ПРОЕКТ: «Правила дорожного движения –
нужно знать всем, без исключения!»
Участники проекта: воспитатели, родители, дети старших к школе групп.
Срок реализации: с 16 – 31 мая.
Тип проекта: краткосрочный, информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, Художественно – эстетическое развитие, Социально – коммуникативное развитие, Физическое развитие.
Проблема:
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Актуальность проблемы:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.
Цель проекта: Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта:
1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.
3. Закрепить знания о работе светофора.
4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
Краткая аннотация проекта:
В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (интегрированные НОД, тематические развлечения, комплексные занятия) и через совместную деятельность педагога с детьми, (беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры), а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями (изготовление макетов, тематических рисунков).
Пояснительная записка.
Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной.
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества дорожно - транспортных происшествий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.
Количество ДТП по вине самих детей увеличивается.
Чаще всего участниками дорожно – транспортных происшествий становятся дети – пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. В каждой третьей аварии пострадавшими являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Исходя из выше сказанного с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, выбирая наиболее подходящие для того или иного возраста формы и методы обучения.
Осуществление проекта
1 этап: Подготовительный.
Постановка проблемы. Определение целей и задач проекта.
Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.
2 этап: Основной
Организационные формы работ
Разделы проекта | Виды деятельности воспитателя | Виды деятельности детей |
Художественно-речевая деятельность | Чтение художественной литературы В.Арбекова «Про умных зверушек», Н. Носов «Автомобиль» Составление рассказов, разучивание стихов, пословиц, загадок, песен. Беседы: «Правила для пешеходов», «Мы - пассажиры», «Что делает работник ГИБДД?», «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?». «О чём говорят дорожные знаки» «Светофор и его сигналы» «Мы знакомимся с улицей» «Знай и выполняй правила уличного движения» «Будем внимательны и осторожны» | Рассматривание картин, наблюдения на экскурсиях, беседы, разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов |
Игровая деятельность | 1. Четвертый лишний 2. Игра в слова 3. Группы дорожных знаков 4. Виды транспорта 5. «Теремок» 6. Объяснялки 7. Узнай дорожный знак |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Улица нашего городка», «Весёлый светофор» Раскрашивание альбомов по теме, штриховка «Машина». Аппликация «Светофорчик», «Автобус», «Мой дом», «Новый знак». | Цель: Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. |
Моделирование ситуаций | «Запрещается-разрешается» «Играем на улице» «По дороге из детского сада» |
Работа с родителями | Папки-передвижки о безопасности дошкольников на дорогах. Проведение инструктажа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Консультации |
3 этап: Заключительный.
Выступление агитбригады: Сказка-инсценировка по Правилам Дорожного Движения «Веселый светофор»
Задачи: Учить определять места игр и катания на дороге.
Познакомить и закрепить дорожные знаки, регламентирующие передвижения пешехода.
Закрепить в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения.
Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
Воспитывать культуру поведения на дорогах.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Вывод: Таким образом, по завершению данного проекта я пришла к выводу, что реализация позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения», « Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».
Систематизированы представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.
Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города. Так же совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, обучению умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
Список литературы:
Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М. :АСТ, 1998.
Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс. 2009.
Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
Шорыгина Т. А. Осторожные сказки М. Книголюб, 2004.
Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2010.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. М. ТЦ «Сфера», 2011.
Радзиевская Л.И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.