верхних дыхательных путей,
8% - нарушение зрения;
4% - хирургическая патология;
3% - ожирение.
При нарушении осанки и сколиозе начальных степеней у ребенка наблюдаются задержка развития двигательных умений и навыков, задержка и нарушение процессов костеобразования, слабость связочно-мышечного аппарата и связанные с ними недостаточное развитие мышечного корсета, обострение сопутствующих заболеваний, снижающих уровень физического развития и соматического здоровья ребенка. У многих детей с подобными диагнозами ослаблена нервная система, замедлена скорость мыслительных процессов, понижена работоспособность, повышена утомляемость.
Гимназия предпринимает определенные усилия для стабилизации сложившегося положения, однако ситуацию переломить не удается, т.к. во-первых, мы считаем, причина в том, что работа ведется на массовую аудиторию, а не отдельно на каждого ребенка.
Практика показывает, что занятия в больших группах не дают возможности проследить за правильностью выполнения упражнений каждым ребенком в отдельности, и во-вторых, в спортивном зале (единственном на гимназию) или учебном классе нет условий для проведения специальных упражнений на коррекцию осанки, выполнение которых предполагает использование различного инвентаря (различные тренажёры, гантели-утяжелители, коврики, гимнастические палки, стенка, мячи, фитболы и т.д.).
Исходя из создавшейся ситуации, считаем необходимым и своевременным создание в гимназии кабинета корригирующей гимнастики для занятий с детьми, имеющими медицинские показания, это – 95% учащихся.
Цель проекта:
Создание постоянно действующего кабинета корригирующей гимнастики содействия здоровью детей на базе гимназии.
Организация индивидуального подхода для поддержания и улучшения здоровья учащихся со специальной группой.
Задачи проекта:
Создать творческую группу по разработке проекта.
Создать координационный совет.
Составить план реализации проекта.
Проверить и сделать анализ состояния и корректировку плана материально-технического развития школы.
Создать нормативно-правовые условия для корригирующей гимнастики в гимназии.
Укомплектовать кадры в кабинет корригирующей гимнастики.
Провести мониторинг заболеваний учащихся со специальной группой здоровья.
Пройти повышение квалификации учителям корригирующей гимнастики.
Подготовить и сделать ремонт кабинета для занятий корригирующей гимнастики.
Приобрести оборудование и спортивный инвентарь по смете расходов для кабинета корригирующей гимнастики.
Разработать комплексы корригирующей гимнастики.
Укомплектовать группы.
Введение соответствующей документации по нормированию, планированию эффективности корригирующей гимнастики.
Провести мониторинг физического развития учащихся, занимающихся корригирующей гимнастики.
Показать положительную динамику показателей физического развития учащихся.
16. Обобщить опыт работы на городском уровне по охране и укреплению здоровья учащихся.
Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений. Корригирующей гимнастики- составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней.
Средства лечебной физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Понятие "Здоровьесберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровьесберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе.
Целевая аудитория:
Проект рассчитан на учащихся 1-8 классов, которым рекомендовано заниматься корригирующей гимнастикой (по заключению врача после медицинской комиссии).
Группы комплектуются по возрастному принципу. Дети с различными нарушениями ОДА занимаются вместе, т.к., во-первых, часто встречаются различные нарушения у одного ребенка (например, нарушение осанки и плоскостопие), и, во-вторых, очень часто одно нарушение ведет к другому (например, если у ребенка плоскостопие, то из-за неправильного распределения веса тела искривляется позвоночник). А также на каждом занятии отводится время на индивидуальную работу с каждым ребенком (индивидуальные комплексы упражнений, корригирующие позы).
Этапы реализации проекта:
Организационный – 1.03. 2013г. –31.05. 2013г.
Основной – 1.06.2013- 1.02.2014г.
Заключительный – 2.02.2014г. -1.03.2014г.
Рабочий план реализации проекта
1 этап – организационный
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Создание творческой группы по разработке проекта | март-апрель 2013 г | педагоги | зам. директора по ВР |
2 | Создание координационного совета | март 2013 | педагоги | директор гимназии |
3 | Составление плана реализации проекта | март-апрель 2013 г. | педагоги | зам. директора по ВР |
4 | Проверка и анализ состояния спортивной материально-технической базы и корректировка плана материально-технического развития школы | март-апрель 2013 г., ежегодно | хозяйственная служба | зам. директора по АХЧ |
5 | Создание нормативно-правовых условий для корригирующей гимнастики в гимназии | март-апрель 2013 г. | педагоги | зам. директора по УВР, АХЧ, учителя физкультуры |
6 | Комплектование кадров | март-май 2013 г. | педагоги | директор гимназии |
7 | Мониторинг заболеваний учащихся со специальной группой здоровья | март-май 2013 г. | учащиеся | мед работник, учителя физической культуры |
2 этап – основной
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Участие в городском конкурсе общественно значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций | май 2013г. | педагоги | творческая группа по разработке проекта |
2 | Повышение квалификации учителей корригирующей гимнастики | по мере необходи мости | педагоги | зам. директора по УВР |
3 | Подготовка и ремонт кабинета для занятий корригирующей гимнастики | июнь- август 2013г. | хозяйственная служба | зам. директора по ХЧ |
4 | Приобретение оборудования и спортивного инвентаря по смете расходов для кабинета корригирующей гимнастики | срок получения гранта | хозяйственная служба | зам. директора по АХЧ |
5 | Установка оборудования и спортивного инвентаря в кабинете корригирующей гимнастики | срок получения гранта | хозяйственная служба | зам. директора по ХЧ |
6 | Проведение собрания для родителей учащихся со специальной группой здоровья | 2 раза в год | родители | зам. директора по ВР |
7 | Разработка комплексов по корригирующей гимнастики | август 2013г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
8 | Комплектование групп корригирующей гимнастики | сентябрь 2013г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
9 | Оздоровление членов педагогического коллектива гимназии. | 2013-14гг. | педагоги | учителя физкультуры |
10 | Введение соответствующей документации по нормированию, планированию и учету эффективности корригирующей гимнастики. | июнь- декабрь 2013г. | педагоги | зам. директора по УВР |
11 | Составление расписания занятий групп корригирующей гимнастики | сентябрь 2013г. | учащиеся | зам. директора по УВР |
12 | Разработка и оформление странички корригирующей гимнастики на гимназическом сайте | октябрь 2013 г. | педагоги, родители, учащиеся | зам. директора по ВР |
13 | Мониторинг занятости учащихся корригирующей гимнастики | 2 раза в год | учащиеся | зам. директора по ВР |
14 | Мониторинг физического развития учащихся, занимающихся корригирующей гимнастики | 2 раза в год | учащиеся | учителя физкультуры |
15 | Сотрудничество с организациями дополнительного образования | постоянно | учащиеся | зам. директора по ВР |
16 | Развитие и совершенствование спортивной инфраструктуры школы | постоянно | педагоги, хозяйственная служба | директор гимназии, зам. директора по ВР, АХЧ |
3 этап – этап заключительный
№ | Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Ответственный |
1 | Анализ достижений запланированных целевых показателей | 2014 г. | педагоги, учащиеся | зам. директора по УВР, учителя физкультуры |
2 | Совершенствование обучающимися навыками владения индивидуальными упражнениями корригирующей гимнастики | 2014г. | учащиеся | учителя физкультуры |
3 | Обобщение опыта работы на городском уровне | 2014г. | педагоги, | зам. директора по УВР, ВР, учителя корригирую- щей гимнастики |
4 | Перспектива дальнейшего развития проекта | 2014г. | учащиеся | Координа ционный центр |
Смета расходов
№ п/п | Наименование товара | Количество | Цена (руб.) | Сумма (руб.) |
1. | Велотренажёр | 1 | 20 000 | 20 000 |
2. | Беговая дорожка | 1 | 20 000 | 20 000 |
3. | Комплексный тренажёр | 1 | 30 000 | 30 000 |
4. | Коврики гимнастические | 5 | 200 | 1 000 |
5. | Шведская стенка (гимнастическая) | 1 | 20 000 | 20 000 |
7. | Гантели-утяжелители | 10 | 1 000 | 10 000 |
8. | Эспандеры кистевые | 10 | 1 000 | 10 000 |
| Итого: | | | 111. 000 |
Схема управления проектом
Для координации деятельности педагогического коллектива по достижению цели и задач проекта директором гимназии создан координационный совет, в состав которого вошли заместители директора, курирующие сферу обучения, воспитания и здоровьесбережения. Для принятия управленческих, конструктивных решений и координации действий заседания планируется проводить 1 раз в месяц.
Структура управления представляет собой следующую модель:
Создана творческая группа по разработке и составлению плана реализации проекта.
Заместитель директора по АХЧ делает проверку и анализ состояния материально-технической базы, приобретает оборудование и спортивный инвентарь по смете расходов для кабинета корригирующей гимнастики.
В сентябре медицинский работник школы определяет физкультурную группу, группу здоровья в соответствии с состоянием здоровья детей и рекомендациями врачей.
Учителя корригирующей гимнастики проходят повышение квалификации, разрабатывают комплексы для занятий.
Заместителем директора по ВР проводится анализ занятости учащихся в спортивных кружках и секциях.
Классные руководители совместно с учителями физической культуры проводят анализ посещаемости занятий корригирующей гимнастики каждым учеником со специальной группой.
Учителя физической культуры и мед работник комплектуют группы учащихся со специальной группой здоровья и проводят 2 раза в год мониторинг физического развития учащихся, занимающихся корригирующей гимнастикой.
Ожидаемые результаты:
социально ориентированных некоммерческих организаций – получение гранта
Создание нормативно-правовой базы для корригирующей гимнастики в гимназии
Укомплектование кадрами кабинета корригирующей гимнастики– 2 человека.
Создание банка данных о динамике здоровья обучающихся;
Повышение квалификации учителей корригирующей гимнастики– 2 человека.
Ремонт кабинета для занятий корригирующей гимнастики.
Приобретение оборудования и спортивного инвентаря по смете расходов для кабинета корригирующей гимнастики на сумму – 111 000 рублей.
Разработка комплексов покорригирующей гимнастике–10 шт.
Комплектование групп - 12.
Положительная динамика отсутствия заболеваемости ОРЗ, ОРВИ на 15-20%.
Улучшение состояния опорно-двигательного аппарата учащихся на 5-7%.
Сокращение пропусков уроков по болезни ежегодно на 10-15%.
Повышение качественной успеваемости ежегодно на 5-10%.
Увеличение объема недельной двигательной нагрузки до 6-7 часов.
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования (посещение занятий корригирующей гимнастики учащимися со специальной группой) до 100%.
Модернизация материально-технической базы школы более чем на 50%.
Обобщение опыта работы на городском уровне по охране и укреплению здоровья учащихся.
Перспектива:
В настоящее время, при переходе на ФГОС, ученик начальной школы у нас находится в стенах гимназии от 8 до 10 часов. Таким образом, существует потребность в улучшении инфраструктуры, связанной со здоровьесбережением, а также с организацией позитивного досуга учащихся в формах, позволяющих достигать, прежде всего, релаксации. Для учащихся начальной школы оно возможно, прежде всего, через игру. Психологи доказали: в игре интенсивно развивается психика, с максимальной эффективностью работают память, мышление, восприятие.
Таким образом, в перспективе, приобретаемое оборудование для кабинета корригирующей гимнастики (шведская стенка гимнастическая, детский велотренажер, детский тренажер "Беговая дорожка", комплексный тренажер, эспандеры кистевые, и др.), будет выполнять функцию релаксации: выполняющее непосредственно игровую функцию и направленное на развитие силовой и двигательной активности младших школьников гимназии (не только учащихся со специальной группой здоровья).
Литература:
Коррекция нарушений осанки у школьников. Методические рекомендации/ Науч.ред. Г.А.Халемский. - СПб.: Детство-пресс, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекионно-развивающее обучение: Нач.классы/Сост. Л.А.Вохмянина. - М.: Дрофа, 2009.
Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс/ Н.А.Потапова, Л.М.Кротова, Р.Р.Гатиатулин. - М.: НЦ ЭНАС, 2006.
Физическая культура: Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2010.
12